Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Душа Страдивари на кончике смычка виртуоза…

Татьяна Щеглова | 30.11.2009

На днях Липецкая филармония представила уникальный проект – венгерский скрипач Кристоф Барати исполнил программу для скрипки соло. Что это значит? Более часа скрипач оставался на сцене наедине со скрипкой Страдивари и держал зал в напряжении. Программа прославленного виртуоза так и называлась «Наедине со всеми». А зал напоминал о себе сокрушительными криками «браво».

То ли монах, то ли скрипач

Личность и биография Кристофа Барати удивительны сами по себе. Он родился в Будапеште в семье музыкантов. Детство провёл в Венесуэле и там же начал играть на скрипке, а в 8 лет уже дал свой первый сольный концерт. К 17 годам скрипач стал лауреатом престижных международных конкурсов, впервые получил в руки скрипку Страдивари, а через год… неожиданно покинул сцену, объяснив это тем, что «надо ещё много развиваться духовно, чтобы стать полноценным исполнителем».

В музыкальных кругах этот поступок вызвал шок и непонимание. Добровольно отказаться от славы и денег? Поколение next, к которому принадлежит музыкант (ему сейчас 30 лет), обычно ведёт себя более рационально и предсказуемо.

Но годы отшельничества даром не прошли. Барати потратил их на то, чтобы изучить весь объём сольной музыкальной программы для скрипки – всё лучшее, что написано за несколько столетий в разных странах. И теперь Барати не нуждается в концертмейстерах и может делать со скрипкой практически всё. Один, в строгом чёрном облачении он поднимается на сцену – уникальный случай. Кристоф легко и безмятежно наматывает нервы и душу зрителей на свой смычок. Ради этого стоило потратить время и силы на интригующее отшельничество – похоже, виртуозу открылись запредельные, неведомые простому смертному тайны.

Интересно, что на Липецком концерте Барати изначально отказался от традиционного музыковедческого сопровождения – программа выступления целиком была объявлена перед концертом, и далее на сцене он оставался один. Зрители должны были запомнить сказанное и полностью погрузиться в музыку – только внимать. Части произведения следовали одна за другой, завершение обозначалось высоким взмахом смычка над головой. Такой подход рассчитан на очень искушённого слушателя, так выступали музыканты во времена Баха…

Lady Harmsworth

Несомненно, что душа великого мага Страдивари, сотворившего скрипки, пережившие самого мастера более чем на три столетия, каждый раз поднимается на сцену вместе с исполнителем. И это прочувствовали все сидящие в зале. Скрипка и виртуоз, который её держал в руках, творили чудеса: они то разговаривали шёпотом, то гремели крещендо, душа трепетала… Стоит вспомнить, что ещё при жизни мастера Страдивари на его счёт бытовало много легенд. Некоторые даже утверждали, что, дескать, мастер продал душу дьяволу или, напротив, его скрипки сделаны из обломков Ноева ковчега. Существует также мнение, что скрипки Страдивари так хороши оттого, что звучать по-настоящему они начинают только через 200-300 лет. И скрипка, на которой играл Барати, дождалась своего звёздного часа. У каждого инструмента Страдивари есть своё имя. Ту скрипку, что побывала на Липецком концерте, зовут Lady Harmsworth, дата изготовления – 1703 год. Она ценится за особую певучесть, «дыхание» и объёмный звук. Воистину, на этом концерте в зале пели два голоса – Кристофа Барати и маэстро Антонио Страдивари.

Библия скрипача

Произведения, прозвучавшие на этом концерте, очень сложные – и в музыкальном, и в духовном смысле. Сонаты и партиты для скрипки соло Иоганна Баха называют «Библией скрипача». А на сей раз прозвучали именно Соната-соль-минор и Партита ре-минор Баха, Соната Изаи «Наваждение» с прямыми музыкальными цитатами из того же Баха и две виртуозные пьесы Эрнста. По сути, была представлена широчайшая палитра и философского осмысления, и виртуозной школы.

Скрипач и композитор Эрнст в широких кругах не особо известен в отличие от своего современника Паганини, чьи каприсы узнает даже ребёнок. Но что касается его виртуозных пьес, на то сидящие в зале преподаватели струнного отделения колледжа искусств весьма справедливо заметили: тому, кто сыграл пьесу Эрнста, сыграть без остановки все каприсы Паганини – раз плюнуть. Виртуозная техника Кристофа просто ошеломляет.

Ко всему сказанному остаётся добавить несколько слов о мистической подоплёке происходящего, этого не могли не заметить сидящие в зале. Душа Страдивари изливалась своим непревзойдённым голосом со смычка Барати. И когда люди, измотанные её взлётами и падениями, перепадами от величайшего наслаждения к величайшим мукам, покидали зал, говорить не хотелось. Хотелось молчать и подольше удержать в себе это необычное состояние. Пусть и дальше поёт скрипка…

Вместо послесловия

Ещё раз хочется сказать спасибо Липецкой филармонии и лично её художественному руководителю Наталии Мекаевой, организовавшей этот концерт. Победитель крупнейших международных состязаний, таких как конкурс Елизаветы в Брюсселе или Жака Тибо в Париже, Кристоф Барати выступает на лучших концертных площадках мира: Альте-Опер во Франкфурте-на-Майне, Берлинской филармонии, Концертгебау в Амстердаме, театре на Елисейских полях, Зале Триэль и музее Французского Сената в Париже. В России скрипач в третий раз. До Липецка его слышали только столицы – Москва и Санкт-Петербург. Именно филармония смогла сделать так, что «тропа» для мировых звёзд, которые выступают на лучших столичных сценах, теперь пролегает и через наш город.

30 ноября в областном Центре культуры (бывший областной ДК) будет показан арт-проект «Тенора XXI века», в котором примут участие вокалисты ведущих театров, включая Большой театр, театр Ла Скала, московский театр «Новая опера».

На концерте «Наедине со всеми» в зале пели два голоса – Кристофа Барати и маэстро Антонио Страдивари. Фото Павла Острякова

На концерте «Наедине со всеми» в зале пели два голоса – Кристофа Барати и маэстро Антонио Страдивари. Фото Павла Острякова

На концерте «Наедине со всеми» в зале пели два голоса – Кристофа Барати и маэстро Антонио Страдивари. Фото Павла Острякова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных