Пн, 02 Августа, 2021
Липецк: +22° $ 72.67 86.71

Путь к самим себе

Владимир Петров | 17.01.2015

Какой народ легче всего покорить? Тот, который лишен исторической памяти. Даже если он хорошо вооружен. Молодой солдат, воспитанный на опусах лжеисториков, вряд ли подумает, что он защищает Родину-мать, землю своих предков. Стирание культурной идентичности народов, унификация сознания, формирование клипового мышления, когда не надо думать, а лишь использовать готовые для всех мыслеобразы – задача информационной войны, ведущейся силами Запада против России.

Особое место в ней отводится литературе, формирующей и сберегающей народное самосознание. Философ Карл Юнг сделал такой вывод: люди используют мысли, хранимые в подсознании в виде образов, прамыслей. Но как сказывается влияние литературы на такое мышление? Дело в том, что доминанта русской классической литературы, хранительницы русской души, укоренена в православном типе культуры. Отсюда понятно известное заявление одного из американских идеологов «холодной ­войны» Бжезинского о том, что после разгрома СССР надо сокрушить православие.

Эта тема стала предметом дискуссии на прошедшем в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина семинаре «Досоветская, советская и постсоветская культурная идентичность и русская литература». Он был организован совместными усилиями доктора филологических наук, профессора Литературного института им. А. М. Горького Ивана Есаулова, а также преподавателей кафедры историко-культурного наследия и научно-исследовательской лаборатории «Бунинская Россия» ЕГУ. В работе его приняли участие ученые из Воронежа, Тамбова, Липецка и Китая, предоставившие для обсуждения ряд интереснейших докладов в рамках обсуждаемой проблематики.

Как осознать глубокую драму культурной идентичности русского народа за прошедшие полтора века? Что нужно предпринять, чтобы людское сознание вернулось к своим историческим истокам? Это не теоретическая проблема, а вопрос выживания народа в усложняющемся хаосе мировой истории, когда силы зла особенно агрессивны и сильны. Как противостоять им? Эти вопросы неоднократно звучали в выступлениях участников форума.

Началом утраты духовно-культурной идентичности русского человека, полагает Иван Есаулов, следует считать XVIII век, когда христианские традиции спасения души уступили место проникающим европейским «рацио» эпохи Возрождения, ставившим в центр бытия не Бога, а человека. Уже тогда было ясно, что эта подмена противоречит всему мироустройству. Но путь был начат, мутирование сознания продолжается до наших дней. Тем не менее наши великие классики утверждали в своих произведениях иное – сердечное принятие Божьего мира и необходимость менять не его, а самого человека. В этом главный вектор русской литературы. Однако писатели социал-демократического крыла так не думали, их идеи – плохо переваренные европейские утопии. Эту разрушительную работу продолжила плеяда писателей Серебряного века: символизм, в свою очередь, изменил эстетическую и духовную доминанту русской литературы.

Оценивая же роль советской литературы, Иван Есаулов использовал термин «ментальное конвоирование» жизни человека, повлекшее дальнейшую утрату традиционной памяти. Однако не до конца: русское самосознание осталось живо в «культурном бессознательном», в той форме памяти, о которой говорил Юнг. Именно это повлияло на неоднозначность, на внутреннюю скрытую многовекторность произведений литературы советского периода. Яркими представителями этого направления были ­ М. Пришвин, М. Шолохов, Ю. Бондарев.

Интересный взгляд на проблемы поиска русской идентичности рядом русских писателей XX века предложил преподаватель Пекинского университета иностранных языков Сунь Лей. В наше время обретение национальной идентичности – задача сверхважная, полагает она. Русская литература (шире – культура) должна быть цельной, а не делиться на религиозную и секулярную. Раздвоенность души народа – почва для будущих и настоящих смут. А значит – для утраты самобытности.

От набегающего времени порой веет холодом преисподней. Что ждет Россию, что ждет нас, если мы примем западные ценности в их сатанинском естестве? И этот вопрос витал над аудиторией форума. Спасение есть. Скрыто оно, как уже говорилось выше, в глубинных пластах народного самосознания, в его «культурном бессознательном». У русских в сознании сохранен приоритет нравственных, культурных и религиозных начал. Россия, русский человек и сегодня цивилизованней любого европейца. Искать путь к себе, к собственной идентичности – вот его цель.

Обращаясь к читателям «Липецкой газеты», Иван Есаулов высказал следующую мысль:

— Нужно помнить, что русская литература — не «изящная словесность», а нечто большее. Те, кто надеется изучать ее в упрощенном телевизионно-киношном виде, обедняют себя. И, более того, этим подходом неизбежно теряется национальная идентичность. Жалобы на недостаток времени для чтения — лишь отговорка. От Года литературы, объявленного в России, я ожидаю серьезного поворота нашего народа на магистральную дорогу русской культуры. Литература — не вид искусства, а хлеб духовный, она как воздух, который мы не ценим, но жить без него невозможно. Чтобы не задыхаться в пустоте бездуховности, развлекаловки и потребительства, надо чаще припадать к чистым родникам русской классической и духовной литературы.

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных