lpgzt.ru - Блоги авторов - И. Неверов Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

По ложному следу

23.11.2018 И. Неверов


Однажды Михаил Жванецкий придумал смешной, но невеселый монолог про завод. Жизнь на том заводе бурлит, все полны энтузиазма, улучшают, повышают, выполняют, перевыполняют... А включаешь его продукцию — не работает.


Очень, по-моему, похоже на то, что происходит сейчас в нашем образовании. Бум инноваций. Дискутируем, реформируем, оптимизируем, экспериментируем. Педагогическое сообщество пребывает в перманентно воспаленном состоянии. Мамы, папы, бабушки, дедушки робко пытаются понять, что делают с их детьми и внуками сегодня и что могут сделать завтра.


Недавно, к примеру, прозвучала очередная неординарная мысль: а не отменить ли, господа, школьные отметки? А вдруг отменим — и все сразу пойдет на лад? Двоечники не станут обижаться, троечники — огорчаться, отличники — зазнаваться. В отдельных цивилизованных странах с этим архаизмом — оценками в дневниках и тетрадях — уже распростились.


Естественно, тут же началось обсуждение. Еще бы: в костер реформаторов, где лет двадцать норовят спалить дотла традиции и опыт русской, российской и советской школ, подкинули свежую порцию дровишек. Собственно, и до того полыхало исправно. И споры не прекращались. Менялись лишь поводы. То сталкивались лбами на предмет сексуального просвещения с первого класса. То из-за тестов ЕГЭ. Теперь вот из-за оценок.


Уже закрадывается подозрение: а так ли важен инициаторам повод, чтобы ломать копья? Может, нужен им лишь шумовой эффект? Пусть граждане изо дня в день убеждаются: новаторы недаром свой хлеб едят. Они в поиске, они ведут беспрестанный мозговой штурм. Потерпите чуток, авось что-нибудь да получится.


Терпим. Ждем. Но пока получается по Жванецкому: включаешь — не работает. Дети все меньше читают, все хуже считают, до седьмого класса нетвердо помнят таблицу умножения и путают Куликовскую битву со Сталинградской, а Медного всадника с всадником без головы. А урок для них — сорокапятиминутная пытка скукой. Про учение с увлечением (был когда-то такой симпатичный девиз) никто и не заикается. Какое тут увлечение, ежели впереди маячит жуткое пугало по имени ЕГЭ!


И ведь чего только не перепробовали, каких только прорывных инициатив не рождалось. А давайте по каждому предмету наштампуем десятки учебников. Ничего, что один другого хуже. Пусть учитель парится, выбирая в этой куче что-нибудь относительно приемлемое. Или: давайте проявим милосердие к бедным деткам и уберем из школьной программы астрономию. Зато велим им штудировать «Архипелаг ГУЛАГ» и галлюциногенные антиутопии Виктора Пелевина.


Наталкиваясь на сопротивление, авторы и пропагандисты дерзких прожектов иной раз делали шаг назад. Допустим, вернули сочинение по литературе и астрономию. И, скрепя сердце, вняли доводам умных учителей: чего ради потребовались уроки патриотизма, раз школьники проходят русскую классику? Разве «Бородино», «Война и мир» или «Судьба человека» не прививают патриотические чувства?


Но, отступив на одном фланге, инноваторы немедля рвутся в атаку на другом. Как любил изъясняться Михаил Сергеевич Горбачев: нам подбрасывают. И вправду подбрасывают. И это сильно смахивает на отвлекающие маневры. Нас пускают по ложному следу, чтобы мы реже докучали неприятными вопросами о главном.


Родители, скажем, уже отчаялись добиться честного ответа: почему теперь без репетиторов у их чад почти нет шансов поступить в вуз? Сперва репетиторы готовили к вступительным экзаменам в университет. Теперь они же натаскивают на школьный ЕГЭ. А сама школа справиться с этим не в силах? Канули в Лету времена, когда большинство детей и взрослых о репетиторстве слыхом не слыхивало. Обладатель приличного аттестата зрелости мог уверенно претендовать на студенческий билет и местного пединститута, и МГУ.


Имеются сложности и с педагогами. Кое-кто из них тоже упорствует, смеет рассуждать о своей особой миссии. А им ведь сто крат объясняли: вы оказываете образовательные услуги. И нечего заноситься.


Да все равно заносятся. Несколько лет назад учитель с полувековым стажем выпустил книжку с длинным крамольным названием «Зачем я иду сегодня на урок литературы». В ней он иронизировал над подсчетом процентных показателей обучаемости, успешности своих подопечных. Мол, эта бухгалтерия никчемная, бюрократическая. Личность не вмещается в прокрустово ложе компетенций и потребительских интересов.


Отодвинув подальше казенные бумаги, он и для себя, и для читателей сформулировал, что стремится «передать ученикам хотя бы часть великого богатства русской литературы... научить слышать слово писателя и соразмышлять с ним... научить думать о мире в себе и о себе в мире».


Это не зачтется никакими комиссиями и проверяющими. Это не предусмотрено заданиями по ЕГЭ. Это не заботит репетиторов, нацеленных обеспечить нужное количество баллов. И не от этого ли уводят нас в сторону пустопорожними дебатами о Пелевине и упразднении системы оценок?


Кстати, насчет оценок социологи решили спросить самих учащихся. И восемьдесят два процента(!) представителей поколения «зет» удивились: да о чем эти взрослые затеяли спор? Очевидно же: без оценок учиться нельзя.


Эти игры их явно не занимают. В школе и в жизни им хочется чего-то иного. И весьма вероятно, что их интерес, скорее, совпадает с интересами не реформаторов, а старого учителя. Того, что до седых волос не устал размышлять, зачем он изо дня в день переступает порог класса и говорит с детьми о стихах Пушкина и Маяковского, прозе Толстого и Платонова.

Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 11 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Прощание с Мастером

Исаак Розенфельд
// Культура

«Дворянские гнезда» памяти

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Культура

Когда в зале «Не чужие»

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Живой урок Истории

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Перед лицом опасности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Что ни мужик, то изобретатель

Дарья Шпакова // Общество

Любовь и голуби

И. Неверов // Общество

Праздник на планете детства

Газета «Золотой ключик» отметила 25-летие
Олеся Скворцова // Общество

«Пугачевъ»: возвращение к истокам

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура

Поэма для агитбригады

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Общество



  Вверх