Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

«Подлинное искусство — для всех»

Софья Вобликова | 23.01.2014

В четверговом номере «Липецкой газеты» стартует рубрика «Культурный код». Появление ее не случайно, оно связано с наступившим Годом культуры. В ее рамках вместе с нашими земляками мы обсудим самый широкий круг вопросов, связанных с развитием культуры, сохранением культурно-исторического наследия. И, конечно, попытаемся понять: каков тот культурный код, который нас объединяет. Как он сформировался? Как он влияет на нас, на нашу повседневную жизнь?

Открывает рубрику беседа с заместителем главы администрации Липецкой области Людмилой Кураковой. Уже почти шестнадцать лет она курирует сферу культуры и искусства (наряду со сферами образования, физической культуры, спорта и туризма). Проблемы этой отрасли, ее сильные и слабые стороны известны ей досконально. Но в разговоре мы пытались не столько сосредоточиться на узкоотраслевых вопросах, сколько понять: каков образ культуры нашего региона в целом.

— Людмила Валентиновна, каким вам видится предназначение отрасли культуры сегодня?

— Прежде всего оно в развитии тех институтов, которые связаны с сохранностью культурного наследия, а также в создании условий для реализации творческих способностей. Это очень важно. Каждый из нас имеет свой талант, способности, у каждого есть потребность проявить себя в чем-то таком, что так или иначе приподнимает его над повседневностью. У одного эта потребность выражена больше, у другого меньше, но она есть у всех.

— А откуда в нас такая потребность? Ведь она вроде бы ничем материальным не обусловлена, в отличие от потребности в еде например.

— Вероятно, все-таки это в природе человека заложено. Это то, что поднимает его над миром природы. Поднимает, но не отрывает, подчеркиваю. Потому что подлинная культура проявляет себя и в бережном отношении к окружающему миру. Поэтому, кстати, и зоопарки относятся к учреждениям культуры. Над этим порой посмеиваются, а зря.

— Только что все липчане отметили 60-й день рождения области. На ваш взгляд, успел ли наш регион обрести за это время свой, особенный, культурный образ?

— Шестьдесят лет — не такой большой в историческом плане срок, за который успели бы сформироваться некие уникальные черты липецкой культуры. Но все-таки определенная специфика у нас есть, хоть однозначно определить ее и непросто. Что-то мы унаследовали от тех областей, части которых вошли в состав нашего региона. Кстати, довольно долго еще бытовало такое деление: эти курские, а те рязанские и т.д. Но сейчас уже все мы стали липчанами, земляками, о чем совершенно справедливо сказал и глава области Олег Петрович Королев на недавнем торжест­венном собрании, посвященном юбилею.

Свою роль в формировании культурного образа области сыграло и то, что ее центром был выбран Липецк как промышленный город. На строительство тогда еще Новолипецкого металлургического завода приезжали не только жители окрестных сел, деревень, носители народных традиций, но и специалисты со всего Советского Союза. Как правило, это были люди высококультурные, прекрасно образованные. Вот из этого сплава традиционной народной культуры Черноземья и культуры, скажем так, городской, интеллектуальной и возник наш, липецкий, образ.

— Но какого начала — народного или городского — больше в этом сплаве?

— У нас интересная ситуация сложилась. С одной стороны, за последние годы очень вырос интерес к серьезному искусству, поэтому стала возможной, к примеру, реализация таких проектов, как постановка оперы «Легенда о граде Ельце», организация выставок из фондов Эрмитажа и так далее. С другой, народные традиции у нас не отмирают, а живут и развиваются. Вот рояльная гармошка. Казалось бы, совсем она пропала, но нашелся молодой парень, который не только умеет играть на этом инструменте, но и делает его по старинным образцам. Интерес к ней вновь начал расти. Или романовская игрушка. Уж зачем, вроде бы, нынешним детям какая-то свистулька, но не уходит она в прошлое. Все равно хочется ее, теплую, живую, взять в руки, посвистеть. Ребятам это нравится, а уж когда они сами могут ее слепить!.. Работники Центра романовской игрушки, областного Центра культуры и народного творчества молодцы! Они очень активно популяризируют народное творчество. В том-то и суть учреждений культуры — сохранять традиции живыми.

— Значит, роль учреждений культуры не должна ограничиваться, условно говоря, только решением творческих задач, созданием искусства ради искусства? Обязательно еще и идти, как говорится, навстречу человеку, так?

— Это замечательный вопрос. Прямо скажу: в отношении искусства не признаю такого определения — «не для всех». Кино не для всех, литература не для всех… А для кого? Для избранных? А музыка Чайковского, Моцарта, книги великих писателей — они тоже только для ценителей? Наверное, потому и признается то или иное произведение шедевром, что оно вне зависимости от времени и своей сложности затрагивает души, сердца, умы самого широкого круга людей.

Это если говорить в целом. С точки же зрения интересов области мы не можем позволить себе содержать, допустим, театр, или филармонию, или любой крупный коллектив только для того, чтобы их сотрудники творили «для себя». Нет, наша задача — привлекать как можно больше людей, особенно молодежи. В этом плане мы, кстати, находим взаимопонимание с нашими работниками культуры, руководителями художественных коллективов. У нас, например, на концертах, проводимых областной филармонией, — полные залы. К нам приезжают артисты мирового уровня — Башмет, Гергиев, Мацуев, а они на пустое место не поедут. Мы много сделали для того, чтобы воспитывать зрителя с малых лет. У нас есть и Театр кукол, и детские постановки в академическом театре имени Л.Н. Толстого, и детская филармония, работающая при «взрослой»… И сегодня области уже нужен большой концертный зал, способный вместить всех желающих приобщиться к искусству. Это проблема, но мы ее обязательно решим.

— Взаимоотношения культуры и власти — это еще одна тема, обсуждение которой в российском обществе идет, пожалуй, постоянно. Популярно мнение, что эти сферы определенным образом противостоят друг другу, что власть, как правило, недооценивает роль культуры в обществе, признавая, так сказать, ее прикладную роль, но не отдавая должное ее глобальному значению.

— Абсолютно несогласна с этим утверждением. Во власти, как и в любой другой сфере, есть разные люди. Есть увлеченные, поддерживающие культуру в ее живом проявлении и вовсе не воспринимающие ее как красивый шкаф, набитый картинами, нотами и прочим, что годится для развлечения или воспитания. Хотя и та, и другая роль культуре свойственна. Да даже то, что нынешний год посвящен именно культуре, свидетельствует о заинтересованной позиции государства, власти к этой сфере. Я знаю своих коллег, знаю, например, как Олег Петрович Королев трепетно относится к вопросам культуры, всем старается помочь. Но есть ограничения в возможностях. Чтобы пустить деньги в культуру, надо, чтобы другие блоки — промышленность, сельское хозяйство — работали эффективно. А сосредоточиться только на культуре, забыв про другие направления, — наверное, неправильно.

Но работники культуры — люди ранимые. И порой минусы они преувеличивают до невозможности, а плюсы, наоборот, не замечают. Однако творческий человек и должен быть таким. Он не может быть равнодушным, не может работать по указке. Он беспокоится обычно не за свое личное благо, а за интересы своего дела. Главное, чтобы обе стороны — и власть, и культура — понимали друг друга. В нашем регионе, на мой взгляд, такое понимание есть.

— Основы культурной личности человека закладываются в самом раннем возрасте. Кто на вас в большей мере повлиял в детские годы?

— Бабушка, мы много времени с ней проводили, она мне про домовых, чертей рассказывала. Пела — в лес идем «пешки», как она говорила, то есть пешком, и она запевает: «Куда бежишь, тропинка милая». По ее, маминой, линии родня вообще певучая, некоторые и консерваторию закончили. У дедушки тоже песня любимая была — «Под окном черемуха колышется». От него, кстати, присказку переняла: «Сумела готовать, не сумела подавать». Я ее теперь иногда коллегам своим говорю: мол, сумели приготовить, сделать что-то, а подать, преподнести как следует не смогли. Со стороны отца родственники тоже и пели, и танцевали, дядя на гармошке замечательно играл. Я сама долго пела в хоре ДК тракторного завода. Ходила в кукольный кружок, в библиотеку. Однажды библиотекарь Людмила Васильевна, работавшая в детском абонементе, сказала: «Людочка, ты у нас уже все перечитала, пойдем, я отведу тебя во взрослый отдел». И она меня повела коротким путем — через книгохранилище. Вот это ощущение я в жизни не забуду! Я задохнулась от счастья, что меня так выделили из всех, дали увидеть это огромное собрание книг... Мне тогда тринадцать лет было.

Но в культурном плане мы растем всю жизнь. Вот недавно отмечали юбилей Василия Ланового, услышала в интервью с ним замечательные слова о том, что надо чаще смотреть в небо, чтобы помнить: мы имеем более высокое предназначение, чем просто землю топтать и поглощать то, что она нам дает. Сказала об этом своей приятельнице, а она в ответ: если в небо смотреть, так и упасть можно. А ты, советую, остановись. Иногда неплохо помедлить, посмотреть вокруг себя. Наверное, тогда и мысли другие придут, и суета отступит, которая мешает нам быть людьми в полном смысле этого слова.

Формула культурного кода Людмилы Кураковой:

* Терпимость, уважение к окружающим.

* Воспитанность, соблюдение правил этикета.

* Высокая бытовая культура.

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных