Пн, 17 Января, 2022
Липецк: -4° $ 74.29 84.07

Два музея Татьяны Двуреченской

Николай Скорский, Алексей Шишкин | 21.02.2014

О необычном увлечении директора библиотечно-информационного центра имени Бартенева Татьяны Двуреченской мы узнали случайно. Как-то разговорились о местных мастерах глиняной игрушки, и оказалось, что Татьяна Николаевна — страстный почитатель их таланта. И свидетельство тому — стеклянная витрина, которая соседствует с книжными стеллажами в просторном читальном зале. На ее полках «живет» целая коллекция фигурок, вылепленных из гипса, глины, вырезанных из дерева, искусно смастеренных из папье-маше. Иванушка-Дурачок едет вместе с Марьей-Царевной на печи, железный Самоделкин отдыхает в кресле-качалке, разодетая купчиха — за чашкой чая. А ежиков, кошек и ангелочков вообще не перечесть! В коллекции Татьяны Двуреченской уже более четырехсот фигурок, которых объединяет «книжная» тема.

— Идеей начать коллекционировать игрушки, в которых запечатлены читающие животные, люди или сказочные персонажи, я заразилась пять лет назад, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Приехав в Тамбов, на традиционную встречу выпускников института культуры, зашла в местную областную библиотеку и там случайно увидела небольшую выставку фигурок, посвященную нашей профессии. Меня так увлекла эта идея, что в Липецке я сразу же купила в магазине возле железнодорожного вокзала первую куклу по книжной теме «Тимофеевна». Потом обратила внимание на витрину в ЦУМе и там приобрела подходящие экспонаты. 

На сегодняшний день в коллекции Татьяны Двуреченской много авторских работ, часть которых сделаны на заказ. Большинство глиняных игрушек мастерски выполнены липецкой художницей Татьяной Тереховой. Рядом с ее пестрыми барынями и мужиками в косоворотках уютно расположились керамические совы и коты Дмитрия Яричина, а также трогательные ангелочки Елены Березневой. Есть в коллекции дымковская игрушка, гжель, каслинское литье и даже кое-что из антиквариата. В последнее время витрина пополняется в основном подарками, которыми чуткие читатели выражают благодарность к труду библиотекарей и свою любовь к книге. 

Но коллекционирование игрушек — не единственное увлечение в жизни Татьяны Двуреченской. Еще она большая почитательница таланта нашего земляка Петра Ивановича Бартенева. Год назад по инициативе Татьяны Николаевны в библиотеке был открыт музей в честь этого основателя отечественного пушкиноведения. 

— Библиотекарям Бартенев близок как выдающийся представитель профессионального сообщества — библиограф, заведовавший знаменитой публичной Чертковской библиотекой в Москве. Ее книжное собрание впоследствии стало основой Российской государственной библиотеки, — говорит Татьяна Двуреченская. — Жаль, что личность этого человека до конца не оценена потомками. В большинстве случаев о нем знают только специалисты.

К примеру, среди историков Бартенев знаменит как издатель журнала «Русский архив». В отличие от Карамзина, который сам трактовал историю, Петр Иванович публиковал документы. Он был убежден, что необходимо обращаться к первоисточникам. Благодаря обширным знакомствам Бартенев получал доступ ко многим семейным архивам. Ему очень доверяли, он хорошо знал французский, немецкий, английский, польский, латинский и греческий языки. 

— Представьте, какая внутренняя культура у этого представителя старинного рода, — говорит Татьяна Николаевна. — Он был историческим консультантом, редактором и корректором первого издания эпохального романа Льва Толстого «Война и мир». 

По словам Татьяны Двуреченской, к помощи Петра Ивановича прибегали и другие литераторы, историки, общественные деятели. Василий Жуковский, Иван Тургенев, Алексей Хомяков, Федор Тютчев, братья Аксаковы были для него добрыми знакомыми. Благодаря кропотливому труду Бартенева найдены и дошли до нас многие пушкинские документы, письма и воспоминания. Сам он любил повторять: «Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточнику». 

Бартенев уделял большое внимание не только письменным источникам, актам, документам, рукописям разных времен, но и устным рассказам, воспоминаниям современников, которые, не жалея времени, сам и записывал, публиковал на страницах журналов. И старался, чтобы эти воспоминания не утрачивали яркости живого слова, хранили аромат своего времени. Пушкину посвящены как отдельные работы Петра Ивановича, так и многочисленные публикации в «Русском архиве». Можно сказать, что поэт — главный герой этого издания. 

Силами Татьяны Двуреченской экспозиция музея Бартенева также постоянно пополняется. У библиотеки сложились хорошие отношения с его потомками — правнучкой Ниной Ахметьевой и правнуком Юрием Гаттенбергером, которые не раз приезжали в Липецк и передали музею фотографию из семейного архива.

— Экспозиция, можно сказать, собиралась по маленьким кусочкам, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Что-то мы нашли в фондах липецких библиотек, что-то — у столичных коллег и историков. Бюст Бартенева был выкуплен у липецкого скульптора на собранные читателями деньги, застекленные столы-витрины удалось приобрести благодаря муниципальному гранту. Искали спонсоров, а если не хватало, то вкладывали личные средства.

Работа над увековечением имени Петра Бартенева для Татьяны Двуреченской — это не столько служебные обязанности, сколько увлечение. Посетителями музея часто становятся не только читатели библиотеки, но и школьники, специально для которых проводятся экскурсии. В итоге о неутомимой и самоотверженной деятельности этого историка, скромного «архивного рудокопа» узнает все больше и больше липчан.

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных