Пн, 17 Января, 2022
Липецк: -4° $ 74.29 84.07

Сжимают металл трубачи

Владимир Акимов | 29.03.2010

Лебедянскую общественность взбудоражила неслыханная дерзость: как могли сочетаться в программе заранее объявленного концерта и стоять в одном ряду два, на первый взгляд, несовместимых по смыслу и значению понятия: «мошенница-труба» и «Великая Победа».

о всё оказалось весьма логично и вполне оправданно. Именно на трубе (её предшественницей был сигнальный рожок) играли для войск призывные, мобилизующие военные сигналы-мелодии. А первоначальное назначение этого инструмента – военное. Под мошенничеством подразумевается изощрённое хитросплетение извлекаемых из духового инструмента звуков и мелодий. Изюминка в том, что ноги служивых, игнорируя человеческую усталость, сами буквально «просятся» встать в строй. Жить при этом хотелось с гордо поднятой головой, а если и суждено умереть, то красиво! Под трубные патриотические звуки совершались военные подвиги и значительные победы. А в торжественных маршах, когда праздновалась народная виктория, опять же солировала вездесущая труба.

И в мирное время она хотя и подзабыта, но часто востребована, почитаема россиянами. Представляете себе парад без духового оркестра и колонны, вышагивающей под маршевую «Славянку»? Спросите любого ветерана-фронтовика: с чем ассоциируется в его сознании настоящий праздник? – и он наверняка ответит вам: ну уж, конечно, не с попсовыми мотивами!

И душу рвёт мошенница-труба

Знатоки утверждают, что все великие мировые открытия нынче возможны только на стыке наук. Судя по всему, и в настоящем искусстве наблюдается похожая тенденция. Вроде бы чем может удивить искушенного зрителя концерт духового оркестра, даже будь в его составе талантливые виртуозы? Но если для выразительных средств находятся оригинальные инструменты воздейст-вия-проникновения в человеческие души, то успех превосходит все ожидания. В этом смысле очень удачен творческий проект – липецкий джазовый ансамбль духовых инструментов «Элит брасс бэнд» и лебедянский народный театр «Улыбка». Эти коллективы сумели гармонично слить воедино три популярных жанра искусства – качественное кино, театр и музыку.

... Очень неожиданно в зале, заполненном лебедянцами, появляется «туристическая» группа из «Германии», сопровождаемая экскурсоводом. Дама ненавязчиво, но во всеуслышание читала популярную «лекцию» об историческом прошлом многонационального духового инструмента. А сама виновница торжества – труба – стояла во всём блеске и изяществе у сценической рампы, на импровизированном пьедестале, высвеченная лучами цветных софитов.

Гаснет свет, и на экране появляется мальчишеское лицо.

– Меня зовут Сашка, – рассказывает он зрителям. – А дразнят Трубачом, хотя я не умею играть на трубе. Зато у нас в семье все музыканты: папа – трубач, и дедушка, и прадедушка, и даже какой-то наш «позадедушка». А у деда Матвея, моего прадедушки, хранится старинная труба. Это наша семейная реликвия. Дед Матвей когда-то давно, ещё на фронте – в самом конце войны, был тяжело ранен в руку осколками вражеского снаряда. Поэтому больше не смог играть на трубе. Но он обожает эту трубу, чистит и холит её, как любимую кошку. И называет её ласково: «Моя мошенница».

С этого «запева» разворачивается полотно жизни фронтовика-ветерана, одного из многих наших солдат, освобождавших мир от коричневой чумы. В 1945-м в Польше, на Варшавской площади, сыграл Матвей на трубе вместе со старым поляком свой самый лучший концерт. Его заскорузлые от рытья окопов пальцы сумели вспомнить военные марши. А потом зарёкся дед: если доживёт до Победы, то военных маршей играть ни за что не будет.

И побежали по экрану в сопровождении проникновенной патриотической песни Нателлы Болтянской «Старый новый марш» документальные кадры, снятые фронтовыми операторами Великой Отечественной. Они перемежались со снимками из семейного фотоальбома, где дед Матвей в военной форме красуется рука об руку с юной подругой, а нынче бабушкой Верой. Она как по волшебству оживает и, вернувшись в молодость, играет нам на фортепиано интернациональную «Лунную сонату», авторство которой принадлежит всемирно уважаемому немцу – Бетховену…

Пусть всё, что нам свято,трубы играют

Составляя репертуар праздничных концертов, посвящённых Дню Победы, организаторы всегда задаются вопросом: какие произведения желательно включать в программу? Вот внук с дедом, общаясь с местным администратором торжественного концерта, выясняют, почему отвергли участие духового оркестра.

– Музыкальная тема не соответствует, – слышат ответ чиновницы от культуры. – Посвящён вечер юбилею Победы, а эти оркестранты предлагают сыграть битловское «гуд бай, май лав, гудбай…». Зачем нам такая недавно ещё запрещенная музыка? Мало ли, что она вошла в золотой фонд мировой культуры. И не послушать ли вновь собравшимся ветеранам военные марши?

Как же отнесутся ветераны к музыке, прозвучавшей не по теме? Оказывается, не только вполне доброжелательно, но и с величайшим одобрением: «Пусть эта война чумовая не повторится опять. Труба тоже устала военные марши играть».

«Как прекрасен этот мир» Луи Армстронга прозвучал в живом исполнении джазового духового ансамбля липчан под управлением Алексея Зайцева. В составе пинтета – труба, волторна, туба, тромбон и ударные. В полифонии ансамбля присутствует весь диапазон звуков, благодатных для человеческого уха и бальзамирующих душу. Воспринимаемая самой душой, мелодическая гамма к тому же обогащена обертонами, оттеняющими звучание. И вовсе не надо переводить, объяснять сидящему в зале лебедянцу-фронтовику Александру Ишутину смысл композиции, трогающей сердце. Ведь мир, переданный звуками, пронизанными любовью к людям, понятен и прекрасен на любом языке. Как и «Очи чёрные», прозвучавшие в исполнении талантливых ребята из «Элит брасс бэнд», они посвятили этот хит дорогим бабушкам-фронтовичкам. А с каким нескрываемым восторгом воспринял зал, где находились люди всех поколений, льющиеся ярким, выразительным и очищающим потоком мелодии, названия которых многие не знают, но они давно у всех на слуху. «Кумпарсита» сменилась «Я шагаю по Москве», а уже от неё эстафету принял блюз «де Бросс». Такого обилия гармоничных произведений в исполнении настоящих мастеров давно не слышали даже самые искушенные лебедянцы. Впрочем, как можно подобное передать словами? Неблагодарное это дело. Одно стало ясно: на фоне этих мощных, насыщенных смыслом и откровенных композиций сразу безвозвратно поблекли и растворились пустопорожние гламурные мелодии.

Покуда мы живы –музыка духа слышна

– На первый взгляд, – рассказывает режиссёр театра «Улыбка» Елена Кочетова, – наш союз с джазовыми музыкантами случаен. Но, поверьте, многое в нашей жизни происходит вовсе не напрасно. В отделе культуры как-то услышала уговоры, адресованные Зайцеву: обязательно включите в плановый отчётный концерт композиции военной тематики. А они уже набили музыканту оскомину. Я позицию Зайцева понимала. За моими плечами уже был опыт постановки «Ромео и Джульетты», посвящённой Дню Победы. Тогда у меня тоже спрашивали: «А разве Шекспир имеет какое-либо отношение к Великой Отечественной войне?». Удалось тогда доказать, что и «великий Вильям может дойти до Берлина». Когда на репетиции услышала, что и как музыканты играют, то возникло непреодолимое желание сделать совместный проект. Попросила ребят ничего не изменять и исполнять самое близкое и дорогое. Понимала, что именно хорошая музыка может достучаться до любого и поддержать уставшие сердца наших ветеранов, сидящих на валидоле. Нельзя наших стариков пичкать или даже буквально пытать только воспоминаниями о тяжёлых военных событиях, в которых они участвовали. Давайте напоминать и вновь дарить им самые светлые мгновения их жизни.

Для молодёжи жёсткая военная тематика, вероятно, необходима. Но к ней лучше подходить обдуманно, взвешенно, чтобы «лозунговыми призывами» не вызвать у юных неприятия и отторжения. Трубач для меня, естественно в широком смысле, был и остаётся основным противником врага, бойцом с мировым злом. Именно его, как и знаменосца, пытались обезвредить, уничтожить первым. Счастлива, что все вместе мы смогли создать произведение, где доминируют истинные, не подверженные коррозии времени общечеловеческие ценности.

– Мы – не самодеятельные музыканты, – рассказал руководитель духового ансамбля Алексей Зайцев. – В разное время получили высшее специальное образование. Наше кредо: профессионализм в музыке. Иначе невозможно достичь желаемых результатов. Ещё в 2006 году у меня родилась идея создать мобильную группу, которая принципиально не играет по чьему-то заказу, и доказать людям, что на таком инструменте, как труба, можно исполнять не только популярные марши и вальсы, но и иные, самые разнообразные, чудесные произведения мировой классики. Удалось собрать джазовый ансамбль под крылом управления культуры Липецкой областной администрации. Задавшись целью донести до слушателя настоящее искусство, мы теперь поняли, что кое-что из задуманного у нас получилось. Сейчас в репертуаре более ста некоммерческих произведений. Учитывая волну зрительского интереса, мы, естественно, стараемся исполнять композиции, которые нравятся нам самим. Надеюсь, что ансамбль хорошо услышали и поняли лебедянцы. Впредь будем видеться чаще...

«Элит брасс бэнд» очаровал лебедянцев

«Элит брасс бэнд» очаровал лебедянцев

«Элит брасс бэнд» очаровал лебедянцев
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных