Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

«Покаяние» – путь к возрождению России

Роман Хомутский | 09.04.2012

2012-й объявлен в нашей стране годом российской истории. Современная академическая музыка исторической темы, к сожалению, практически не касается. Областная филармония решила исправить это упущение. В Липецке задуман проект, который по сенсационности и значимости для культурной сферы региона и даже всей страны грозит перехлестнуть «Легенду о граде Ельце», ставшую уже притчей во языцех.

Православный проект «Покаяние» (другой вариант названия – «Возрождение») давно зрел в стенах филармонии. Сейчас он входит в первую активную фазу – поданы документы на соискание правительственного гранта. Значительную помощь на этом этапе филармонии оказывает областное управление культуры и лично его начальник Татьяна Васильевна Горелова.

2012-й объявлен в нашей стране Годом российской истории. Идея «Покаяния» как нельзя лучше соответствует этой теме. По жанру проект задумывается как историческая оратория, то есть – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Заметим, что понятие светской оратории появилось лишь в XIX веке, до того эти музыкальные произведения писались только на сюжеты из Священного Писания.

Директор филармонии Наталия Николаевна Мекаева рассказывает фабулу будущего произведения. Пока это довольно условная версия. Впереди – работа по написанию либретто и его проверка на историческое соответствие. Ну а пока…

Первая часть – отречение от Помазанника Божия. Как мы знаем из истории, российского царя Николая II вынудили отказаться от престола, поправ все мыслимые светские законы. Последний монарх стал мучеником: прошёл свой собственный путь на Голгофу и принял искупительную смерть за целый народ.

Наталия Николаевна, потратившая много времени на скрупулёзное изучение последних месяцев и дней жизни Николая II, вспоминает такую историю. 2 марта 1917 года, в день отречения царя-мученика от престола, православному народу явила себя Икона Божией Матери «Державная».

Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского под Москвой, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в Коломенское в Вознесенскую церковь. Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале наконец-то откопали большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её очистили от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями.

Многие стали считать, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Совпадение дня явления Иконы с днём отречения императора было воспринято православными как свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с неё делали списки, которые рассылали по всей стране.

По понятным причинам, на вновь обретённый символ после отречения Николая II начались гонения – как началось разрушение и самого института церкви. Об этой трагической странице истории повествует вторая часть оратории «Покаяние». Поругание храмов, уничтожение святынь, массовые расстрелы, смерть за веру – таковы основные мотивы, которые были положены в основу развития сюжета.

Третья часть музыкального произведения – собственно, покаяние. Повествование построено на конкретных исторических фактах. В 2000 году Царская Семья была канонизирована Русской Православной Церковью в лике святых Страстотерпцев. Святейший Патриарх всея Руси Алексий II в дни памяти Царственных мучеников, обращаясь к народу, неоднократно говорил о необходимости Всенародного покаяния: «Грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом и на душе народа, и на его нравственном самосознании... Покаяние же в нём (цареубийстве) должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путём не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом... Мы призываем к покаянию весь наш народ». Впервые за долгие годы безбожия и богоборчества 1 октября 2004 года в Москве был проведён Чин Всенародного покаяния. В дальнейшем – с 2006 года – местом проведения стало подмосковное село Тайнинское около города Мытищи.

Чин Всенародного покаяния русского народа составлен на основании покаянного чина 1607 года, «по примеру того, как это имело место в XVII веке после окончания эпохи смутного времени». Тогда, четыреста лет назад, каялась вся Россия, терпевшая страшные бедствия и разоряемая всевозможными раздорами. После чего на три столетия правления династии Романовых воцарилось относительное спокойствие. Теперь же покаяние происходило перед памятником последнему русскому императору.

К сожалению, в 2006 году всенародного покаяния под покровительством Патриарха не вышло. Велик был страх спровоцировать в обществе раскол, ведь далеко не все даже сегодня готовы покаяться за смерть царской семьи.

Четвёртая – и, пожалуй, чуть ли не самая важная, смыслообразующая часть оратории – возрождение России. Все святые – Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский и многие другие, имевшие дар провидения, предсказывали возрождение нашего великого государства и присоединение к нему православных стран. Вполне возможно, как считает Наталия Мекаева, процесс уже начался: строится множество храмов, религия возвращается в жизнь людей. У России два пути: либо в пропасть, либо к величию. Поэтому наша общая и главная задача – стремиться к возрождению русской земли.

– Покаяние, – рассуждает Наталия Николаевна, – это отказ от греховного существования. Это преображение. Господь прощает своего кающегося сына. И страну он простит. Но все святые и старцы свидетельствуют: без покаяния возрождения не будет. Мы должны признать свои ошибки, покаяться в них. Почему мы решили избрать мотив, связанный с именем Николая II? Отвечу очень просто. Мы отреклись от Помазанника Божьего, совершив страшный грех. Отказались от веры, от Бога. Признать это и покаяться – очень важный момент.

– Наталия Николаевна, замысел видится вообще достаточно сложным. Вряд ли всё, о чём вы рассказывали, могло родиться в голове внезапно. Вероятно, идею пришлось вынашивать довольно долго…

– На всё воля Божья. И Господь посылает нужные помыслы, когда ему это угодно. Наш разговор с композитором АлександромЧайковским по поводу проекта «Покаяние» мог состояться ещё в сентябре. Но этому не суждено было случиться. И слава Богу! Потому что тогда идея оформилась слабовато, и никакого Николая II там и в помине не было! Этот образ явился позже, будто бы подсказав верный путь, подсказав нужную канву. Мы создаём произведение искусства. И через музыку, через катарсис зритель придёт к прозрению, к покаянию, к возрождению своей души. К тому же, меня поддерживают власти. Так, вице-губернатор Липецкой области Людмила Валентиновна Куракова отметила не только чрезвычайное значение для православной культуры, но и просветительскую миссию, которую несёт оратория. «Это не только православный проект, но и драматическая история нашего государства», – вот слова Людмилы Валентиновны, которые я целиком разделяю.

В течение весны-лета Александр Чайковский (автор оперы «Легенда о граде Ельце») должен написать музыку, а с осени начнётся планомерная подготовка постановки. Проект предполагают реализовать летом 2013 года. Причём не только на Соборной площади Липецка, но и в Ельце, а также на территории Задонского монастыря и в зале Московской патриархии. Следите за новостями.

Всенародное покаяние 20 февраля/5 марта/ 1607 года и разрешительная молитва святых Патриархов Иова и Ермогена

Всенародное покаяние 20 февраля/5 марта/ 1607 года и разрешительная молитва святых Патриархов Иова и Ермогена

Всенародное покаяние у памятника царю-мученику

Всенародное покаяние у памятника царю-мученику

Наталия Мекаева. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ

Наталия Мекаева. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ

Икона Пресвятой Богородицы «Державная». Рravoslavie.ru

Икона Пресвятой Богородицы «Державная». Рravoslavie.ru

Всенародное покаяние 20 февраля/5 марта/ 1607 года и разрешительная молитва святых Патриархов Иова и Ермогена Всенародное покаяние у памятника царю-мученику Наталия Мекаева. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ Икона Пресвятой Богородицы «Державная». Рravoslavie.ru
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных