Чт, 09 Апреля, 2020
Липецк: +2° $ 77.73 85.74

Колокольный звон

Нина Вострикова | 10.11.2016

Медленно всходит холодное осеннее солнце, от которого блестят кресты и купола храма Святой Живоначальной Троицы. Около восьми часов вместе со звонарем Галиной Кобзевой по крутой лестнице мы поднимаемся на звонницу — открытую площадку с решетчатым ограждением, продуваемую со всех сторон. Это примерно высота пятиэтажного дома. И холодно, и высоко, и немножко боязно в первый раз взять в руки плотные веревки, ведущие к языкам, — ударной части, которые подвешиваются внутри колокола свободно качающимися.

Их ударами и производится звук. Но прежде чем звонить, по правилам Типикона (богослужебного устава) мы читаем 50-й псалом и «Верую», а еще специальную молитву «Благовествуй, земле, радость велию...». Помолившись, Галина звонит в благовестник — самый большой колокол. «Бом!» — сначала острожно говорит колокол, а потом все мощнее и веселее: «Бом, бом, бом!» Он не только оповещает верующих о начале богослужения, но и настраивает к нему. Звон, собственно, уже и есть богослужение.

После окончания литургии мы поупражнялись на колокольне. Галина показала, какими красивыми и разными могут быть звоны и мелодии на их сравнительно новой красавице-звоннице. Как сладостно их было слушать! Неслучайно русский православный человек соединил с колокольным звоном все свои торжественные и печальные события. Он служит выражением радости, грусти, торжества. Как становятся звонарями, почему так важно, чтобы у каждого храма был голос, какими бывают звоны, журналисты «Липецкой газеты» узнали, побывав в храме поселка Дачный.

Голоса кампанов

В молитве на освящение колокола мы читаем: «Да услышавше вернии раби Божии глас звука сего кампана в благочестии и вере укрепятся». Эти слова как нельзя точно отражают сакральный смысл колокольного звона — призывать и укреплять в молитвенном подвиге верующих. Поэтому колокольный звон для наших благочестивых предков был не только неотъемлемой частью богослужения, но и его важнейшей составляющей. Историки утверждают, что колокола пришли на Русь вместе с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, который вывез из Херсонеса Таврического «сосуды звенящие», то есть колокола. Колокола были в храмах Киева, Новгорода, Полоцка, Смоленска и в других городах Древней Руси. В Липецкой и Задонской митрополии у большинства храмов есть звонницы.

В 2006 году на месте нынешнего храмового комплекса стоял железнодорожный вагон, а рядом — импровизированная звонница. Первые звонари Юрий Кузнецов и Александра Соболева, обучавшиеся этому искусству в Христорождественском храме, ударяли в газовый баллон и большие гильзы от снарядов.

— Современный храм трудно представить без звонницы, — говорит настоятель храма Святой Живоначальной Троицы игумен Стефан (Киселев). — Семь лет назад триста тысяч рублей на колокола пожертвовал полковник запаса Юрий Елин. По своему личному опыту могу сказать, что жертвовать на колокола — дело очень достойное. Господь тут же отвечает великой милостью. В 2003 году, когда я служил иродиаконом в храме Параскевы Пятницы села Болховское Задонского района, мне захотелось оставить память о себе. Получив гонорар от продажи своей книги, я спросил совета владыки, какое благое дело лучше совершить. Он мне посоветовал купить колокол. Я так и сделал. Когда я слышал его, у меня наворачивались слезы радости, потому что голос колокола — это живое православие, это голос самого Бога, обращенный к тебе.

Вскоре была явлена и благодарность от Бога. Отцу Стефану дали приход в поселке Дачный, где он за короткий срок построил прекрасный храмовый комплекс. Когда возвели звонницу, колокола для нее заказали в известной воронежской фирме «Вера». Кампаны отливали из колокольной бронзы (80 процентов меди и 20 процентов олова), языки колоколов — из низкоуглеродистой стали с использованием традиционной технологии отливки, при которой для формовки используются глина, песок и квасное сусло. Сделали на совесть. На каждом из семи колоколов — изображения Богородицы, святых, а на самом большом — благовестнике — надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». В 2009-м митрополит Липецкий и Задонский Никон освятил доставленные из Воронежа кампаны, после чего их подняли краном на храмовую звонницу и подвесили на специально установленные дубовые балки.

Благословенный звонарь

В храме целая команда звонарей: трое мужчин — Василий Иванчуков, Руслан Рощупкин, Николай Стрыгин, которые следят за состоянием колоколов и звонницы (смазывают языки, меняют веревки), и две женщины. Кроме Галины Кобзевой, есть звонарь на отпевание — 70-летняя Любовь Горбатых. Она грустным тихим звоном провожает душу. Звонят вроде бы все одинаковыми звонами, а звучание у всех разное получается. И сами звонари по характеру звона различают, кто сегодня благовествует.

Когда построили храм в поселке, Галина Кобзева, работающая оператором «Технологического центра обработки информации и поездных документов» железнодорожной станции Казинка, в выходные дни стала посещать богослужения. Как-то раз она поднялась на Пасху на звонницу, когда там «день открытых дверей» и разрешается звонить всем желающим, и это священнодействие произвело на нее очень сильное впечатление.

— Мне всегда хотелось не только ходить в храм, но и участвовать в жизни прихода, — рассказывает Галина. — И батюшка как будто угадал мое желание, благословил звонить. Исполняю свое ответственное послушание на протяжении шести лет.

Она приходит на звонницу в любую погоду: и когда сырость осенняя, и ветры холодные, и морозы. И кажется там, наверху, еще холоднее, и ветер пробирает до косточек. Но Галина будто этого не чувствует. Она молится и звонит.

— Сначала было очень страшно, — вспоминает свой первый опыт женщина-звонарь.

— А что страшного? — спрашиваю.

— Как что? Божее дело плохо совершить, плохо отзвонить для людей, — отвечает она. — На первых порах даже на исповеди каялась в том, что неважно получалось. Но батюшка укреплял меня духовно, подбадривал. Училась и у профессиональных звонарей, окончивших школу, и по специальной книге. Долго разбиралась с тремя зазвонниками, у которых, на мой слух, самое красивое звучание. Трезвон — наиболее сложный и яркий колокольный звон. Вы только послушайте, как красиво.

В числе самых распространенных ошибок — нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне должен отбивать целые доли. Нельзя нарушать равномерность его ударов. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается. Тонкостей много. Как рассказала Галина Кобзева, по церковному уставу благовест разделяется на праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности и постный. Благовест ко всенощной полагается звонить сначала в большой колокол медленно и долго, а затем во все колокола. В великие праздники звон ко всенощной полагается более торжественный — в большие колокола — и продолжительный. Благовест по воскресным дням, в великие праздники и на Пасху — один и тот же. При встрече архиерея также по-особому бьют в благовестник. Большой благовестник может звучать не только самостоятельно, но и в составе других звонов.

Личный опыт

Звонить действительно очень сложно. Веревки между пальцами распределяются определенным образом, и с непривычки все время путаются, а еще при этом руку нужно поворачивать вниз-вверх. Чтобы звон получился «красным», действительно красивым, нужно учесть некоторые особенности. Не нужно стараться бить во все семь колоколов сразу. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги колоколов низкого звучания. Для начала лучше задать им простой ритм, ударяя то в один, то в другой. Для извлечения звуков достаточно лишь несильных ударов. Правой рукой можно охватить более высоко звучащие колокола. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно на него «накладывать» звон правой рукой. Лучше сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой. Причем иногда можно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время лучше перестать волноваться и прислушиваться к мелодии, которая получается. Наверняка вы почувствуете, что можно изменить, чтобы мелодия стала более благозвучной. Когда я хорошо освоилась с несколькими колоколами, добавила еще. После звона чувствуешь себя великолепно, душа ликует и радуется, как будто колокола внутри тебя настраивают невидимый камертон.

На колокольне Троицкого храма звонари экспериментируют. Недавно Василий Иванчуков менял местоположение колоколов для удобства управления ими, и они зазвучали по-другому. Кстати, мелодия вверху иная — более яркая и глубокая, чем внизу. Звонари, неравнодушно относящиеся к своему послушанию, постоянно учатся новым звонам, новым манерам их исполнения.

— Колокольный звон — это такое искусство, в котором можно совершенствоваться всю жизнь, — говорит Галина Кобзева.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных