Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

В джазе только… друзья (фото)

Евгения Ионова | 24.02.2014

Музыка друзей, друзья из мира музыки, своя музыка для друзей. Они – на сцене, в зале, в сердце джазового музыканта Игоря Верещагина, пригласившего на свой концерт только самых близких


ФОТО


Свои среди своих

Пианист, исполнитель на губной гармонике, лектор-музыковед, педагог, популяризатор джазовой музыки и имя липецкого джаза во всём мире, солист Липецкой филармонии Игорь Верещагин в этом году отметил сразу две значимые даты. Своё пятидесятилетие музыкант отпраздновал камерно, без суеты и помпезности, что, собственно, никого из его публики не удивило. Это свойство его личности. Ведь даже концерты Верещагина сродни морю – бушующие страсти скрыты в его глубинах, они лишь изредка прорываются на поверхность. Его манера исполнения, как волна, разглаживающая все неровности и шероховатости прибрежной полосы, – вкрадчива, интеллигентна и притягательна.

 – На юбилей, который случился в июне, я концертов не планировал, – рассказывает именинник.– Это нужно было бы вальяжно сидеть в кресле и раздувать щёки от осознания важности момента. Для меня главное, чтобы музыка звучала. Я ещё сам не наигрался. А так как в традиции филармонии делать зрителям сюрпризы, то мы рискнули устроить необычный вечер – собрать некоторых моих друзей-музыкантов на одной сцене, послушать которых придут тоже наши друзья – зрители. Концерт так и назвали «С друзьями – для друзей». 

Так что филармония сделала Игорю Фёдоровичу подарок на день рождения, а он в свою очередь презентовал его филармонической публике. 

Друзей Верещагин выбирал сам. С заслуженным артистом России Владимиром Селявкиным их связывает даже не столько десятилетняя дружба, сколько, как определил Игорь, кровное родство музыкантов: ни одного случая недопонимания, ссоры не было в их сотворчестве – только взаимовыручка и поддержка. С Евгением Онищенко – одним из лучших отечественных контрабасистов, доцентом кафедры джазового контрабаса и бас-гитары РМА имени Гнесиных, автором ряда методических пособий и публикаций – Игорь Верещагин, можно сказать, сидел за одной консерваторской партой в Донецке. С ним они сначала узнавали джаз, а потом и постигали его. Гитариста-виртуоза Павла Чекмаковского знают все любители джазовой музыки в России, Игоря Игнатова – одного из самых востребованных российских исполнителей на ударных инструментах, Татьяну и Игоря Левитиных, саксофониста Дмитрия Кокшина тоже не нужно было никому представлять. В друзьях у Верещагина и ученики, хотя их пока не много. 

– В Святом Писании сказано, что Царствие Небесное ты обретёшь за други своя. Я желаю Игорю верных друзей, бескорыстных, чтобы наша дружба строилась на абсолютной сердечности, – говорит, пожалуй, один из самых узнаваемых, неординарных и самобытных джазменов нашей страны Сергей Манукян. – Мы – люди одного мира, мира музыки. А музыка, на мой взгляд, живёт помимо человеческих желаний, возможностей и амбиций. Музыка принимает только того человека, который не переходит с ней на ты. Нам всем нужно беречь свои музыкальные корни, поэтому очень востребовано ныне слияние джаза и фольклора. Ведь земля, из которой ты вырос, тебя питает, даёт тебе силы жить. 

Две песни липецкой земли в джазовой обработке были исполнены музыкантами Игоря Верещагина и фольклорным ансамблем «Воскресение». Это не первый опыт сотрудничества, две музыкальные традиции слились в один поток на последней «Джазовой провинции».

– Попытки соединить джаз и фольклор предпринимались уже давно, и всегда эти эксперименты вызывали и у музыкантов, и у публики живой интерес, – считает руководитель «Воскресения» Кристина Иващенко. – Игорь Фёдорович сам сделал аранжировки, они показались нам очень интересными, и мы с удовольствием участвовали в его юбилейном концерте, отдавая дань уважения его таланту музыканта.

Один на свете

Имя липецкого джаза, его лицо, образ – это Игорь Верещагин. Но его могло и не случиться в нашем регионе. Он родился в артистической семье в Украине, там состоялся как музыкант и композитор. Кризисный 1991 год разломил не только большой Советский Союз, но и людские судьбы. Игорь приехал в знакомый ему Липецк – побратим города детства Винницы. Но его сотрудничество с украинскими музыкантами продолжается до сего дня. Работает он и со швейцарским оркестром, при этом преподаёт в Липецком колледже искусств и является солистом филармонии.

– Я считаю себя россиянином, у меня душа болит и за Россию, и за Украину. Но сердце моё там, где я родился, где живёт отец, родственники, друзья, в той земле похоронены мои предки… Я приехал в Липецк по приглашению тогдашнего директора филармонии Владимира Дементьевича Ларькова. После окончания консерватории работал на кафедре своего вуза. А жена Наталья Сосновская (лучший в области музыковед и лектор, ведущая большинства филармонических концертов и торжественных мероприятий. – Прим. авт.) – в Липецке, поэтому я как бы жил на две страны. В Донецке у меня были хорошие перспективы, но в начале девяностых в Украине случился жесточайший экономический спад, поэтому мы всё-таки решили обосноваться здесь. Это была некая жертва, ведь Донецк – один из джазовых цент­ров, а в консерватории была питающая меня среда, мощные музыканты. Евгений Онищенко, лучший контрабасист России, именно из этой среды. Мы варились в одной каше… 

За 18 фестивалей «Джазовой провинции», за сотни и сотни джазовых концертов ему удалось воспитать свою публику. Благодарную, любящую его и музыку, которую Игорь Верещагин исполняет за роялем или на губной хроматической гармонике. Наверное, оттого, что он такой, у него и в джазе только… друзья. 

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных