Пт, 23 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95

Драмкружок, кружок по фото...

Елена Бредис | 30.01.2019 09:32:50
Елена Бредис, lbredis@mail.ru

Уинстона Черчилля в школе освободили от изучения латыни и греческого языка, поскольку он толком не знал родного английского. Но при этом его не перевели в коррекционный класс и не отправили в учебное заведение для детей с отставанием в умственном развитии. Наоборот, педагоги шли на любые ухищрения, чтобы найти подход к странному мальчику и помочь ему выйти на общий уровень. Кого в итоге их усилий получила Великобритания, все мы знаем.


Среди моих знакомых немало учителей, преподающих в школах разные предметы. И все чаще я слышу от них: «Сегодня сдать итоговый экзамен без индивидуальной подготовки невозможно». Дочь моей соседки, получавшая сплошные двойки по математике, начала ходить к репетитору. Уже на третий урок она спросила у педагога: «Почему же в школе я ничего не понимала, а сейчас легко решаю любые задания?». И услышала в ответ: «Потому что там вам дают только общее направление, не объясняя, как применять правила на практике».

Нет, школьные учителя тут ни при чем. Такова программа, таковы учебники. Моя мама, технарь с высшим образованием, великолепно понимающая такой «мозгодробительный» предмет, как начертательная геометрия, не смогла разобраться в нынешнем учебнике геометрии за девятый класс. Никакой системы, никаких причинно-следственных связей, никакой логики изложения.

Как так? Да так. Российская Академия образования получает от издательств учебники с уже готовыми рецензиями на них. Кто их писал? Одному Богу известно. Но докторов наук среди рецензентов раз-два и обчелся. А потом мы удивляемся, почему наши дети на школьных уроках ничего не понимают и нуждаются в репетиторах. В тех репетиторах, которые до сих пор пользуются учебником «Геометрия» Киселева, созданном в 1892 году. Потому что ничего лучше пока не придумано. Геометрия — это вам не физика и не биология, в ней ничего нового за последнее столетие не произошло.

Моя внучка пошла в первый класс одной из московских школ. После полагающихся по программе четырех уроков следует так называемая «внеурочная деятельность». И, что характерно, бесплатно! Ну, не красота ли? Никакой рыночной экономики в образовании. Правда, эта внеурочная деятельность у них «добровольно-обязательная». Будьте добры посещать все. Почему? Да потому, что учителя за это получают дополнительную денежку. Значит, хошь-не хошь, а посещай пластику, ткачество, чеканку, два иностранных языка и кучу других занятий. Которые длятся вплоть до начала пятого.

На что способен семилетний малыш, вернувшийся домой только в начале шестого вечера? Почитать книжку? Порешать примеры, пописать в прописях? Да он уже сам себя не помнит. Зачем моей внучке непонятная школьная «пластика», если она ходит на танцы и каратэ? Зачем ей этот дополнительный французский, если за полгода они выучили только слово «бонжур»? Ей-Богу, лучше слушать песни Дунаевского из фильма про трех мушкетеров, — там французских фраз больше.

Но в том-то и беда, что мамы, забирающие детей с какой-то из «добровольно-обязаловок», подвергаются откровенному остракизму со стороны учительницы. Их отчитывают перед другими родителями, делают «выговоры». Понятно, на отношении педагога к ребенку это тоже отражается. Тем более, что ту же пластику ведет как раз классная учительница, не имеющая отношения ни к художественной гимнастике, ни к хореографии. Вот и попробуй не ходи. Как говорится, не мытьем, так катаньем. Я их прекрасно понимаю, но дайте же и родителям свободу выбора.

А может, вместо ткачества и чеканки лучше повторить с детьми счет и чтение, написать лишнюю страничку в прописях? Опять же, с теми, кто в этом нуждается. А остальные пусть идут в музыкальную школу, на танцы или в спортивную секцию. Допустим, в школе только волейбольная и баскетбольная секции, а я хочу, чтобы мой ребенок занимался самбо или скалолазанием, так кто имеет право меня принуждать? Помню, когда я училась в музыкальном училище, наш физрук без всяких проблем освободил меня от занятий, когда я принесла ему справку, что занимаюсь в секции горного туризма. Он понимал, что нагрузки там намного больше, да и корыстного интереса в лишнем учащемся у него не было. На мой вопрос, чем же занимаются на пресловутой «пластике», внучка, надолго задумавшись, наконец ответила: «Разминаемся». Можно подумать, что она не разминается четыре раза в неделю на каратэ и танцах.

Так причем тут история Уинстона Черчилля? Да при том, что к детям важен индивидуальный подход. Безусловно, для семей, в которых нет средств на платные кружки и секции, «внеурочка» — в каком-то смысле спасение. Но, опять же, дайте свободу выбора! Дорогие авторы ФГОСов, знаете ли вы, сколько времени тратит на занятия ребенок, который учится в музыкальной школе? Два раза в неделю специальность, сольфеджио, музлитература, хор. А еще дома надо хотя бы час регулярно на инструменте играть. Иначе все не имеет смысла. Так зачем ему посещать ваше ткачество? Если можно освободить от латыни и греческого, то уж без ткачества безболезненно можно обойтись.

Лучше почитайте им вслух книгу, не факт, что родители дома это делают. Поговорите о том, что нового и интересного узнали они за этот день, а то современные дети говорить не умеют. А главное, помогайте там, где это нужно, и не мешайте там, где и так все в порядке. Постарайтесь дать каждому ребенку то, в чем он нуждается, а не просто «общее направление». Глядишь, и репетиторы не понадобятся.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных