Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Ария без выхлопной трубы

Сергей Малюков | 15.11.2013

«Я напишу такую оперу, что все плакать будут», — обещал своему брату Петр Ильич Чайковский, приступая к работе над «Иолантой». Опера по мотивам драмы датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене» стала одним из самых светлых и лиричных произведений великого композитора. Впервые она была представлена публике в 1892 году, за год до смерти Чайковского, и с тех пор остается подлинной жемчужиной русской классики.

Липецкая филармония поставила концертный вариант «Иоланты» на сцене областного Центра культуры и народного творчества. В масштабном проекте участвуют более сотни вокалистов и музыкантов. Вместе с солистами выступили Липецкий симфонический оркестр, Липецкий камерный хор, камерный оркестр «Русская классика» под управлением дирижера заслуженного артиста России Владислава Булахова.

«Иоланта» справедливо считается самой нежной оперой Чайковского. В ней нет ни одного отрицательного персонажа, вся она наполнена глубоким христианским смыслом. История духовного и физического прозрения юной красавицы Иоланты завораживает не одно поколение меломанов.

Весь вечер на сцене блистали артисты филармонии. Партию Иоланты исполнила обладательница дивного сопрано Елена Баранчук, влюблённого в неё графа Водемона — тенор Андрей Герасимов. Народный артист России Валерий Радченко пел партию короля Рене.

Молодой, но уже имеющий немало поклонников баритон Сергей Блинков исполнил партию доктора, а ещё один баритон — Игорь Пронин — перевоплотился в бургундского герцога Роберта. Заслуженная артистка России Зинаида Карандакова, работающая сейчас над партией Тоски в опере Джакомо Пуччини, также нашла возможность порадовать своих почитателей небольшой ролью в «Иоланте».

— Слишком много сейчас негатива вокруг, настоящее искусство подменяется низкопробными поделками, нам всем не хватает духовности, искренности, чистоты, так пусть же люди, придя на концерт, прикоснутся к возвышенному и светлому, — так сформулировала идею постановки её инициатор и вдохновитель, директор липецкой филармонии Наталия Мекаева.

«Иоланта» продолжает цикл работ творческой мастерской «Русская опера». Весной собрал аншлаг «Евгений Онегин» Чайковского, по просьбам зрителей концертный вариант оперы повторят в январе будущего года. Готовятся к выпуску не менее интересные произведения русской оперной классики. В марте липчанам представят «Алеко» Сергея Рахманинова, а в мае — оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».

— Мы долго, по крупицам, создавали в филармонии настоящую сокровищницу оперных голосов, — рассказывает Наталия Мекаева. — Сейчас к нам пришли молодые ребята с прекрасными вокальными данными, имеющие соответствующее образование. Двенадцать вокалистов — это фактически оперная труппа, ей нужен хороший репертуар. После премьеры «Легенды о граде Ельце» мы все поверили в себя, осознав, насколько велик интерес публики к лучшим образцам оперного искусства, проникнутым православными идеалами любви и добра. Так и возникла концепция творческой мастерской «Русская опера». Я против осквернения классики новомодными приёмами. Как-то мне довелось видеть постановку «Аиды» Верди, в которой артисты пели, держа в руках выхлопные трубы. А во что превратили «Евгения Онегина» в некоторых столичных театрах — это просто кошмар! Пока я руковожу филармонией, таким сомнительным экспериментам на нашей сцене будет поставлен заслон, издевательств над святым не потерплю. Только духовность и красота спасут этот мир.

Пока постановки идут на сцене ОЦКНТ, но в перспективе должен появиться новый концертный зал.

— В Липецке нет своего оперного театра, и мы просто обязаны восполнить этот пробел, — считает директор филармонии. — Сейчас идёт ремонт в историческом здании кинотеатра «Унион» на площади Революции областного центра. Там хорошая акустика, есть все условия для репетиций и выступлений профессиональных коллективов, в том числе и прекрасная сцена с местом для оркестра. Нам здорово помогает своими советами по оборудованию площадки маэстро Валерий Гергиев. Надеюсь, уже в новом сезоне мы порадуем любителей музыки полноценными костюмными оперными постановками. Интерес у зрителей к опере огромный, билеты расходятся очень хорошо.

На премьеру «Алеко» в марте ждут художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Ларису Гергиеву. Планируется, что одну из главных партий в опере — Земфиры — исполнит звезда Мариинки.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных