Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Тихий философский плач… на дудуке

Роман Хомутский, Александр Гостеев (фото) | 02.05.2012

«Времени осталось так мало, давайте любить, давайте прощать…», — так написал один современный поэт. Да, время течёт сквозь пальцы, словно песок, неумолимо проскальзывая сквозь судорожно сжимающийся кулак, не оставляя в нём ничего. Философскую притчу о времени, о вечности, о прошлом и настоящем, о любви и преодолении рассказал Липецку на языке дудука музыкант с армянскими корнями из Санкт-Петербурга Аргишти.

В большой зале Областного центра культуры и народного творчества 19 апреля Липецкая филармония показала поистине удивительное, ни на что не похожее шоу. Впервые в нашем городе прошёл сольный концерт исполнителя на дудуке – традиционном духовом инструменте Армении.

ЮНЕСКО признала музыку этого уникального инструмента шедевром нематериального наследия человечества. Дудук – неотъемлемая часть культурной идентичности армянского народа. На протяжении многих веков его бархатистый мелодичный звук сопровождал все важные социальные события в жизни армян: праздничные, свадебные и похоронные церемонии. Дудук изображён на многочисленных армянских рукописях Средневековья. Он символизирует армянскую национальную идентичность.

Самым популярным исполнителем музыки на дудуке является всемирно известный музыкант и композитор Дживан Гаспарян. Он по праву заслужил звание мастера дудука. Дживан написал саундтреки ко многим голливудским фильмам: «Последнее искушение Христа», «Гладиатор»… За это Дживан получил престижную американскую кинопремию «Золотой Глобус». Кроме того, Гаспаряна – ныне почтенного восьмидесятидвухлетнего старца – охотно привлекали к сотрудничеству многие мировые звёзды самых разный направлений музыки. Так, российским поклонникам рока хорошо должна быть знакома композиция «Северный цвет», исполненная совместно с легендарным «Аквариумом». Аргишти, приехавший в Липецк в рамках гастрольного тура, пока ещё не может похвастаться таким значительным количеством достижений. Однако его признают самым одарённым среди молодых исполнителей традиционной армянской музыки. Мы встречаемся с Аргишти за несколько минут до выхода на сцену. Он держится скромно, но при этом производит впечатление очень открытого и деликатного собеседника. Просит называть себя просто по имени, объясняя:

– У меня достаточно сложные для восприятия россиянина имя и фамилия. Я живу в России, и русскому слушателю так на самом деле проще. Ведь есть же исполнитель Шура. Если бы он представлялся, например, Шурой Ивановым, это вряд ли бы что-то сильно изменило.

– Хорошо, будь по-вашему, Аргишти. Что подготовили для дебюта в Липецке?

– Мы представляем в своей программе по-новому аранжированные армянские мотивы. Также я играю несколько своих мелодий, сочинённых специально для армянских народных духовых. Помимо дудука я привёз ещё два редких и интересных инструмента. Ней – деревянный духовой музыкальный инструмент семейства флейты, распространённый у народов Кавказа, Западной и Центральной Азии, и блур – традиционный древний армянский музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты-пикколо. Ней и блур гораздо менее известны, нежели дудук, поэтому я беру на себя миссию проповедовать, знакомить их с публикой. В своё время Дживан Гаспарян сделал то же самое для дудука. Смею надеяться, что благодаря мне люди смогут открыть неизведанные грани духовой музыки.

– Вы пожаловали к нам в компании двух очаровательных девушек – обеих зовут Ярославами, как следует из афиши.

– Да, верно. Ярослава Лазарева будет играть на синтезаторе. А Ярослава Ланшакова отвечает за песочную анимацию. Песочные проекции на экран над сценой – удачный, с моей точки зрения, ход, помогающий создать атмосферу и подчёркивающий красоту исполняемых произведений. Песок крепко связан и духовно, и даже физически с Востоком. Это аллегория вечности. Ещё – исхода времени: на это как бы намекают сыплющиеся в песочных часах песчинки. Песок может скрыть под собой всё – подобно пирамиде Джосера. Поэтому он видится идеальным дополнением к звучанию олицетворяющих Восток инструментов.

– Дудук – древний инструмент, не так ли?

– Дудук дошёл до современной цивилизации из прошлого практически не изменившись, сохранив свой уникальный тембр. Он известен уже более трёх с половиной тысячелетий с тех пор, как впервые был упомянут в клинописях. Распространённое сегодня название происходит из турецкого языка. Однако в армянском варианте называется циранапох, что обозначает буквально «трубка из абрикоса». Несложно догадаться – инструмент изготавливают из абрикосового дерева. Мундштук сделан из тростника. Замечу, что в Китае дудук, слава Богу, ещё штамповать не научились, это ручная работа. И умельцев, способных создать профессиональный инструмент, можно пересчитать по пальцам одной руки. Моим увлечением – игрой на дудуке – я обязан одному из таким мастеров. Именно он познакомил меня с заведующим кафедрой Ереванской консерватории впоследствии учившим меня. Ведь изначально я пианист и барабанщик, а к дудуку пришёл значительно позже. Когда отправился на родину предков по отцовской линии, изучать историю Армении.

– На концерте зрителей ждёт сюрприз. Какой? – Приоткройте, пожалуйста, завесу тайны.

– Я иногда позволяю себе вносить в шоу элементы... ну самодеятельности, скажем так. То есть, отправляясь на гастроли в тот или иной город, заранее пытаюсь найти и связаться с местными музыкантами, владеющими армянскими народными инструментами. Чаще всего это перкуссионисты. Если удаётся найти такого человека и встретиться перед моим выступлением, мы немного репетируем и потом сразу исполняем на сцене какие-то традиционные армянские вещи. Это интересная практика. Причём как для меня, так и для аудитории. Сегодня мы познакомились с моим земляком, живущим в Липецке. Он играет на национальном ударном инструменте дхол, очень часто использующемся, например, на свадьбах. Впервые встретившись полчаса назад и поиграв вместе пять минут, я понял – музыкант хороший, руки поставлены. Мы сразу нашли общий язык. И даже не мы, а наши инструменты всё друг другу объяснили.

– Когда вы гастролируете по России, ваши концерты посещает в основном армянская публика?

– Отнюдь нет. Доминируют как раз русские. Дело в том, что в Армении на дудуке играют довольно-таки часто. В каждой армянской семье каждый мальчик хотя бы однажды брал в руки дудук. Поэтому коренного армянина действительно сложно удивить этим инструментом. В самой Армении дудук чрезвычайно популярен. Заслуга тут, конечно, Дживана Гаспаряна, вот уже двадцать лет «двигающего» инструмент. Я пока занимаюсь около восьми лет, и мне только предстоит завоевать сердца людей своей музыкой.

– Ну что ж, успехов вам и удачного концерта!

Выступление, по меньшей мере, получилось очень и очень необычным. Кроме звучания дудука, аккомпанировавшего синтезатора и голоса самого артиста все два отделения стояла практически полная тишина. Нет, зал был полон. Просто Аргишти с самого начала попросил зрителей… не хлопать, а отдаться на волю чувствам и насладиться тишиной. Мне приходилось бывать на самых разных концертах. Помню даже один, проходивший в полнейшей тьме в небольшом камерном зале. Из освещения – только четыре карманных фонарика над головами инструменталистов, чтобы они могли видеть грифы гитар и отличать чёрные клавиши от белых. Музыка под стать – монотонная, тёмная, медленная. Но даже там после того, как стихала последняя нота в навевающих сомнамбулу песнях, аудитория взрывалась криками одобрения и аплодисментами. Здесь же напряжённое безмолвие можно было потрогать руками и ощутить кожей. Истории, рассказанные с помощью музыки, слов и оживших песочных изображений, наполняли пространство светлой печалью, тихой медитативной левитацией духа, одурманивающей и зовущей в астрал невесомостью, кидая слушателя из одного обострённого эмоционального состояния в другое, заставляя предаваться то реминисценциям, а то и полному безвременью...

Вот каким увидела концерт Наталия Николаевна Мекаева – директор областной филармонии:

– Мне всегда очень нравился дудук. Я бы охарактеризовала звук этого инструмента как тихий философский плач. И, несмотря на то, что корни дудука – в Армении, я думаю, что он близок и русской душе. Ведь все мы любим иногда погрустить. Гастроли Аргишти в Липецке – редчайшая возможность соприкоснуться с этим удивительным артефактом армянской культуры, поскольку исполнителей на дудуке, в общем-то, не так уж и много. Шоу песочных картин – прекрасное дополнение к восточному обаянию исполняемой Аргишти музыки. Мне кажется, он довольно точно провёл параллель с песочными часами: зыбкие печальные мелодии напоминают нам о неумолимом течении времени, которое не пощадит никого из нас.

Ярослава Лазарева

Ярослава Лазарева

Инструменты, олицетворяющие Восток

Инструменты, олицетворяющие Восток

На дхоле для Аргишти играл липчанин

На дхоле для Аргишти играл липчанин

Зыбкие печальные мелодии напоминали о неумолимом течении времени

Зыбкие печальные мелодии напоминали о неумолимом течении времени

Ярослава Ланшакова

Ярослава Ланшакова

Ярослава Лазарева
Инструменты, олицетворяющие Восток
На дхоле для Аргишти играл липчанин
Зыбкие печальные мелодии напоминали о неумолимом течении времени Ярослава Ланшакова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных