Чт, 04 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88

Русская народная киномузыка

Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото) | 21.11.2011

Липецкая областная филармония продолжает смелые эксперименты с формой. Мультимедийность и смешение жанров искусства – новый конёк директора филармонии Наталии Мекаевой. На концерте ансамбля народных инструментов «Мозаика», который совпал с 50-летним юбилеем художественного руководителя коллектива Александра Ролдугина, зрители отправились в путешествие по мотивам любимых кинофильмов.

В последние годы во многих музыкальных клубах появились видеопроекторы. Что позволило современным экспериментальным коллективам (по большей части – инструментальным) разнообразить свои выступления с помощью видеоряда, будь то анимация, «домашнее видео», документалистика или видео-арт. Впечатление значительно усиливается от такого, казалось бы, очень простого хода и позволяет «оттенить» статичные фигуры исполнителей, сосредоточенных на игре. На Западе пошли ещё дальше: живая музыка взяла на себя функции тапёра. Английская джазовая формация «Синематик оркестра», чьё название не требует перевода, вживую в кинотеатре аккомпанировала хрестоматийному чёрно-белому фильму Дзиги Ветрова «Человек с кинокамерой». Идея настолько понравилась зрителям, что «Оркестру» пришлось отправиться в мировое турне по кинотеатрам разных стран.

Добрались прогрессивные веяния и до академических залов. «Мозаика» вместе с Наталией Мекаевой отважились на очень интересное решение, с точки зрения формы филармонического концерта. Липецкая премия Оскар – такую церемонию организовали недавно в большом зале областного центра культуры и народного творчества. Отрывки из фильмов-номинантов показывали на большом экране на заднике сцены, а саундтрек обеспечивали наши «народники». В переложении для домр и балалаек с баяном сменяли друг друга всем известные мелодии из любимых кинолент: увертюра из «Детей капитана Гранта», тема из «Утомлённых солнцем», музыкальный коллаж по мотивам из «Неуловимых мстителей»… Помогали инструменталистам лучшие певцы филармонии. Так, два номера из «Жестокого романса» представила Зинаида Карандакова. «Зажёг» аудиторию бравой «Песенкой пилотов» Игорь Пронин. «На сладкое» оставили кино-хит всех времён «Есть только миг» в исполнении блистательного Анатолия Безденежного в компании трёх теноров помоложе – Василия Шаповалова, Эдуарда Бирюкова и Александра Крузе. Также пару вещей вместе с «Мозаикой» играли не нуждающиеся в представлениях музыканты из «Л-с трио».

– Концерт «Музыка любимых кинофильмов» – своеобразная шутка, – рассказывает постановщик шоу Наталия Николаевна МЕКАЕВА. – Не в смысле несерьёзности происходящего, а в смысле формы мероприятия. Музыканты на время выступления сами стали экранными героями. Все мы любим кино, не так ли? У всех нас есть любимые картины, которые пробуждают определённые воспоминания, эмоции. Сегодня выбор лент был очень разнообразный. И в основном мы «показали» добрую советскую классику, хотя присутствовала и пара западных шедевров. Эти названия не часто увидишь на телевизионных каналах. Мы дали возможность зрителям немного поностальгировать. Замечу, что составлял программу сам юбиляр – Александр Ролдугин. Но в список вошли скорее даже не любимые фильмы, а в большей степени его любимая киномузыка. Вообще «Мозаика» тем и прекрасна, что никогда не останавливается, каждый год обновляет репертуар, не боится экспериментировать. В этом концерте моя режиссёрская задача заключалась в поиске оптимальной сценической формы, а уж с музыкальным материалом исполнители справятся на «отлично» и без моего вмешательства. Ролдугин – великолепный руководитель ансамбля. Дипломат, умеющий объединить и сплотить всех вокруг себя. Меня всегда потрясало его трудолюбие, скромность и вкус. Он очень глубокий музыкант. Александр сам делает все обработки, пишет партитуры для своих музыкантов. Его отношение к материалу – неизменно чуткое, трепетное. Помимо работы с «Мозаикой», у него есть сольная программа для баяна. Для Липецкой области Ролдугин, я считаю, явление редкое, если не уникальное.

Слово – маэстро

– Александр, с каким настроением подходите к значимому рубежу – возрастному, творческому?

– Я бы не стал акцентировать внимание на каком-то рубеже. Каждый концерт – это рубеж. Не хотелось бы говорить, что к пятидесяти годам я всего добился, достиг чего-то по-настоящему значительного, чтобы спокойно почивать на лаврах. Вместе с «Мозаикой» мы плавно движемся в выбранном направлении. Мирим классику с народными инструментами, стараемся соответствовать моде, используя современный репертуар.

– Что касается программы сегодняшнего концерта – это спонтанная идея или проект, на который ушли годы?

– Замысел вызревал давно. Периодически то в одном, то в другом выступлении появлялись вещи, заимствованные из кинематографа. Решено было объединить их, добавить несколько пьес, чтобы получилась полноценная программа. Столкнулись и с некоторыми проблемами в процессе подготовки. Музыка для кинофильма – музыка, следующая за кадром. Она эпизодична, отрывиста. Законченных форм очень мало, кроме, пожалуй, увертюр. Поэтому приходилось на ту или иную тему писать свою фантазию, додумывать произведения, делать из них коллажи, выстраивать драматургию. Но одновременно в этом заключалась и самая увлекательная часть работы. Ещё один момент. Играть, сидя спиной к экрану, сложновато. Оглянуться ведь нельзя, хоть и очень хочется. Поэтому и не знаешь, то ли надо с серьёзной миной исполнять, под стать видеопроекции, то ли скоморошествовать. Это новый для нас опыт. Но мы в коллективе не переживали. Всё-таки Наталия Николаевна большой дока в подобных затеях, на неё можно положиться. Вроде бы всё прошло успешно, зрители, да и музыканты остались довольны.

– Какими критериями вы руководствовались при выборе фильмов?

– Нетрудно догадаться, что каждая картина тем или иным образом связана с моей биографией. Обожаю куплеты Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей» – трилогия про юных революционеров как бальзам на душу. «Человек-амфибия» с роскошной музыкой Андрея Петрова. Красивые молодые артисты под аккомпанемент очень гармоничной, выпуклой, образной мелодии Петрова создают неповторимое настроение. Оскароносный Энио Морриконе – один из лучших кинокомпозиторов, страстно любимый мною. Как-то один друг посоветовал мне обратиться к саундтрекам Морриконе – «Однажды в Америке» например. Действительно, замечательный материал, сильный, запоминающийся. И, конечно, Роберт Де Ниро в зените творческого расцвета. Кстати, недавно посмотрел русскую ленту «72 метра» – там, как выяснилось, музыка написана также великим Энио!

– Будете включать в свой обычный репертуар вещи из сегодняшней программы?

– Обязательно! Музыка Яна Френкеля («Неуловимые…») пользуется громадным успехом у публики. «Профессионала» Морриконе также всегда принимают на ура.

– Скажите, а какой бы вы хотели создать саундтрек, представься «Мозаике» такая возможность? Что это был бы за фильм? Драма, комедия, боевик?

– Знаете, хотелось бы попробовать себя в чём-то совершенно непредсказуемом. Скажем, с удовольствием сыграл бы для Андрея Тарковского. Представьте, «Солярис» в сопровождении ансамбля народных инструментов. Мне кажется, получилось бы весьма оригинально. Балалайка, домра и космическая музыка. При современных технологиях никакого особенного труда не составляет обработать звук всевозможными эффектами, закамуфлировать звуковой сигнал определённым образом, создать целостную богатую фактуру. Главное – дать волю фантазии. Или увертюра к рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Считаю, что при грамотном подходе можно и её обыграть нашим арсеналом замечательно. Вообще, могу отметить, что прошедший концерт открыл для меня новые горизонты, подхлестнул к продолжению эксперимента.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных