Чт, 26 Ноября, 2020
Липецк: $ 75.76 89.93

А что в конвертах, господа?

Александр Колупанов | 26.11.2010

Заработная плата, не предусмотренная трудовым договором с работником, скрытая от налогообложения, по многим причинам является социально-экономической угрозой для общества в целом и для конкретных ее получателей в частности.

Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов вполне можно рассматривать как хищение государственных денежных средств, которые должны пополнить социальные фонды и привести к значительному улучшению ситуации в медицине, пенсионном обеспечении граждан, в целом в социальной сфере. По данным, к примеру, Пенсионного фонда РФ, в результате применения работодателями «серых» зарплатных схем ежегодно Российская Федерация недосчитывается налоговых платежей на сумму, сравнимую с расходной частью бюджета. Поэтому проблема «серых» зарплат по-прежнему в нашей стране актуальна, и бороться с ней необходимо в тесном взаимодействии с правоохранительными и контролируемыми органами.

Известно, что для выявления работодателей, которые выплачивают заработную плату в «конвертах», в Липецкой области созданы межведомственные комиссии. Поскольку легализация налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц носит социальный характер, налоговые органы проводят эту работу в тесном взаимодействии с муниципалитетами, прокуратурой и другими контролирующими органами. Ее цель — формирование реальной налоговой базы и повышение налоговых платежей в бюджет.

Работа построена на изучении и анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, в ходе его определяется круг работодателей (предприятий и индивидуальных предпринимателей), которые выплачивают своим работникам заработную плату ниже величины прожиточного минимума или ниже средней по отрасли.

Налоговые органы используют справки о доходах по форме № 2-НДФЛ, представляемые работодателями по итогам года в налоговые органы, информацию, поступающую из внешних источников (правоохранительные органы, Пенсионный фонд, Фонды социального и медицинского страхования и др.), сведения, полученные в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок работодателей. Имеются случаи выявления недобросовестных работодателей на основании обращений граждан, получающих зарплату ниже размера прожиточного минимума или сообщающих о фактах выдачи зарплаты в «конвертах».

Проблемой в работе комиссий остается то, что для работодателя принятые ими решения носят только рекомендательный характер. Вместе с тем по итогам работы комиссий информация о недобросовестных работодателях направляется во все заинтересованные структуры и, в первую, очередь в правоохранительные органы для принятия соответствующих решений при предоставлении в аренду государственного и муниципального имущества, размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, а также по отводу земель.

По результатам работы комиссий налоговыми инспекциями Липецкой области совместно с представителями местных органов власти, прокуратуры, Пенсионного фонда, инспекции по труду за 9 месяцев 2010 года заслушано около 2 тысяч работодателей. Принятыми совместными мерами удалось добиться повышения заработной платы в 1517 организациях. Поступление налога на доходы физических лиц выросло более чем на 13 миллионов рублей. Социальная составляющая такой работы очевидна, ее результатом уже стало реальное повышение уровня заработной платы.

Вместе с тем в отношении руководителей организаций, нарушающих налоговое законодательство, в определенных случаях рассматриваются вопросы об административной и уголовной ответственности. При этом оценивается вся их финансово-хозяйственная деятельность, так как понятно, что выплачиваемые в конвертах деньги выводятся из оборота фирмы путем проведения недостоверных финансовых операций, в том числе и по обналичиванию денежных средств.

Стоит также напомнить о личной ответственности должностных лиц, и о том, что за налоговые нарушения штрафуют одновременно и саму организацию, и ее руководителей. А ими являются и главбухи, поскольку в соответствии с законодательством России именно на них возложена ответственность за достоверность отчетности. Более того, главный бухгалтер имеет право второй подписи, доступ к печати и документам. Следовательно, он точно знает, какие сведения соответствуют действительности, а какие нет, и наравне с руководством компании несет ответственность за искажение отчетности.

За недостоверность сведений по форме № 2-НДФЛ инспекторы вправе оштрафовать главбуха на 300 — 500 рублей по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. А за искажение суммы налога более чем на 10 процентов — штрафом от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

О всех случаях выплаты зарплаты в конвертах и нарушениях прав работников следует сообщать в налоговые инспекции по «Телефону доверия» (22-35-59). Полученную информацию работники налоговых органов будут использовать при проведении проверок.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных