Вс, 17 Января, 2021
Липецк: -8° $ 73.53 89.78

Защитим отечественное!

Игорь СИЗОВ | 30.03.2009

Кроме двух традиционных бед в России (дураки и дороги) обнаружились ещё две новые. Это отсутствие разумного протекционизма отечественной промышленности, чем сейчас заняты все страны, и прозрачной системы торгов по распределению госзаказов. Между тем решение только этих двух проблем могло бы существенно смягчить удар экономического спада

Не случайно 11 марта президент России Дмитрий Медведев потребовал от властей «более расторопно двигаться по госзакупкам» и в условиях кризиса максимально быстро принимать решения по выделению денег на эти цели. Он пообещал облегчить доступ к системе госзакупок малых и средних предприятий. Реакция на слова президента последовала незамедлительно как в Москве, так и в Липецке. В понедельник 23 марта на пятом Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2009» глава ФАС Игорь Артемьев сделал громкое заявление: отмечен стремительный рост сговоров на торгах по распределению госзаказов. Сговоры «приводят к картелизации» торгов. По данным ведомства, появились даже отдельные компании, специализирующиеся на организации картельных договорённостей. Между тем госзакупки — выгодное как для бюджета, так и для бизнеса мероприятие. Объём государственного и муниципального заказов в прошлом году достиг 6,5 триллиона рублей. Как пояснила на выставке заместитель главы Минэкономразвития Анна Попова, в 2008 году экономия бюджетных средств составила 214 миллиардов рублей, что на 46 миллиардов больше показателя 2007 года.

В то же время спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что за последние три года число участ­ников торгов сократилось в среднем на 20 процентов. При этом вчетверо выросло количество государственных и муниципальных контрактов с единственным исполнителем. Да и цены на рынке госзакупок растут намного быстрее, чем на потребительском и корпоративном рынках. Он полагает, что потери бюджетных средств на госзакупках могут быть не меньше, чем их экономия. По расчётам экспертов, норма «отката» в российской экономике составляет 10—15 процентов, поэтому только на «откаты» при госзаказе за прошлый год могло быть потрачено 700 миллиардов рублей. Заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу Владимир Муравник сообщил, что нередко происходит негласное деление госзаказа, и тогда аукцион не более чем ритуал. Чтобы «картелизация торгов» не мешала «нормальному функционированию бизнеса», необходимо переходить на систему более прозрачных электронных торгов, считает глава ФАС. В связи с этим в 2010 году планируется запустить общероссийский портал по государственному заказу. По словам Игоря Артемьева, к середине 2009 года будет подготовлена новая редакция 178-й статьи Уголовного кодекса, предусматривающая уголовную ответственность за картельный сговор. Нарушителям будет грозить пять лет заключения.

В этот же день прошло заседание администрации Липецкой области, на котором рассматривались вопросы стимулирования внутреннего спроса на товары собственного производства и импортозамещения. Поставлена цель – сократить зависимость от импортной продукции, а также от предложений иногородних участников рынка товаров и услуг. Впрочем, глава областной администрации Олег Королёв сразу заявил: термин импортозамещение придуман только для того, чтобы Россию не обвинили в протекционизме. Но по сути в данном случае речь идёт о защите своих товаропроизводителей. И хотя в нашей области положение дел с импортозамещением и госзаказом лучше, чем во многих регионах, вопросов тоже хватает. Это работа не одного дня, а нескольких лет, и она потребует больших усилий.

– Одной из действенных мер стимулирования внутреннего спроса является госзаказ, – сказала в своём докладе начальник управления экономики администрации области Надежда Невейкина. – На федеральном уровне для поддержки отечественных товаропроизводителей принят ряд мер. Во-первых, установлены 15-процентные ценовые преференции. Это значит, что предпочтение будет отдано на торгах поставщикам товаров российского производства, даже если их цена окажется выше на 15 процентов цены импортных товаров. Во-вторых, существует обязательная квота размещения заказов у субъектов малого предпринимательства не менее 10 процентов от годового объёма поставок. Резервы для развития малого бизнеса области открываются весьма хорошие, ведь общая сумма областного и муниципального заказов в 2008 году составила 14,3 миллиарда рублей. В том числе на закупки импортной продукции по областному заказу было израсходовано 800 миллионов рублей. Почти три четверти импортных поставок приходится на лекарства и медицинское оборудование. Остальное – на автомобили, спецтехнику и вычислительную технику. Наиболее интересной для развития в данном случае является фармацевтическая отрасль, которая имеет большой потенциал.

По мнению Олега Королёва, в связи с этими преференциями есть хорошие перспективы у строящегося в особой экономической зоне регионального уровня «Тербуны» фармацевтического завода. На его возведение будет выдан кредит в 58 миллионов евро. Поэтому нужно ускорить пуск предприятия, которое может обеспечить пятую часть российского рынка лекарств.

Другая важная тема – пока ещё достаточно высокая доля иногородних поставок в нашем областном и муниципальном заказе. В результате за пределы области ушло 2,1 миллиарда рублей, из которых товары занимают 80 процентов. По иногородним поставкам мы закупаем товары более 50 групп. В основном это продукция, которая в области не производится. А, скажем, заказы на пищевую продукцию почти полностью размещаются у местных поставщиков и производителей. Однако есть товары, которые можно выпускать в области, но пока их завозят из соседних регионов. Это шприцы, мебель, швейные изделия, трикотаж и обувь. Некоторые иногородние контракты на выполнение работ могли быть также выполнены подрядными и проектными организациями области. В результате более ста миллионов рублей пошли бы представителям малого и среднего бизнеса области. На совещании провели подробный анализ по каждой статье расходов и каждому городу и району, которые отдают заказы в соседние области.

Понятие «патриотизм» в период кризиса приобретает вполне конкретный смысл. Сегодня в области работают приезжие из других регионов и стран. А в это время жители области теряют работу, а малый бизнес – выгодные заказы. Например, все капитальные ремонты строительные организации области могли бы сделать своими силами. Для этого нужно выиграть торги, которые проводят муниципальные образования. Но часто предприятия области даже не участвуют в них. Поэтому главным направлением работы руководителей городов и районов становится информирование предприятий с целью привлечения их к предстоящим конкурсам и торгам. Мешают эффективной работе и так называемые многокомпонентные лоты, когда вместе, скажем, со шприцами заказываются самые различные медицинские товары. Это облегчает работу заказчика, но одно предприятие, тем более малого бизнеса, не может выполнить все условия. Например, МПК «Елец», которое производит шприцы, не в силах победить в таком конкурсе.

Ещё один важный резерв для местных товаропроизводителей – участие в федеральных закупках, общая сумма которых в этом году составит 1,8 триллиона рублей. Но в прошлом году в процедуре закупок для федеральных нужд приняли участие только 60 организаций Липецкой области. Кроме того, есть рынок международных закупок ООН, который оценивается в 2 миллиарда долларов. В качестве поставщиков ООН прошли регистрацию 50 российских компаний, в том числе ОАО «Лебедянский» и Завод строительно-отделочных машин. Для расширения этого списка необходимо повысить конкурентоспособ­-ность и качество продукции.

С докладом о программе господдержки развития потребительской кооперации на 2009 – 2012 годы выступил начальник управления потребительского рынка Игорь Полосин. Он отметил, что регулирующая роль государства в периоды экономических кризисов возрастает во всех странах. Поэтому задача расширения внутреннего спроса и предложения становится особенно актуальной. По мнению Олега Королёва, многое сегодня зависит от умения работать в новых условиях. Чиновник, выполняющий свои функции лишь по должностной инструкции, должен уйти в отставку. Сегодня нужны качественные исполнители госвласти, личности, которые свою должность используют для поиска возможностей, ресурсов, новых предложений, делают всё ради развития общества. Время требует такой динамики и новых подходов, такого интеллектуального рывка и мобилизации, которые свойственны далеко не каждому. Те, кто с такими задачами не справятся, вынуждены будут уйти сами.

– Наша область умеет хорошо работать, – подвёл итог разговора Олег Королёв. – Если мы хорошо сработаем и по программе импортозамещения, а я гарантирую, что это будет именно так, то в общей сложности это позволит прибавить почти на 60 миллиардов рублей товарной продукции. А это соответствует созданию 60 тысяч рабочих мест. Для такого рывка все условия в области имеются. Есть чёткие программы, которые будут осуществляться в ближайшие годы. Самое главное – у нас высокий потенциал и трудолюбивые, замечательные люди. Важность вопроса заключается в том, чтобы обеспечить им возможности для качественного роста условий жизни. Новая продукция, новые рабочие места позволят добиться успеха в этом вопросе. И, конечно, важен процесс дальнейшей диверсификации нашей экономики на современный лад, который позволит динамично развиваться малому и среднему бизнесу и обществу в целом.

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Анатолия Евстропова Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных