Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Моцарт Владислава Булахова

Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото) | 30.01.2012

31 января в большом зале Областного центра культуры и народного творчества будет Моцарт. Не собственной персоной, естественно. Камерный оркестр Липецкой областной филармонии «Русская классика» подготовил редко звучащую программу «Ко дню рождения Моцарта».

Пожалуй, вечер надолго запомнится любителям камерной музыки: в концерте помимо «Русской классики» появятся лучшие солисты филармонии, а с липецким камерным хором будет исполнен моцартовский шедевр – «Litaniae Lauretanae». Репетиции идут полным ходом, дирижёр оркестра Владислав Булахов намотал не одну тысячу километров, постоянно приезжая в Липецк из Москвы.

Заслуженный артист России Владислав Булахов – имя известное в профессиональной среде. Он происходит из знаменитой музыкальной семьи, ученик прославленного Валерия Гергиева. Также он является художественным руководителем Московского камерного оркестра «Времена года». Под его началом проводится и одноимённый ежегодный фестиваль в четырёх российских городах. Как же такой серьёзный музыкант умудряется выделять время, чтобы управлять оркестром ещё и в нашем городе? Его очередной визит на репетицию в преддверии моцартовского вечера 31 января – отличный повод узнать обо всём из первых уст.

– Репетиции проходят очень интенсивно, я бы сказал, что даже в Москве не работаю столь активно и плодотворно. У нас очень сжатый и насыщенный план. Сейчас необходимо подготовить большую и сложную программу, и всё это должно уместиться в минимальное количество дней. Физически всем приходится непросто. Пока мне всё очень нравится, у нас установился хороший, крепкий творческий союз между оркестром «Русская классика» и певцами филармонии. Все они – люди грамотные, адекватные, проявляют себя как настоящие профессионалы, внимательно относящиеся ко всем моим пожеланиям, готовы учиться, постигать, пробовать.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о готовящейся программе. Какое место в ней занимает вокал?

– Летом, когда мы только начинали думать о репертуаре, директор филармонии Наталия Николаевна Мекаева предложила набросать план с участием певцов и хора мальчиков. Меня, признаться, это воодушевило и раззадорило фантазию. Мысли появились самые смелые, я увидел перспективу работы с солистами, хором. Родилась идея даже замахнуться на оперу… И Наталия Николаевна все задумки одобрила!

27 января – день рождения Моцарта, и вокруг этой даты у меня, как правило, формируется серия программ. В Москве мы проводим уже шестой фестиваль «Ты, Моцарт, бог…». Запланировано несколько концертов вместе с оркестром «Времена года», но апофеозом должно стать выступление с «Русской классикой» в Липецке 31 января.

Программа состоит из сочинений с участием солистов и хора. В первом отделении – концертные арии и духовная музыка, во втором – «Литания».

Как ни странно, из более шести сотен произведений великого классика исполняется от силы несколько десятков: «Реквием», «Маленькая ночная серенада», сороковая симфония, несколько инструментальных концертов. Так появилась идея своими силами отчасти восполнить этот пробел.

«Litaniae Lauretanae» – самая удивительная и волнующая для меня часть концерта. Не думаю, что в Липецке ранее когда-либо она исполнялась. В общем, заявка сделана очень серьёзная, потому что Моцарт – один из сложнейших для исполнения авторов.

– Во взаимодействии с вокалистами стоит ли учитывать особенности стиля определённого композитора?

– У меня есть такие понятия, как «мой Моцарт», «мой Вивальди», «мой Бах». Они базируются на бесчисленном количестве сыгранных концертов, прослушивании других коллективов, прочитанных книгах.

Это и даёт некое эстетическое понимание – как должен звучать тот или иной автор. Ясное и чистое звучание – один из непреложных атрибутов, на мой взгляд. Сформированный звуковой образ, живущий в моей голове, соединяясь с точным вокальным исполнением, и рождает понимание – цель достигнута. Точности приходится добиваться, она редко приходит легко, спонтанно. Как если бы вы писали предложение. Написали на бумаге слова, а они звучат коряво, хоть и передают определённый смысл.

А тут ещё сложность: у музыканта-инструменталиста есть смычок или клавиатура, он знает, как извлекается звук из того ли иного инструмента. Но как «работает» голос, как им правильно управлять, понимает, наверное, только сам певец. В этом смысле полезно, чтобы рядом с дирижёром всегда стоял опытный педагог по вокалу, который мог бы помочь разобраться исполнителям с теми или иными певческими тонкостями.

– Кстати, вы же не сразу попали за дирижёрский пульт?

– По образованию я скрипач, закончил Академию (тогда – институт) имени Гнесиных. Много лет работал в камерном оркестре как артист. Но, видимо, гены сказались, и в 1994 году я решил попробовать свои силы за дирижёрским пультом. Дело в том, что мой отец, который для меня является примером, вдохновителем и главным наставником, – тоже дирижёр. Таким образом, вот уже восемнадцать лет продолжается мой путь по стопам отца вместе с созданным мною оркестром «Времена года». Там я и худрук, и продюсер, и организатор – в России зачастую всё приходится делать самому, что плохо.

– Давайте вернёмся всё же к оркестру «Русская классика». Как он возник, как вы попали в наш город?

– С Липецком у меня давнее знакомство. Лет двенадцать назад с «Временами года» мы оказались здесь с концертом, тогда же познакомились с Натальей Георгиевной Сосновской. И каждый год с тех пор я предлагал филармонии различные программы, но приехать больше не получилось. Тем не менее знакомство поддерживалось. И вот год-полтора назад поступило предложение возглавить новый оркестр, образованный на базе областной филармонии. Как видите, приглашение я принял.

У филармония крепкие музыкальные традиции. Собственно, и сейчас программа формируется исходя из очень высоких стандартов. Сюда приезжают первоклассные исполнители, чтецы, ансамбли – липецкому зрителю можно только позавидовать. И лично мне чрезвычайно приятно осознавать себя и оркестр «Русская классика» важной составляющей музыкальной жизни города.

– Вы упомянули, что многому учитесь у отца. Есть ли нечто особенно ценное для вас из его наставлений?

– Когда я только начинал как дирижёр, отец сказал мне: в отличие от своих коллег-конкурентов ты должен всё делать быстрее и качественнее. Поэтому он, помимо профессионального ремесла, помог мне научиться распределять время и уметь вычленять главное. Для такой деятельности, как дирижирование – вещь бесценная.

Плюс ещё, конечно, педагогический опыт родителей. Моя мама была преподавателем музыкальной школы, часто, присутствуя на уроках, я неосознанно впитывал азы непростой науки – педагогики, которая сейчас позволяет мне брать правильный «тон» в общении с людьми. Причём не только в профессиональном коллективе, но и с маленькими детьми. С собственными двумя дочерьми, в конце концов. Обе уже взрослые. Одна – музыкант, другая – филолог. Этот практический опыт – хорошее подспорье в моей музыкальной деятельности.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных