lpgzt.ru - Блоги авторов - Владимир Петров Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Не задирайте «русского медведя»

14.09.2018 Владимир Петров


Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru


Трагифарс с «отравлением» Скрипалей, явное по целям санкционное давление на Россию, демонизация наших спецслужб, едва ли не хозяйничающих в США и странах Европы, формирование агрессивного образа президента Владимира Путина и проводимой им «захватнической политики» — все это реалии нового века.


Хотя, казалось бы, Россия, давно утратив пугающий весь мир коммунистический режим (вместе с огромной территорией), заплатив Западу «за освобождение» разрушенной промышленностью, «природной рентой» и другими богатствами, неловко и нелепо встроилась в строй капиталистических стран. Но западные политики, как и прежде, пугают себя угрозой с Востока. В чем же тут дело?


Первая, хотя и не главная причина — укоренившийся исторический страх перед «русским медведем». И он, если ретроспективно взглянуть на нашу историю, небезоснователен. Тут уместно привести взгляд Пушкина, высказанный им в спорах с Чаадаевым перед своей гибелью. «Войны Олега и Святослава, и даже отдельные усобицы — разве это не жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история. А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? И (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка?»


Продолжим этот пушкинский ряд. А век двадцатый — эпохальная драма революции, обреченная попытка построить «рай на Земле» по лекалам только человеческого разума, стоившая миллионных жертв русских людей? А величественная, жертвенная, громадной значимости Победа в Великой Отечественной войне? Нет, Сталин победил не только Гитлера и нацизм, он победил мощь всей Европы и США. Именно запредельный страх перед Россией заставил Запад панически вооружаться атомной бомбой, сжигать Хиросиму и Нагасаки, объявлять новую «Барбароссу» — план холодной войны.


Но был и остается страх другого плана — непредсказуемость «русского медведя», чудовищные попытки переустройства собственной страны, народной судьбы. В советское время мне пришлось побывать во многих краях и городах России. И самое печальное, что отложилось на сердце, — разрушенные храмы, алтари Веры. Это ведь было следствием не просто атеизма, а опасная своей безнравственностью тенденция сокрушения основ мироустройства. И опять спросим: как иначе, если не со страхом, оценивали этот русский блуд европейцы? Опасен «русский медведь», если он не жалеет и не бережет свой дом, отвергает свою историю, вековечный уклад жизни.


Этот инфернальный страх, как видим, имеет под собой многовековую почву. Но сегодня в мире фантастических технологий, в мире, в котором прогресс вошел в разрушительную, опасную для человечества фазу, на этот страх наслаиваются чисто прагматические цели и интересы: завладеть территорией и недрами России.


Технический и технологический процесс, развивающийся в отсутствии Бога, в сущности, безнравственен. Особых доказательств тут не требуется: якобы облегчая жизнь человека, делая ее комфортной, прогресс постепенно, неотвратимо механизирует эту жизнь, вычеркивая человека из естественного быта и бытия, лишая «цветущего разнообразия» мира. Здесь нет места Божественному откровению, нет места любви и красоте.


В XIX веке, сложном и противоречивом, была сделана попытка сохранить национальное своеобразие России Православной — в идеологии славянофилов. Она стала не просто реакцией на преклонение перед западными учениями, а желанием объединить русский народ на нравственных началах, обеспечить движение к единству с тем, чтобы Россия могла стать примером и для единства народов мира. К сожалению, учение славянофилов оказалось бессильным перед напором западных идей, а затем, в СССР, было выброшено за ненадобностью. Но то, что переживаем сегодня мы, было уже осознанно в трудах славянофилов.


В философских и богословских работах Алексея Хомякова (в какой-то мере нашего земляка) есть две статьи — «Мнение иностранцев о России» и «Мнение русских об иностранцах». Хомяков прямо указывал на пороки русского общества XIX века — на слепую доверчивость, «с которой мы принимаем все притязания западной мысли», что является доказательством «нашего умственного порабощения». И призывал: пора нам «рабствовать только истине, а не авторитету западной личности».


В конце XX века огромная часть советского народа поклонялась уже не личностям — всему западному строю жизни. Разве не парадокс, что народ, строивший в своей стране «светлое будущее», вдруг возжелал ценности совсем противоположные. Думается и хочется верить, что современная Россия при всех кричащих противоречиях медленно, но так необходимо совершает поворот, который можно обозначить кратко — «жить своим умом».


Это непросто, нужна непоколебимая сила духа и то, что является главной скрепой народа — следование истинам Спасителя. Такая нравственная основа способна научить нас жить своим умом. Чтобы одолеть новое рабство, в которое нас пытаются загнать. Вот тогда образ России, русского мира станет притягательным для других народов и стран.

Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Эхо победных салютов

Андрей Снегов
// История

Все начинается с любви

И. Неверов
// Культура

Грант на светлое будущее

Ирина Смольянинова, irinache2709@gmail.com
// Образование
Даты
Популярные темы 

Чужие здесь не ходят

Марина Кудаева, фото автора // Общество

Битва за лидерство. Раунд первый

Альберт Берзиньш // Спорт

Полное дежавю

Денис Коняхин // Спорт

У ЛКС «замолчала» атака

Альберт Берзиньш // Спорт



  Вверх