lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Что прячется за ширмой самообмана

18.07.2018 Елена Бредис


Елена Бредис, lbredis@mail.ru


Когда нам растолковывали плюсы ЕГЭ, то одним из аргументов «за» была большая демократичность такой формы экзамена. Дескать, дети из самых отдаленных уголков России смогут поступать в любой вуз, не тратя деньги на билет для поездки на вступительные экзамены. Звучало соблазнительно. Да, в принципе, так и оказалось: доступность высшего образования резко повысилась.


Хорошо ли это? На первый взгляд — да. Но только на первый. Давайте посмотрим, что мы имеем в «сухом остатке». В прошлом году общий средний балл выпускников школ, зачисленных на бюджетные места в вузы, составил 68. Средний балл зачисленных на платное обучение — 61,4. Однако все мы с вами прекрасно знаем — для поступления в самые серьезные и престижные вузы страны требуется средний балл по ЕГЭ более девяноста. Свыше восьмидесяти баллов — это уже уровень пониже. А уж шестьдесят-семьдесят — вообще не для высшей школы. Так должно быть, если мы хотим получить на выходе высококлассных специалистов.


И вот тут включается куча механизмов, к которой сам по себе ЕГЭ не имеет никакого отношения. Вспомним, как в середине девяностых стали плодиться и размножаться вузы. Появлялись какие-то непонятные филиалы непонятных университетов и академий. Возникали странные факультеты, сулящие в будущем не вполне понятную профессию с красивым названием. Все они, конечно, хотели получить денежки за предоставленные образовательные услуги, а главное — за возможность получить (считай, купить) диплом.


Вместе с тем количество абитуриентов, как ни крути, ограничено, и их каким-то образом надо к себе перетягивать. Опять же, в быстро меняющемся мире быстро меняется и престижность профессий. Позавчера все хотели на юрфак и экономфак и готовы были за это платить, а вчера обнаружили, что в этой сфере жуткий переизбыток специалистов и работать негде. И что должны делать традиционные факультеты провинциальных педагогических вузов, те же филфаки и физматы? Правильно, понижать проходной балл. Чтобы хоть кто-то к ним постучался.


В противном случае в результате регулярных недоборов начнет падать нагрузка преподавателей, возникнет необходимость сокращений, да и сам факт существования того или иного факультета окажется под вопросом. Однако вынужденное снижение проходного балла — это опять-таки падение уровня подготовки будущих специалистов. И от таланта преподавателей это уже никак не зависит: отличник способен воспринять один объем знаний, а троечник — совсем другой, куда меньший. И в данной ситуации, как это ни парадоксально, единому госэкзамену надо сказать спасибо, потому что он совершенно наглядно продемонстрировал, какова у нас ситуация в высшей школе. Теперь уже все всё знают и все всё видят.


Уже не помню, какой из министров образования озвучил идею, что и государственные вузы должны зарабатывать. С точки зрения облегчения бюджетного финансового бремени тут все понятно. А как с точки зрения качественного уровня подготовки тех специалистов, которые потом будут с гордостью «доставать из широких штанин дубликатом бесценного груза» новенький диплом государственного образца? Ведь если вуз и так нелегко абитуриентов набирает, то для платников он должен определить проходной балл ниже плинтуса. В прошлом году, например, в Российский университет транспорта на платное обучение брали с пятьюдесятью пятью баллами, а в Российский технологический университет — с пятьюдесятью шестью.


Позвольте вас спросить, кого мы обманываем, выдавая дипломы тем, кто и в школе-то не хотел учиться и в вузе уж тем более не стал напрягаться, поскольку знал, что все равно его до последнего тянуть будут? Оно и понятно: кто ж станет резать курицу, несущую золотые яйца. Насколько я помню, количество платников учитывается и при определении рейтинга вуза. Поэтому приходится закрывать глаза на то, кого и чему мы учим, кому и за что выдаем звания бакалавров, а то и магистров. Лишь бы сохранить набор, лишь бы обеспечить нужное количество платников.


Мне кажется, ко всему прочему мы воспроизводим еще и популяцию молодых людей с очень своеобразной психологической установкой. С одной стороны, они ничего толком не знают и не умеют, а с другой — реально ощущают себя специалистами с высшим образованием — диплом-то чувством гордости переполняет. И именно это ощущение не позволяет им опуститься до работы водителем автопогрузчика или курьером. Они скорее предпочтут сидеть на родительской шее, чем пойдут получать реальную востребованную профессию. Кто же согласится с дипломом менеджера сдавать экзамен на водительские права категории С?


Не знаю, хорошо ли, что сдача ЕГЭ позволяет подать документы сразу в несколько вузов. Ведь как получается: я очень хочу поступить в этот, но если не получится, пойду в другой, уровнем пониже. А если и в него не попаду, то есть еще один, не самый лучший, но запасной аэродром. Раньше в случае неудачи продолжали бы упорно готовиться, повышать уровень знаний, лишь бы осуществить свою мечту и поступить в тот самый заветный вуз. Помню, мой одноклассник упорно в течение пяти лет (!) поступал в МГИМО, поскольку мечтал стать дипломатом. Свои попытки он прекратил, только когда ему открыто сказали, что он не пройдет из-за «пятого пункта».


Как видите, я не о форме ЕГЭ, а о том, что складывается вне ее. А у нынешних абитуриентов пусть все будет хорошо!

Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -7 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В двух шагах от победы

Лариса Баркова
// Общество

Перед лицом опасности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Общество

Поэма для агитбригады

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru
// Общество

Любовь и голуби

И. Неверов
// Общество
Даты
Популярные темы 



  Вверх