Чт, 09 Апреля, 2020
Липецк: +2° $ 77.73 85.74

Закон об образовании: равнодушных нет

Александр Хаустов | 24.11.2012

16 октября и по сей день десятки, сотни и тысячи писем и телеграмм, бандеролей с обращениями, телефонных звонков, электронных писем из регионов, от целых педагогических коллективов, частных лиц со всех уголков страны продолжают поступать в Государственную Думу Российской Федерации. Кто же авторы всех этих посланий и чего хотят они от депутатов?

Обращаются педагоги и студенты, сотрудники школ, средних специальных учебных заведений и вузов, в основном члены профсоюза. И все они просят об одном — учесть их замечания и предложения, внести ряд изменений в законопроект об образовании, который 18 декабря 2012 года планируют принять в последнем чтении.

— Нелли Николаевна, похоже, что процесс принятия долгожданного закона об образовании затянулся. А ваше мнение на сей счет?

— В самом деле, все как-то непросто складывается. Работа над документом велась на протяжении последних трех лет, на общенародное обсуждение представлялись три версии законопроекта. Наша позиция при этом всегда была активной — с самого начала, когда 8 июня 2010 года был дан старт профсоюзной кампании по обсуждению законопроекта и подготовке пакета поправок в его текст. С первого дня особое внимание обращалось на положения, которые определяют права и обязанности участников образовательного процесса, регулируют управление и экономическую деятельность в сфере образования, регламентируют образовательную деятельность, контроль и оценку качества образования.

И вот последний вариант, одобренный Советом Федерации, находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. В настоящее время у профсоюза остались существенные разногласия по ряду положений законопроекта, которые не удалось урегулировать на стадии его рассмотрения в аппарате Правительства России.

В целом документ вроде бы неплох. Но определенные позиции, которые бы нас устраивали и соответствовали интересам работников сферы образования, были все-таки упущены. Поэтому Исполком профсоюза принял постановление от 23 сентября 2012 года «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Обращение к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, подписи под которым впоследствии поставили и около 8 тысяч работников образовательных учреждений Липецкой области.

— Каковы же требования профсоюза?

— В Обращении подчеркивается, что основы правового и социального статуса педагогических работников в законопроекте не только не претерпели каких-либо существенных качественных изменений, закрепляющих гарантии по оплате и иным условиям труда, повышению квалификации, улучшению жилищно-бытовых условий, оздоровлению и другим моментам, но и их объем изменился в сторону снижения или уменьшения. Перечислять можно долго. Вот, к примеру, принимаются где-то решения о ликвидации или реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности. А правильно ли это, законно? На наш взгляд, здесь обязательно надо считаться с мнением общества. Следовательно, необходимо проводить сход граждан той или иной территории, послушать, что они скажут. Если же решение будет принимать исключительно представительный орган соответствующего городского округа или муниципального района, как предусмотрено сегодняшним законопроектом, то исчезает право граждан и их детей на доступное и качественное образование.

Наш профсоюз предлагает сохранить основные положения действующей редакции нормы Закона РФ «Об образовании», регулирующей вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в школах.

— А вот что касается материальной составляющей? Об этом ведь педагоги сегодня особенно часто вспоминают.

— Есть в обращении требование закрепить общие гарантии финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования. Заработная плата педагогических работников всех типов должна быть не ниже средней по региону в сфере экономики. Причем, как мы считаем, необходимо в соответствующей статье законопроекта предусмотреть этапы достижения показателей средней зарплаты соответствующих категорий педагогических работников в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Мы выступаем также за то, чтобы сохранить право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в ныне действующем Законе РФ «Об образовании». Отдельной строкой идет речь о сотрудниках вузов. Необходимо закрепить право научно-педагогических работников на установление надбавок к должностным окладам в конкретных размерах либо в процентах от должностного оклада за ученую степень и за должность.

— О бедном студенте замолвлено слово?

— Безусловно. Есть требование, чтобы законодательно и гарантированно государством был определен размер стипендии, чтобы она подлежала периодической индексации, чтобы был ограничен размер платы за проживание в общежитии и за коммунальные услуги.

— В связи с широкомасштабной акцией по обсуждению законопроекта как действует проф­союз работников образования нашей области?

— Разумеется, солидарно со всей страной. Мы обсудили и поддержали Обращение. В образовательных учреждениях активно распространялась плакат-листовка. В ней отражены основные позиции. В коллективах на всеобщее обозрение вывешивались информационные плакаты. Использовались современные технологии, необходимая информация была размещена на сайтах в Интернете. И, таким образом, все у нас активно включились в обсуждение законопроекта. Все требования и предложения разделили по тематике, по проблемам, так сказать. Педагоги отправляли в Москву одни письма и телеграммы, студенты — другие, территориальные профсоюзные организации — третьи. С разной текстовкой и содержанием, но с единым смыслом — скорректировать закон так, чтобы он работал на пользу общества.

В акции приняли участие практически все территориальные районные и городские организации профсоюза, а также профсоюзные комитеты сотрудников и студентов ЛГТУ, ЛГПУ, ЕГУ им. И.Бунина и многие-многие другие коллективы. Всего же из нашего региона в Госдуму поступило более 50 телеграмм от образовательных учреждений. Между прочим, и продолжают еще поступать, в том числе и в адрес Министерства образования и науки.

В целом и по стране, и в регионах действий проходит много. Организуются пресс-конференции, собрания с участием депутатов Госдумы, представителей региональных законодательных и исполнительных органов власти, общественных организаций. Как в столице, так и в регионах идет мощная работа по разъяснению позиции профсоюза в рамках обсуждения законопроекта об образовании.

В настоящее время продолжаются встречи высшего профсоюзного руководства с лидерами фракций в Государственной Думе, консультации профсоюзных экспертов с депутатами, специалистами Министерства образования и науки по требованиям, изложенным в вышеназванном обращении. Опять же, что касается Липецкой областной организации профсоюза работников образования и науки, то мы уже ознакомили со своей позицией депутатов Госдумы — Михаила Тарасенко и Николая Разворотнева, — и просили их поддержать наши предложения.

— Нелли Николаевна, а если все-таки не удастся добиться внесения изменений и предложений в законопроект? Что если требования профсоюза не будут учтены?

— Не думаю, что можно проигнорировать мнение свыше полутора миллионов человек, которые уже поставили свои подписи под нашим Обращением, «отмахнуться» от тех 39 тысяч телеграмм, направленных от первичных организаций профсоюза в адрес Госдумы, Правительства и даже Президента России.

Вообще, все наши действия, как показывает практика, не проходят даром. Например, 15 июля 2011 года на официальном сайте Министерства образования и науки России для дальнейшего обсуждения была опубликована новая редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (третья версия), в которой нашли отражение свыше 30 процентов поправок именно от профсоюза. Разве это не показатель того, что к нам прислушиваются?

Или взять нынешний день. В связи с большим количеством поступающих предложений по внесению изменений и дополнений в законопроект и сложный процесс их обсуждения Госдумой уже было принято решение о переносе срока рассмотрения предложений с 16 ноября на 11 декабря 2012 года. Продлили. Опять же свидетельство того, что с нами считаются.

Предваряя события (как говорится, после драки кулаками не машут), 7 декабря 2012 года в Москве пройдет инициированный профсоюзом пикет в поддержку требований, изложенных в нашем Обращении. Тогда же состоится и пресс-конференция в целях поддержки этого публичного мероприятия.

Ну, а в случае игнорирования депутатами нашей позиции по принципиально важным положениям законопроекта последуют другие действия. Будет рассматриваться вопрос о сроках и формах проведения Всероссийской массовой акции в поддержку требований профсоюза. Но надеемся, что до этого дело не дойдет и здравомыслие возобладает. В конце концов, именно от взвешенной, социально ответственной позиции депутатов во многом будет зависеть судьба и успешная реализация как закона об образовании, так и стратегических инициатив Президента России, изложенных в его Указах от 7 мая 2012 года по развитию сферы образования.

Фото Алексея Колбаско

Фото Алексея Колбаско

Фото Алексея Колбаско
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных