Ср, 19 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

«Случаи из жизни» Павла Любимцева

Татьяна Щеглова | 25.01.2010

Концерт профессора театрального института имени Щукина, заслуженного артиста России, известного чтеца, рассказчика и телеведущего Павла Любимцева прошёл в Липецке. В программе под названием «Случаи из жизни» прозвучали произведения Аркадия Бухова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Григория Горина, Михаила Жванецкого и Леонида Зорина.

Организовала этот вечер во славу русского языка Липецкая филармония. «В нынешнем году чтецкому искусству исполняется 100 лет, – рассказала художественный руководитель филармонии Наталия Мекаева. – Этот жанр переживает странные времена. С одной стороны, читать все умеют, но мало кто это делает. С другой стороны, возрождается интерес к чтецкому искусству. Мне приятно отметить, что Липецкая филармония – одна из немногих в стране, которая смогла сохранить у себя чтецкое направление. Наши мастера художественного слова – заслуженные артисты России Анатолий Чечелев, Виктор Зябкин – каждый год выходят к зрителю с новыми программами. Выступление известного артиста Павла Любимцева, лучшего рассказчика в стране, как его называют, – шаг в том же направлении. Возрождение русского языка, сохранение интереса к звучащему слову – почётная и красивая миссия, и я рада, что мы смогли внести свою лепту и порадовали нашего зрителя настоящей грамотной речью и блестящими остроумными рассказами».

Перед концертом Павел Евгеньевич встретился с липецкими журналистами...

– Павел Евгеньевич, чтецкому жанру сто лет. Как чувствует себя это искусство в столь преклонном возрасте?

– Позволю себе маленький исторический экскурс. Первооткрывателем этого жанра был знаменитый артист Александр Яковлевич Закушняк, я с трепетом произношу это имя. Перед нами тот редкий случай, когда один человек придумал новый жанр. Александр Закушняк называл свои чтецкие концерты «Интимные вечера», популярность его выступлений была невероятная – по сто концертов в сезон! В Московской филармонии, где я работаю, мы и сейчас даём по сто концертов в сезон. Но тогда это было совершенно новое дело!

Что касается нынешнего состояния жанра... Артисты-чтецы Московской филармонии выступают в залах Политехнического музея и Дома художника, есть чтецкие концерты даже в зале Чайковского – там 1700 мест! Это говорит о том, что взрослая публика, которая хочет слышать звучащее слово, достаточно многочисленная. Стремление к этому непростому искусству есть, но характерно оно только для России, нигде в мире чтецов в таком количестве нет, как, впрочем, нет и чтецкого жанра, который присущ русской культуре XX столетия. Времена были разные, были всплески интереса к звучащему слову, сейчас времена не самые лучшие, но – поживём – увидим. Меня больше всего огорчает, что разучились слушать дети. В этом смысле своё нехорошее влияние на молодое поколение оказало телевидение. На уроках «концерты учителей» идут 45 минут, и то детям уже трудно – они привыкли к мелькающим картинкам на экранах телевизора и на компьютере. После 20 минут чтецких концертов в школах я уже вижу, что дети устали. Но, может, и это изменится…

– По какому принципу вы компонуете свои программы?

– Главный секрет – это так называемый «активный вкус». То есть не просто то, что мне нравится, не просто то, что я люблю… А некая таинственная вещь, которую диктуют время, настроение самого чтеца, его переживания, поиски смысла жизни. И, конечно же, есть такое понятие у чтецов, как «автор на всю жизнь», у меня это – классика, которую читаешь везде, приобщаясь к некоему живительному источнику.

Особенность чтецкой работы в том, что артист абсолютно свободен – сам выбирает материал, сам его готовит. Это очень интимный процесс: проверяешь себя и делаешь замечания. Такого, пожалуй, больше нигде нет.

– У вас много чтецких программ, и каждая из них длится более часа. Как вы всё это выучиваете, есть свой секрет? Он бы очень пригодился для школьников…

– Мне часто задают этот вопрос. Но, поверьте, выучить текст – не самая большая проблема. В каждой профессии есть своя специфика, у чтецов – учить много текстов. Самое трудное в нашей работе – интересно рассказывать. Надо предложить публике свои яркие внутренние видения, представить произведение образно, зримо, повести за собой – вот это труднее… А выучить? Выучить можно! Главное – ярко видеть то, что описываешь. Учить надо не слова, а историю, которую ты рассказываешь, тогда слова укладываются сами собой.

– Как вы оцениваете состояние современного русского языка, которым мы пользуемся? И как влияет на это телевидение?

– Плохо оцениваю состояние, как и все нормальные люди. С языком творится ужасное. Малограмотные люди, в том числе и с экрана, позволяют себе Бог знает что говорить. Но что ж, такое уже бывало. Рецепт один, навсегда и во всех сферах. Надо просто честно делать своё дело. Когда меня спрашивают, работаю ли я на телевидении, я отвечаю: я не работаю на телевидении. Я просто делаю свою программу и стараюсь её делать хорошо и добросовестно, а то, что происходит вокруг, на это, к сожалению, я повлиять не могу.

– Как родилась идея передачи «Городское путешествие»?

– Я ничего не придумывал и не решал, жизнь за меня решила. Более десяти лет назад Михаил Ширвиндт (мы вместе с ним учились в Щукинском училище) пригласил меня в телевизионную компанию «Живые новости». А потом возникла идея сделать мою авторскую программу «Путешествие натуралиста», без всяких усилий и напряжения с моей стороны. Так и пошло…

Раньше я никогда не думал ни о телевидении, ни о путешествиях, тем более что сам путешествовать не люблю.

– Мог бы Липецк стать героем вашей программы?

– Конечно! Я убеждён: интересно рассказать можно о любом городе, это зависит только от рассказчика. Можно скучно рассказать о Париже и интересно – о Липецке. Но, к сожалению, о программе надо говорить уже в прошедшем времени, с 2010 года она перестаёт выходить. Мне предложили новый проект – двух-трёхминутные зарисовки «Занимательные истории» на телеканале «Домашний», посмотрим, что из этого выйдет.

– В каком качестве вам интересней общаться с аудиторией – в качестве телеведущего или – артиста-чтеца?

– Моя основная работа – работа чтеца. Я ею занимаюсь с 1982 года, уже 28-й год. Помимо этого я преподаю в театральном институте, и это тоже отнимает много времени и сил. Что касается телевидения – то это «точечные включения». Когда мы ездили на съёмки «Городского путешествия» или «Путешествия натуралиста», то работали очень напряжённо и старались снять сразу побольше. А дальше я возвращаюсь в Москву и занимаюсь другими делами. Если бы я работал только над ТВ-программами, я был бы очень свободный, праздный человек.

Слово – вот моя давняя любовь и алтарь, которому я служу.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных