Чт, 02 Декабря, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

Учитель учителей

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com | 03.11.2017

На днях в Липецке побывал профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, главный редактор журнала «Гуманитарные исследования Центральной России» Михаил Богуславский. Он принял участие во всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и посвященной 100-летию со дня рождения основоположника «липецкого опыта» Константина Александровича Москаленко.

В своем выступлении Михаил Богуславский представил феномен опыта Москаленко в контексте развития советской школы и педагогики 60—70-х годов XX века, а также дал оценку перспективам его использования в современном российском образовании.

По мнению ученого, Москаленко создал уникальную педагогическую систему, отдельные элементы которой уже давно успешно воплощены в образовательной практике, например, пятидневка в начальной школе. Большинство его методических приемов и технологий стали поистине народными, особенно поурочный балл и комментированное письмо. «Инновации Москаленко способствовали развитию интеллектуальных, познавательных, аналитических способностей учащихся, их гражданской позиции, умению отстоять свою точку зрения, формированию целостного взгляда на мир», — отметил липецкий гость.

Однако, по-словам Богуславского, эксперимент липецкого педагога-новатора был обречен на неудачу, поскольку советская система образования не признавала никаких вариативных подходов. «Ничего в советской школе не могло быть «вместе» с чем-то, а только «вместо» чего-то. Если предложенные Константином Александровичем Москаленко подходы не заменили по всей стране структуру урока и методику работы учителей начальной школы, они были обречены на забвение», — подчеркнул Михаил Богуславский. Негативно сказалось и то, что учителей буквально насильно заставляли работать по «липецкому опыту», независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащихся. Это вызывало сильнейшее отторжение у педагогов, поскольку дидактическая система Москаленко не носила универсального характера.

«Главное в наследии Москаленко — созданная и многократно апробированная им целостная продуктивная система обучения русскому языку в начальной школе, которая сейчас чрезвычайно значима, — подчеркнул Михаил Викторович. — Ее ценность прекрасно понимал сам Константин Александрович. Отвечая на очередные незаслуженные обвинения, он незадолго до смерти с горечью сказал: «Я — русский человек, я 29 лет веду работу, направленную на повышение эффективности уроков русского языка. Могу ли я надеяться, что мои исследования в области преподавания русского языка будут опубликованы в моей стране, которая говорит на русском языке?»

По-мнению Михаила Богуславского, сегодня необходимо придать авторской методике Москаленко новый импульс, оформить ее как результат интеллектуальной деятельности, закрепить как бренд.

«Наша миссия состоит в том, чтобы воплотить в жизнь завещания видного ученого и большого человека — Константина Александровича Москаленко», — сказал он в конце своего выступления.

В рамках конференции была организована работа ряда секций: история педагогики и образования, теоретическая педагогика и философия непрерывного образования, психолого-педагогические основы дошкольного, начального образования, методические основы современного урока, дидактические инструменты урока и организационно-управленческая деятельность в образовании.

«Этот год проходит в нашем вузе под знаком юбилея Константина Александровича Москаленко, — сказала в заключение и.о. ректора ЛГПУ Нина Федина. — Сегодняшняя конференция продолжает череду мероприятий в честь этой знаменательной даты. Она ориентирована прежде всего на студентов. Наша цель — донести до молодого поколения идеи Москаленко. Они передаются как эстафета от одного поколения учителей к другому и не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели в наши дни большое значение. Достаточно сказать, что они полностью соответствуют современным требованиям федеральных государственных стандартов в сфере образования».

По итогам конференции будет издан сборник статей, его разместят в научной электронной библиотеке elibrary.ru и зарегистрируют в науко­метрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) c постатейным разделением.

Константин Москаленко (крайний справа) со своими коллегами и последователями

Константин Москаленко (крайний справа) со своими коллегами и последователями

Константин Москаленко (крайний справа) со своими коллегами и последователями
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных