Вс, 25 Октября, 2020
Липецк: +11° $ 76.47 90.41

А журавлик – снова в облаках

Игорь Сизов | 05.12.2016
В ежегодном Послании Президент Владимир Путин отметил, что главные причины торможения экономики кроются прежде всего во внутренних проблемах. В числе основных из них он назвал дефицит профессиональных кадров. В то же время глава администрации Липецкой области Олег Королёв не раз заявлял, что молодые учёные могут предложить идеи, которые двигают вперёд науку и технический прогресс. «Задача органов власти – оказать им всемерную поддержку в реализации научных разработок», – считает глава региона. Воспитание нового поколения новаторов – вот национальная идея России!


Как она реализуется на практике, ведь подготовка будущих Ломоносовых и Менделеевых требует напряжённых многолетних усилий? И не разучилась ли собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать? Пообщавшись с липецкими старшеклассниками – участниками Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России», я могу ответить на этот риторический вопрос утвердительно. Нет, не перевелись на Руси творческие личности! 

В Ярославле собрались пятьсот одарённых ребят со всей страны – победители олимпиад, конкурсов в области научно-технического творчества и естественных наук, обладатели патентов и авторы изобретений. Шесть липецких старшеклассников не только отправились в увлекательное путешествие по миру самых актуальных и востребованных профессий, но и вернулись из страны высокого интеллекта признанными новаторами, которым теперь открыт путь в науку. 

Правда, будущим светилам ещё нужно окончить школу и сдать экзамены. Поэтому собрать их в одном месте и в одно время было непросто – все они без устали и перерывов грызут гранит науки. Встретиться договорились в Центре дополнительного образования Липецкой области. По дороге на левый берег я вспомнил, что скоро исполнится пятьдесят лет, как в одной из московских школ начала сниматься лучшая лента о старшеклассниках всех времён и народов «Доживём до понедельника». Фильм ярко показывал конфликт между формализмом, лицемерием, угодничеством и свободной, творческой личностью. В то же время он давал и надежду целому поколению всего несколькими строчками: «Дураки остались в дураках. Сломанная клетка, кучка пепла. А журавлик – снова в облаках!»

Что изменилось в нашем образовании за полвека? Конфликтов меньше не стало. Да и в стране в годы перманентных реформ больше были востребованы не светлые головы, а тёмные личности. Но, к счастью, в молодом поколении много романтиков, которые синице в руках предпочитают журавля в небе. Таким «журавлём» может стать актуальная экономическая или социальная проблема, над решением которой безуспешно бились целые институты или крупные исследовательские центры. Так зачем браться за невыполнимое задание? Липецкие ребята таких вопросов себе не задавали. Они смело пошли в научный бой и выиграли, потому что дерзновенно мечтают стать интеллектуальными лидерами! Именно таким смелым и творческим личностям и был посвящён Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». Это крупнейшая площадка для общения, обучения и презентации проектов, идей талантливых школьников со всей страны. В Ярославль с ребятами поехали директор Центра дополнительного образования Липецкой области Ирина Малько и преподаватель «Стратегии» Антон Бабкин. 

– Я второй год участвую в работе форума, – говорит Ирина Александровна. – И меня каждый раз радуют бережное и трепетное отношение организаторов к детскому творчеству, уважение к юному таланту. Дети стремятся самореализоваться, генерировать свежие идеи. Но их нужно умело направлять, стимулировать, поддерживать, помогать определиться с выбором профессии. Вся атмосфера форума пропитана интеллектуальной работой и желанием творить, созидать, действовать. Я просто в восторге от того, как целеустремлённо школьники подходят к сложным задачам, находят нестандартные решения. Взаимоотношения дружбы и взаимовыручки в нашей делегации свидетельствуют о высокой культуре поведения ребят. Они безукоризненно вежливы и воспитаны. Уже в поезде организовали интеллектуальные игры, чтобы не терять время попусту. Ну а на форуме каждый выложился на все сто процентов, был настроен только на успех. До поздней ночи они готовили свои презентации. И действительно выступление липчан было успешным.

Нынешние школьники искренне хотят сделать нашу страну, область, город лучше. Я уверена: именно за подрастающим поколением будущее России. Не случайно особый интерес вызвала форсайт-дискуссия на тему: «Какой я вижу Россию в 2030 году». Высвеченные на экране фразы школьников и известных учёных (без указания авторства) были схожи и по стилю изложения, и по глубине мысли. Сложно было однозначно определить, кому они принадлежат – детям или взрослым. Число думающих, ищущих, стремящихся к истине ребят будет расти. И для них очень многое делается сегодня: проводятся конкурсы, олимпиады, предоставляются льготы при поступлении в вузы. А прошедший форум поможет умникам и умницам не только сориентироваться в этом постоянно изменяющемся современном мире, но и найти достойное применение своим талантам в самых высокотехнологичных компаниях России. Да и ведущие работодатели страны смогут воспользоваться интеллектуальным потенциалом одарённых школьников для новых технологических прорывов, – уверена Ирина Малько. 

Работа форума, построенная на принципах «мозгового штурма», напоминала творческую лабораторию для обсуждения актуальных проблем современной науки и экономики совместно с ведущими учёными и представителями реального бизнеса. Каждый участник самостоятельно выбирал вершину для штурма. Всего было предложено шесть направлений: технология здоровья, технология движения, технология энергии, космические технологии и технологии материалов. Затем уполномоченные сорока крупнейших компаний России представили отдельные кейсы с заданиями для участников.

ФОТО

Ученик одиннадцатого класса школы № 20 Липецка Дмитрий Кузнецов без колебаний выбрал проблему, связанную с химическим анализом. 

– Я увлечён химией,  – рассказывает  Дмитрий. – Занимаюсь в Центре дополнительного образования «Стратегия» и уже два раза подряд становился победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Химиков у нас в роду не было. Я окончил художественную школу и до сих пор люблю рисовать. А в восьмом классе учитель химии Светлана Анатольевна Уткина так хорошо подготовила меня к городскому этапу олимпиады, что я его выиграл. Однако мне не верилось, что именно этой науке нужно посвятить жизнь. Но под влиянием педагога я всё больше увлекался предметом. И чем глубже вникал в него, тем больше крепла уверенность – это моё будущее. Теперь я планирую поступить на химфак МГУ. На форуме выбрал направление «материалы», а кейс назывался «разделение устойчивых водно-органических эмульсий». Нужно было предложить решение проблемы по очистке отходов, возникающих при переработке нефти. Например, на Московском НПЗ скопилось огромное количество нефтешламов. Эти отходы содержат серьёзную экологическую опасность. С подобной ситуацией сталкиваются и другие страны.

В нашей команде собрались ребята из разных регионов. Мне поручили возглавить коллектив и представлять проект. Мы провели теоретические изыскания, обратились к истории  вопроса. Так на свет появилась теория, после чего приступили к подбору необходимых материалов и завершающему эксперименту. В результате удалось найти способ очистки отходов НПЗ с помощью коалесцирующего фильтра с последующим извлечением практически из мусора чистой нефти, которую можно использовать для вторичной переработки. Так что мы открыли новое «нефтяное месторождение» на свалке. Теперь я уверен, что моя жизнь будет связана с научными исследованиями. Но я категорически не понимаю и не принимаю мысль о том, что наукой лучше заниматься за границей. В одарённых детей страна вкладывает огромные средства, и мы должны в будущем развивать экономику именно нашей Родины. Только в России я смогу максимально раскрыть свой внутренний потенциал. И таких ребят становится всё больше и больше, в чём меня убедил прошедший форум.  

Дмитрий не только блестяще представил и защитил проект, но и в личной беседе подробно рассказал о нём министру образования и науки Ольге Васильевой. Это произошло в первый день работы. Ольга Юрьевна дала Дмитрию ценные советы, в том числе и по расчёту стоимости проекта и его экономического эффекта. Липецкий школьник был покорён манерой ведения беседы, чёткостью министерских формулировок, и решил брать с неё пример. 

Девятиклассница школы № 7 Липецка Мария Митина тоже долгие годы была увлечена изобразительным искусством. В Центре дополнительного образования Липецкой области она занималась лепкой из холодного фарфора. Причём настолько успешно, что в начале этого года заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Рождественский фейерверк» в Великом Новгороде. Её композиция из трёх ангелов вызвала восхищение жюри. Многие даже усомнились, что Маша сама сделала столь совершенную и красивую работу. Но Мария вскоре увлеклась IT-технологиями и всем, что связано с информацией. 

– Оказалось, что научная деятельность намного интереснее декоративно-прикладного искусства, – считает Мария. – Здесь мало придумать идею и реализовать её доступными средствами, нужно ещё и выслушать объективную критику, убедить совершенно разных людей в правильности предложенного решения. Это задача более сложная и бесконечно увлекательная. На форуме попала в кластер «энергия». Оказалось, что это направление тесно связано с IT-технологиями. Перед нами стояла задача разработать концепцию умного города. Заказчиками выступали «Линтех» и «Сколково». Мы защитили проект на примере умного дома, все процессы в котором управляются, грубо говоря, со смартфона. В доме предполагается установить солнечные батареи, умные розетки и многое другое. Причём мы единственные из всего кластера сделали работающий макет с настоящими датчиками. Самый главный вывод из поездки: общество нуждается в молодых творческих личностях. Если люди перестанут изобретать и творить, жизнь лучше никогда не станет. Поэтому я мечтаю учиться в университете нау­кограда «Дубна», а потом работать в «Сколково». Нам уже сделали много интересных предложений. 

Анастасия Кирина в этом году, весьма вероятно, окончит школу № 72 с золотой медалью. Её увлечение началось с книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман».

– Этот сборник автобиографических историй из жизни американского физика и нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана изменил моё мировоззрение. Благодаря занятиям в центре «Стратегия» я стала призёром Всероссийской инженерной олимпиады школьников по физике. В Ярославле встретила много своих знакомых-олимпийцев. Главное, что мы познакомились с большим количеством интересных людей. Мне удалось рассказать о  предварительной работе над проектом Сергею Кириенко, который был самым молодым главой правительства за всю историю России. Он внимательно вник во все нюансы наших расчётов и сказал: «Молодцы!», – рассказывает Настя. – Его пример подтверждает: можно добиться очень многого и в молодом возрасте. «Моделирование транспортных потоков» – так назывался наш кейс. Иными словами, нужно было решить проблему пробок на дорогах. Мы создали программу, которая моделирует оптимальное движение транспорта. Мне поручили защищать проект. Было много вопросов, на которые пришлось давать быстрые ответы. Над некоторыми из них я думаю до сих пор. 

Анастасия Малько и Анна Таран дружат с детского садика. И хотя они учатся в разных гимназиях, во всех проектах участвуют тандемом. Подруги много лет углубленно изучали прикладную математику, но теперь их интересы значительно расширились. Анна увлеклась юрис­пруденцией, Анастасия – робототехникой, экономикой, социологией, лингвистикой.  Хороший набор знаний!  С таким вполне можно стать интеллектуальным лидером России. Не случайно девушки уже второй раз участвуют в форуме, где создаётся всероссийский резерв юных талантов.

В прошлом году они выполняли разные задания, а  в этом работали над одним проектом – «Поиск сфер применения для «больших данных» со спутников». Решением стала разработка, которая поможет прогнозировать таяние вечной мерзлоты. Действительно, такую тему можно осилить только вместе. Школьник из Якутии Урсун давал практические рекомендации, как говорится, из эпицентра мерзлоты. А вся команда разработала методику прогнозирования процессов таяния вечной мерзлоты, которая покрывает большую часть территории страны. Это поможет заблаговременно предупреждать о надвигающихся природных катаклизмах. Анна Таран особо отметила: все данные со спутников получены бесплатно и есть в свободном доступе. Осталось написать программу и можно приступать к реализации проекта. 

– Я решила, что после обу­чения в вузе вернусь в Липецк, – говорит Анна. – Хочу сделать всё возможное, чтобы мой родной город процветал и жизнь липчан становилась всё лучше. Здесь меня научили всему, что я знаю и умею. И эти знания нужно будет использовать на благо людей. 

Владимир Щедрин и Дмитрий Кузнецов из Задонска были награждены на форуме. Володя – за участие в таком недетском направлении, как ракетостроение. Он не смог приехать на нашу встречу. Но я думаю, что это не последняя его победа и не последний наш материал о талантливых школьниках. Они ещё прославят липецкую землю и дадут повод для новых публикаций.  

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных