Сб, 18 Января, 2020
Липецк: $ 63.71 70.52

Вниз по Быстрой Сосне на триромане

Роман Дёмин, член Союза журналистов России, Роман Рогачев (фото) | 12.09.2011

Мои друзья ежегодно сплавляются на плоту по рекам Дон и Быстрая Сосна. Нынешним летом я решил присоединиться к их команде и получил массу незабываемых положительных впечатлений, с которыми не сравнится ни одна заграничная поездка к берегам какого-либо тёплого моря. Впрочем, обо всём по порядку.

Сборы

Правду говорят: русские долго запрягают. Вот и наши сборы в путь были затяжными, хотя маршрут мои компаньоны выбрали и обсудили заранее. Идти (слово «плыть» в среде «морских волков» не приветствуется) предстояло от города Ливны, что в Орловской области, до родного Ельца. Однако сроки старта никак не срастались. День «икс» всё время переносили и всякий раз по объективным причинам. Одного «морячка» не отпускало с работы начальство. У другого вдруг появлялись неотложные домашние дела. Третий внезапно засобирался в командировку…

В итоге, как это бывает в России, костяк экипажа (елецкий строитель Владимир Анохин, водитель Роман Рогачев и ваш покорный слуга журналист Роман Дёмин) стартанул внезапно и стремительно, собравшись буквально за сутки.

Закупили продукты – полтора ведра картофеля, несколько десятков банок тушёнки, сгущёнки, рыбные консервы, хлеб, спагетти, рис, гречку, различные приправы и сухие супы.

А ещё приобрели на рынке сало. Его по своему фирменному рецепту, специально для нашего плавания, приготовила мама Романа Рогачева. Это, доложу вам, что-то необыкновенное! Я не украинец, но за кусок такого сала готов не то что на плоту, на топоре плыть, хоть от самого города Чугуева.

Ещё мы купили кучу сухарей, сушек, разного печенья – к чаю и к кофе. Ну и само собой, набрали всевозможной «зелени» – капусты, моркови, лука, чеснока, огурцов и помидоров. Про соль и сахар я упоминать не буду, они, как говорится, для всякого туриста продукты самые необходимые.

Всю провизию мы аккуратно разложили в специальном деревянном ящике (раньше в нём хранили штук 40 противогазов), чтобы защитить её от солнца и прочих внешних воздействий. К тому же этот ящик служил нам впоследствии столом.

Кое-кто из читателей, изучив список продуктов, спросит: а как же спиртное? Неужели ни капли, Рома?! Отвечу честно: ром нам не по карману. Поэтому в походе у нас был свойский продукт секретной рецептуры, настоянный на чебреце, мяте и прочих полезных травах, в количестве, не превышающем разумные промилле.

Плот

Он представляет собой сложную конструкцию из трёх довольно длинных (более 5 метров) деревянных брусьев, на которые сверху крепится настил из крашеных досок (для удобства он разделён на 3 сегмента). Снизу к настилу привязываются 16 накачанных камер от грузовых автомобилей.

Подобная модель позволяет легко проходить самые мелкие (буквально по щиколотку) речные перекаты, а уж про устойчивость и грузоподъёмность такого плавсредства и говорить нечего. Перевернуть его практически невозможно, кроме того, плот с лёгкостью выдерживает десять и более пассажиров. Поверх палубы (её длина – 5, а ширина 3 метра) устанавливается шатёр, стенки которого можно поднимать и опускать. Шатёр призван защищать экипаж от жаркого солнца и непогоды. Кроме того, наш плот имеет на корме транец для установки подвесного лодочного мотора – типа «Ветерок». Этот капризный «зверь» впоследствии здорово помогал нам в пути, особенно при встречном ветре.

Как вы понимаете, доставить такую конструкцию к месту отплытия в собранном виде просто невозможно. Посему все детали плота мы по отдельности загрузили в длинномерную «ГАЗель», которую нам любезно предоставила администрация елецкого магазина «Твоя мебель». Водитель – студент ЕГУ имени И. А. Бунина по имени Николай, с удивлением наблюдал за нашими сборами и, казалось, сам был не прочь махнуть по реке с нами, сбежав от июльского зноя, городской суеты и рутинной работы.

В путь!

Наконец, перекрестившись, мы тронулись в путь. Вместе с Романом Рогачевым устроились в кабине «ГАЗели», рядом с водителем. Владимир Анохин по-барски ехал в собственном авто, которым управляла его жена – Лариса. Кроме того, их попутчиками были три наших добровольных помощника. Они отправились вместе с нами, дабы на месте помочь собрать плот, спустить его на воду и на прощание помахать нам вослед руками.

По пути в Ливны я заметил, что дорога, по которой мы ехали (Орловская трасса), сразу за границой Липецкой области стала заметно хуже. О чём это говорит?! Правильно! Мы живём побогаче своих соседей. То же можно сказать и о просёлках. Не доезжая Ливен (город был уже в пределах видимости), мы свернули с автострады к селу Рождество, откуда и должны были отправиться в водное путешествие. Так вот, дорога там оказалась такой, что в сравнении с ней ещё не отремонтированные елецкие улицы смотрятся трассой для Формулы-I.

Более трёх часов ушло на сборку и обустройство нашего «корабля» на месте старта. И вот она, трогательная минута прощания с друзьями… Обменявшись рукопожатиями с остающимися на берегу (они нам явно завидовали), мы отчалили от каменистой речной косы. Подхваченный течением Быстрой Сосны, наш плот вскоре свернул за ближайший поворот, и жалобные стенания провожатых стихли. Только тут, словно очнувшись от суеты последних суток, я вдруг вспомнил: ёлки-палки, у меня ж сегодня день рождения!

Природа

Нет смысла подробно описывать наш дальнейший путь. Посему расскажу лишь о наиболее сильных своих впечатлениях.

Во-первых, поражает тишина. В городе такой тишины не бывает даже глубокой ночью, ведь там её постоянно спугивают разные звуки цивилизации. То звонкий цокот каблучков об асфальт (кто-то припозднился со свидания), то долетающий неизвестно откуда неровный стук колёс далёкого-далёкого поезда, то заливистые вопли сработавшей где-то автосигнализации. В общем, город постоянно напоминает о себе.

А тут! Только умиротворяющее журчание речки за бортом, тихий плеск играющей рыбы да убаюкивающий стрёкот цикад на закате в прибрежных зарослях. Днём – пение птиц и сухой треск крыльев стрекоз, стремительно и изящно лавирующих над водой. Природа!

Наша природа удивительно хороша! Пейзажи такие, что хоть садись да картину пиши. Смотришь на высокие, крутые берега с выступающими известняковыми скалами и невольно думаешь: мама дорогая, какая ж мощь, величие и красота! До мурашек по спине, ей-Богу. Кстати, под такими вч2от почти отвесными кручами, как правило, обязательно бьют родники со студёной (даже в самую нестерпимую жару) живой водой. Наливаешь её в бутылку, и стенки сосуда мгновенно запотевают из-за разницы температур.

Между прочим, вода в верховьях Быстрой Сосны намного чище и прозрачнее, чем в районе Ельца. Примерно такой она остаётся до впадения в Сосну реки Олым. Ну а после слияния главной елецкой водной артерии с Ворглом водица и вовсе заметно мутнеет.

Что касается глубины речки, то, на мой взгляд, в среднем она составляет немногим более одного метра. При этом на перекатах Сосна мельчает буквально до нескольких сантиметров, но встречаются заводи и омуты трёхметровой глубины.

На пути мы встречали множество птиц. Целые стаи огромных серых цапель. Родители с уже подросшими птенцами нагуливают жирок, питаясь рыбой, перед отлётом на зимовку в Средиземноморье. Несколько раз видели осторожную, скрытную выпь, болотную курочку, а также, пожалуй, одну из самых красивых птиц средней полосы – зимородка, или рыбалочку. Наблюдали стайки уток – крякв и чирков.

Быт

Он был прост и примитивен, как бытие нильских крокодилов. Солнце в два дня окрасило нашу кожу в бронзовый цвет (и это при наличии тента над головой!), а жара заставляла регулярно окунаться в воду. Тут, конечно, преимущество сплава на плоту (например, в сравнении с байдаркой) чувствуется ощутимо. Не нужно лишних движений, просто перемещаешься к краю палубы и бултых… уже плывёшь рядом с «кораблём». Единственной проблемой был встречный ветер. Когда он поднимался, наш плот из-за низкой осадки и большой парусности начинал двигаться против течения, грозя увезти экипаж обратно в Ливны. Но тут нам на помощь приходил лодочный мотор «Ветерок», который неизменно побеждал любой ветер.

Кушали мы, когда хотелось. Для приготовления пищи на борту имелась портативная газовая плитка, работающая от маленьких газовых же баллончиков. Костров не жгли (ни-ни!) памятуя о противопожарном режиме на территории Липецкой области, который ввёл глава региона Олег Петрович Королёв.

Владимир Анохин, даром что строитель, оказался отличным поваром, то есть (прошу прощения) коком. Его нарядные овощные салаты, сложносочинённые супы и даже незатейливая вермишель по-флотски (с тушёнкой) снятся мне по сию пору.

Кроме наблюдений за живописными картинами природы и регулярных купаний, мы слушали музыку (у нас был магнитофон, приёмник и моя гитара), устраивали вечеринки. Во время одной из них наш экипаж пополнился двумя попутчиками. Случилось это так…

Когда «корабль» достиг села Чернава, мы решили сделать большой привал. Узнав об этом, к нам в гости пожаловала целая куча народу из Ельца – жены, друзья, родственники. Не обошлось без торжественного ужина (был выходной и день рождения Романа Рогачева), танцев и всеобщего веселья.

На следующий день, когда волна отдыхающих схлынула, на плоту, кроме нас, остались ещё два отважных елецких морехода – педагог Михаил Яровиков и работник АЗС Роман Тулупов. Вспомнив о судах с тремя корпусами – тримаранах, Владимир Анохин остроумно пошутил, мол, поскольку теперь у нас на борту три Романа, то наш плот вполне можно назвать трироманом.

Встречи

Как правило, на ночь мы причаливали к берегу, швартовали трироман и спали прямо на палубе, укрывшись спальными мешками. Однажды утром к месту нашей стоянки на мотоцикле подъехал пожилой рыбак. Увидев плот, он пришёл в совершеннейший детский восторг: «Ну, вы даёте, ребята!» и долго расспрашивал об устройстве невиданного доселе судна, позабыв про удочки, сачки и саму рыбалку.

Вообще на протяжении всего путешествия плот притягивал искреннее внимание встречных людей – купальщиков, рыбаков, жителей прибрежных деревень. Народ приветствовал нас одобрительными возгласами и восхи-щёнными взглядами. Уверен, что точно так же (или вроде того) наивные американские аборигены встречали каравеллы Колумба, приплывшие (пардон, пришедшие) открывать Новый Свет.

Так в деревеньке Шереметьево (это было ещё в Орловской области), где мы хотели пополнить запас хлеба, его нам задаром предложила добрая бабуля. Оказалось, в их населённый пункт ситник лишь раз в неделю завозит автолавка. Мы поблагодарили сердобольную бабушку, но от её даров отказались. Ей-то ещё семь дней ждать автомагазин, а мы можем купить хлеб ниже по течению. Старушка провожала нас, как на войну, перекрестив каждого по отдельности и задумчиво глядя на плот, с улыбкой произнесла: «Вот ведь, какую страсть удумали! А не потонетя в ей?!».

А ещё однажды нам уступил дорогу земснаряд (это такое гидротехническое сооружение – машина для намывки песка) перегородивший поперёк всю реку. Работавшие на нём дядьки, завидев нас, завели двигатель и со страшным грохотом отвели в сторону какой-то здоровенный механизм, напоминавший ковш экскаватора. Мы благополучно проскользнули в открывшуюся щель в фарватере под одобрительные возгласы рабочих.

Эпилог

Наш поход, длившийся почти неделю, закончился неподалёку от Лавской плотины в пригороде Ельца. За почти недельное путешествие у нас на плоту скопилось три больших мешка с бытовыми отходами. В отличие от некоторых нерадивых отдыхающих, мы не выбрасывали за борт и не оставляли на берегу реки пластиковую и стеклянную тару, полиэтиленовые мешки и прочий бытовой мусор. По приезде домой всё это было утилизировано, как и положено.

Спасибо тебе, плот, за то, что на время объединил в команду совершенно разных людей. Спасибо, друзья и товарищи, за компанию, за возможность отлично провести время в вашем кругу. Спасибо тебе, река, за твои незабываемые красоты, которые, увы, люди зачастую не ценят. Спасибо и до свидания, до нового похода!

Елец–Ливны–Елец

Члены команды плота Владимир Анохин (слева) и Роман Рогачев готовы к отплытию

Члены команды плота Владимир Анохин (слева) и Роман Рогачев готовы к отплытию

Идём против ветра, на моторе Роман Тулупов

Идём против ветра, на моторе Роман Тулупов

На стоянку в селе Чернава к нам пожаловали гости

На стоянку в селе Чернава к нам пожаловали гости

Роман Дёмин (вообще-то я не курю, трубку взял для антуража)

Роман Дёмин (вообще-то я не курю, трубку взял для антуража)

Члены команды плота Владимир Анохин (слева) и Роман Рогачев готовы к отплытию Идём против ветра, на моторе Роман Тулупов На стоянку в селе Чернава к нам пожаловали гости Роман Дёмин (вообще-то я не курю, трубку взял для антуража)
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных