Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Да будет танго!

Роман Хомутский, Александр Юшков (фото) | 06.02.2012

В холле Областного центра культуры и народного творчества вечером после первого отделения концерта Юрия Медяника и его «Emotion-orchestra» только и было слышно: когда же он на своём диковинном инструменте играть будет? После антракта музыкант с лихвой удовлетворил зрительское любопытство: впервые на липецкой сцене зрители увидели и услышали бандонеон.

Как в первом, так и во втором отделениях концерта «В объятиях танго» было, как нетрудно догадаться, танго. Но до чего разное оно было! Настоящий калейдоскоп из популярной музыки Аргентины 20-х годов прошлого века, зажигательных и сурово-аскетичных пьес советских композиторов, композиций Генделя и Родригеса. Вместе с Юрием Медяником зрители пускаются в путешествие, несомые, будто бы незримым дирижаблем, звуками фламенко-гитары, скрипки, контрабаса, баяна и бандонеона. И вот под эти-то трепетные, а то и драматичные ритмы ты представляешь себя в алой шёлковой рубахе на душном ночном Средиземноморском побережье, держащим в объятиях жгучую брюнетку, или через несколько минут кружишься в форме советского офицера на балу в Доме офицеров. Ну или ещё где-нибудь. Танго, что и говорить… Люди в зале рукоплещут, а мы тем временем требуем объяснений от штурмана музыкального вояжа – московского музыканта Юрия Медяника.

– Юрий, почему именно танго?

– «Emotion-orchestra» начинался с танго, хотя наши интересы сегодня значительно шире. «В объятиях танго» – самая первая программа, которую мы играем с 2006 года. Однако она не остаётся статичной и постоянно обновляется. Каждое выступление содержит сюрприз для публики. Изюминка сегодняшнего концерта в Липецке состоит в том, что я буду играть на бандонеоне. Думаю, такой инструмент в вашем городе ещё не звучал.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее про эту диковинную штуку.

– Бандонеон появился у меня в 2007 году, и был первым ввезённым в Россию экземпляром. Это точная копия инструмента, принадлежавшего знаменитому Астору Пьяццолле – композитору, заставившему танго звучать по-другому. До того я играл на скрипке и баяне, и оба инструмента были для меня родными. Даже все тематические программы делятся на два отделения: одно – скрипичное, второе – баянное. Теперь добавился ещё и бандонеон. Признаюсь, овладеть им было отнюдь нелегко. Инструмент весьма и весьма специфический. По принципу звукоизвлечения он, конечно, близок баяну. Рабочий диапазон звука – в районе трёх октав. Но клавиатура не похожа ни на что! Я неделю пытался найти хроматическую гамму!

– Невероятно!

– Вообще удивительно всё, что связано с принадлежащим сейчас мне «Альфредом Арнольдом». Путь его в Россию был неблизким и продлился около ста лет. Уругвай, Чили, Нью-Йорк, Санкт-Петербург... Когда созданный в начале прошлого века и исколесивший полмира бандонеон прибыл, наконец, в Москву, состояние его было плачевным. Ведь он изготовлен там, где другие температура и влажность. Сами понимаете, музыкальный инструмент к климатическим перепадам очень чувствителен. Требовалось переделывать практически все механические детали и узлы, которые не оказывают влияния на звук. Целая фабрика по производству баянов и аккордеонов «Юпитер» была поставлена с ног на голову, собрался консилиум старых мастеров. Пришлось изрядно повозиться, чтобы реанимировать инструмент. Более всего потрясли видавших виды специалистов материалы, из которых изготовлены «внутренности» бандонеона. Некоторые смеялись, некоторые удивлялись, но ныне с такими технологиями никто не знаком, они забыты.

– Да и вообще, как мне кажется, инструмент не сильно-то распространённый…

– В целом, да. На бандонеоне играл Пьяццолла, тем его прославив, но изначально всё-таки бандонеон изобрели для другого. Не удивляйтесь – как замену органу. В середине XIX века этот небольшой инструмент, впервые появившийся в Германии, призван был обслуживать католические мессы. Люди в ту пору много эмигрировали из Европы в страны Латинской Америки, и далеко не везде, даже где уже стояли церкви, был орган. Бандонеон как раз мог органично восполнить музыкальную составляющую воскресной службы. Тот же самый Астор Пьяццолла, начиная своё обучение игре на бандонеоне, начинал с исполнения хоралов Баха.

– Бандонеон и танго – тождественные понятия для вас?

– Я не останавливаюсь на том, чтобы играть музыку танго только на бандонеоне и не играть на бандонеоне больше ничего. Три года назад я был первым, кто в России затеял проект электронного танго. Хорошо известна по всему миру французская группа «Gotan Project». Есть и ещё примеры. Сейчас такая стилистика вообще стала весьма популярна. Почему бы и нет, тем более я – обладатель уникального инструмента, как нельзя лучше подходящего для подобных целей. Так появилась программа, где с применением средств электронной музыки мы препарируем старые советские танго-шлягеры.

– Шаг удачный, на мой взгляд. Вам тесновато в камерных залах, хочется выйти к более широкой, массовой аудитории?

– Понимаете, моя активная гастрольная жизнь началась в возрасте десяти лет, причём в Германии. Где я только не был! Всё детство мотался по разным странам. Поэтому видел уже практически любую публику во всевозможных залах. Так получилось, что в девять лет я выиграл международный конкурс, и пошло-поехало. Играл в одном концерте и на баяне, и на скрипке. А потом в немецкой прессе выходили статьи с заголовками вроде «Маленький Моцарт». Этот псевдоним ко мне прямо прилип, слава понеслась по Европе… В общем, многое удалось повидать. И теперь, когда я уже повзрослел и много где побывал, с уверенностью говорю: танго – это музыка не камерных залов. Наверное, только в России её исполняют при таком «параде». Как правило, танго в Европе звучит на милонгах – на вечеринках, куда люди приходят потанцевать, а для них играет живой оркестр. Вот формат! Очень много коллективов, профессионально исполняющих танго, работают в Москве именно по такому принципу. Мы с «Emotion-orchestra» тоже так пробовали, но решили всё-таки отказаться. Мы играем музыку не очень танцевальную, что ли. Нам интересны разные ответвления: аргентинское танго, советское, пьесы других жанров, навеянные танго… Танго – как отправная точка. К тому же я на концертах люблю рассказывать публике о каких-то нюансах этого музыкального жанра, истории создания пьес, любопытные факты из жизни того или иного композитора. Людям это интересно, и в качественных филармонических залах такие вещи хорошо воспринимаются. Поэтому-то, кстати, и за границу пока не сильно стремимся: я не настолько свободно изъясняюсь на английском. Хотя нельзя не упомянуть о предстоящей в феврале гастроли по Южной Корее.

Есть также интересные проекты, которым я уделяю время вне «Emotion-orchestra». 8 февраля в Москве будет большой концерт «Танго со звёздами», проект РТР, подобный «Танцам со звёздами». На сцене будут два оркестра – «Русская филармония» и «Фонограф». Я принимаю участие там как музыкальный сорежиссёр вместе с моим большим другом Сергеем Жилиным. Это захватывающее зрелище, когда на сцене живые музыканты, кружатся пары. Будут петь Дмитрий Певцов, Алла Сидорова. В общем, настоящее шоу. Также вместе с Ириной Апексимовой и вторым моим детищем «Pluri_Art orchestra» недавно сделали программу «История любви: Анна Магдалена и Иоганн Себастьян Бах». Много фактов из жизни композитора, только его музыка, двое приглашённых солистов и Ирина Апексимова – как воплощение супруги Баха – Анны Магдалены. Представили эту программу 4 декабря в Московском Доме музыке. Постановка – успешная, много городов выразили готовность принять нас с «Историей...». Также в прошлом сезоне выпустил своё посвящение Италии и Испании «Latino в белых тонах». Помимо уже упомянутой Ирины Апексимовой там участвовал известный джазовый пианист, основатель оркестра «Фонограф» Сергей Жилин, арт-проект «ТенорА XXI века». Отличные ребята! Мы с ними поедем в апреле в совместный тур по России. В общем, как видите, одним танго я не ограничиваюсь!

– Ну что ж, успехов вам, и спасибо за беседу!

В ТЕМУ

Елецкая роялка: перепевы с бандонеоном

Бандонеон Медяника поиграл не только на тонких струнах души, но и всколыхнул национальную гордость.

Есть же у нас елецкая роялка, ну чем не чудо чудесное. Однако говорят, что скоро никто и знать не будет, как смастерить уникальную гармошку. А ведь с ней и воевали, и страну восстанавливали, и по жизни шагали весело и смело.

И вот именно в тот самый день, когда в Липецке Медяник играл на бандонеоне, из Ельца пришло радостное известие: роялка не умрёт! В городе на Быстрой Сосне решили возродить древнее ремесло изготовления и настройки знаменитой гармони.

Специальная мастерская будет создана на базе городского музея ремёсел и промыслов. Специально для этого администрация Ельца выделила помещение и средства на ремонт.

«Мастеровую гармошечную» идею предложила городу династия гармонистов Матюхиных. Они и проект мастерской представили, и уже сделали заявку на покупку оборудования. А нам всем остаётся надеяться на ельчан, что они свой бренд из рук не упустят!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных