Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Штрихи к портрету

Евгения Ионова | 24.10.2016

Понятие «вернисаж» энциклопедии трактуют по-разному. Это или открытие в торжественной обстановке художественной выставки, или покрытие лаком (буквальный перевод с французского) картины перед тем, как представить её публике. Несколько веков назад существовала такая традиция: перед открытием картинной галереи работы покрывали лаком, чтобы они предстали перед посетителями в лучшем свете, а от света, исходящего из окон, не тускнела бы краска полотен. Сегодня в обиходе осталась лишь одна – праздничная – сторона вернисажа. Но при этом искусствоведы не отказались от некогда выведенных трёх важных вернисажных составляющих, которых мы станем придерживаться, рассказывая об открытии XXI концертного сезона одного из любимейших коллективов липецкой публики – Государственного оркестра русских народных инструментов.

Символизм

Эта традиция включает в себя исторический и актуальный аспекты. Именно традиционность мероприятия, по мнению критиков, способствует длительности наслаждения от увиденного, которое может длиться часами. Оркестр русских народных инструментов был создан 21 год назад. Его основатель заслуженный артист России Олег Федянин скрупулёзно, как по зёрнышку, собирал талантливых музыкантов. Очень скоро коллектив оказался востребован не только в регионе, но и далеко за его пределами. Сейчас он стал уже брендовым. За два десятилетия творческой жизни оркестр заслужил преданного зрителя, который остаётся со своим кумиром, несмотря ни на что.

– Новый сезон оркестр встречает членом нашей большой творческой семьи, – рассказывает художественный руководитель Липецкой областной филармонии Наталия Николаевна Мекаева. – Планов у нас на «новое дитя» громадьё, таланта у музыкантов много. Так что начинаем работать в хорошем расположении духа и с боевым настроем. Последние несколько лет коллектив переживает не лучшие времена. По опыту знаю, что без дирижёра оркестр может существовать года два, двигаясь, так сказать, по инерции, а затем может случиться упадок, стагнация. Чтобы этого не произошло, нужно загрузить музыкантов работой, дабы они не растеряли потенциал. Мне кажется, что именно с этого года у оркестра начинается новая история. Есть такая практика в мире: когда в коллектив приглашают дирижёра, оркестрантов обязательно спрашивают, с кем бы они хотели поработать. Эту традицию мы надеемся внедрить в оркестр русских народных инструментов. Достигнуты договорённости о творческих контактах коллектива с известными исполнителями Сергеем Лукиным и Александром Цыганковым, народными артистами России, домристами, солистами Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова. А за дирижёрский пульт нашего коллектива встанут как уже состоявшийся мастер Алексей Моргунов, так и восходящая звезда Игорь Макеров.

Экономика

Считается, что экономический аспект вернисажа – один из самых важных компонентов. От пафоса и присутствия влиятельных гостей вернисаж может превратиться в модный тренд времени. Главным медийным лицом «Осеннего вернисажа» стал Андрей Шлячков, дирижёр Академического оркестра русских народных инструментов имени Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании и театра Геликон-опера. Востребованный музыкант, замечательный аранжировщик Андрей Владимирович выступал с выдающимися исполнителями нашего времени. И на липецкий коллектив, с которым познакомился в Белгороде на Параде дирижёров народных оркестров, у него свои планы. Например, 6 декабря именно он выведет наш оркестр на сцену Дома композиторов в Москве, где будет праздноваться 60-летие Липецкой областной филармонии.

– Мальчиком я сначала мечтал играть на скрипке, затем на гитаре, но оказался в классе балалайки. Когда впервые взял инструмент в руки, понял – моё. И уже никогда не изменял выбранному пути, – говорит Андрей Шлячков. – В Академии Гнесиных я учился у выдающегося пропагандиста балалайки Павла Ивановича Нечепоренко, а дирижирование постигал у Николая Николаевича Некрасова, в оркестре которого сейчас и работаю. Балалайка – это душа народа, неслучайно именно этот инструмент ассоциируют с Россией. К сожалению, в наши дни нечасто можно услышать по телевидению или из радиоприёмников звучание оркестра русских народных инструментов. Хотя сегодня исполнительский уровень настолько высок, что говорить о некой «лубочности» не приходится – это настоящее высокое искусство, которое нужно пропагандировать и сохранять.

Дискуссия

Это уж точно один из самых интересных компонентов вернисажа, когда своими мыслями и переживаниями делятся художники всего мира. А поговорить и порассуждать с музыкантами, которые также создают полотна своими – только звуковыми – красками, было о чём.

Дмитрия Ибрагимова называют мускулистым музыкантом. Конечно, он не похож на героев американских боевиков. Просто выпускник Гнесинки частый участник массовых народных гуляний, где играет на своей балалайке, не жалея пальцев, чем вызывает неизменный восторг и благодарность всех присутствующих. Для него инструмент – живой, не залакированный академизмом, голос народа.

– В пятистах километрах от Костромы стоит моя родная деревенька, коренных там уже мало осталось. Но в дни села и в престольные праздники там собирается много люда, и мы устраиваем балалаечные баталии с частушками и плясками, – улыбается Дмитрий. – На трёхструнной никто из родных не играл, папа – военный, мама – инженер, но я так прикипел к инструменту, что родственники удивлялись. Нам, провинциалам, хотелось учиться в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Но из моего курса, например, в профессии осталась только треть. И посмотрите, двадцать лет назад в музучилище Костромы было тесно в коридорах от наплыва учеников, а сегодня в пять вечера там уже никого не встретишь, да и аудитории не переполнены.

– К сожалению, народной культуре уже много лет не уделяется должного внимания, – сетует дом­ристка Вера Махан. – Но когда я слышу, как играют дети на той же балалайке, на домре, дух захватывает от мастерства. Это же какие перспективы могут открыться для нашего искусства, только бы государство это тоже услышало и поняло. Я родом из скромного городка Десногорска под Смоленском. Музыкальная школа у нас маленькая, а желающих учиться было много. Мне очень понравился преподаватель по балалайке и домре, вот к нему и пошла учиться, теперь иногда сама преподаю, даю мастер-классы, например в училище имени Собинова в Ярославле. Ребят талантливых в глубинке очень много, так хочется, чтобы их поддерживали. Ведь за ними – будущее русского искусства.

– А я сама привела маму в класс домры, – подключается к разговору главный дирижёр Липецкого государственного оркестра народных инструментов Дина Осипова, сохранившая коллектив в сложные для него времена. – И никогда об этом не пожалела. Хотя, конечно, даже в консерватории чувствовалось предвзятое отношение к народникам. Но сегодня настолько возрос класс исполнительского мастерства, что ситуация должна скоро поменяться. Сейчас для оркестров русских народных инструментов пишут современные авторы, выводя и музыку, и коллективы на другой уровень. Вот и мы надеемся, что двадцать первый концертный сезон принесёт нам много открытий, ведь смена дирижёров – это ещё и приобретение опыта. Перед нами открываются новые горизонты, но мы сохраняем и свои традиции, полюбившиеся публике абонементные концерты и «Вечера с русским оркестром».

Каждый дирижёр лишь одним единственным штрихом может изменить звучание уже сыгранного оркестра, одним взмахом своей палочки внести новые вкрапления казалось бы в сложившуюся палитру. Так что Липецкому оркестру русских народных инструментов предстоит нешуточная реставрация. Картина есть, нужна красивая и достойная рама.

Фото Геннадия Логунова

Фото Геннадия Логунова

Фото Геннадия Логунова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных