lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 мая 2010г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Правила портретного сходства

14.05.2010 "Липецкая газета". И. Неверов, Павел Остряков (фото)
// Культура
Открытие выставки мастера стало большим событием в культурном календаре региона. Юрия Гришко неизменно привлекают одаренные, высокодуховные, творческие личности, такие как Тихон Задонский, Иван Бунин, скульптор Церетели, портреты которых вы видите на
Открытие выставки мастера стало большим событием в культурном календаре региона. Юрия Гришко неизменно привлекают одаренные, высокодуховные, творческие личности, такие как Тихон Задонский, Иван Бунин, скульптор Церетели, портреты которых вы видите на
   Почти совпали по времени юбилеи двух замечательных — причем, не по региональным,  а по общероссийским меркам — мастеров скульптуры. Народному художнику России Юрию Гришко исполнилось семьдесят пять, его коллеге, тоже народному художнику, руководителю областного  отделения Союза художников РФ Александру Вагнеру — шестьдесят.

  Их объединяет нечто большее, чем просто место жительства. Как сказал вручивший им золотые медали имени  Сурикова действительный  член Академии художеств и секретарь Союза художников страны Геннадий Провоторов, они оба — ярчайшие представители липецкой скульптурной школы. Такое понятие уже  существует, оно закрепилось в искусствоведческой литературе.

  К 75-летию Юрия Дмитриевича Гришко в липецком Центре изобразительных искусств открылась впечатляющая экспозиция, где более ста произведений  ваятеля знакомят нас с его пятидесятилетней творческой биографией.

  В презентации выставки участвовали заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова, глава Липецка Михаил Гулевский,  председатель городского Совета депутатов Валерий Синюц, посланцы столицы Геннадий Провоторов, искусствовед,  сотрудница Третьяковки Людмила Марц и другие, как говорится, официальные, а также неофициальные лица, что не по службе, а по душе ценят этого большого мастера. Не только товарищи юбиляра по творческому цеху, не только архитекторы или литераторы, но и люди из далеких от искусства сфер  старались найти слова, способные  объяснить силу воздействия скульптурных портретов и монументальных работ Юрия Дмитриевича.

  Естественно, ему были вручены Почетные грамоты, в том числе областного Совета депутатов и обладминистрации, медаль «Достойному» Академии художеств, другие награды. А среди подарков оказалось... трое часов.  Поначалу такое совпадение немножко смутило самих дарителей. Но потом кто-то справедливо заметил, что это неслучайное совпадение.

  Гришко  всегда остро и точно чувствует и передает дух времени, будь то давно минувшие эпохи — пушкинская, толстовская, бунинская, советские шестидесятые годы с их «суровым стилем» и неказенным (по крайней мере, у истинных творцов) интересом к человеку труда или  нынешний день, в котором нарастает ностальгия по красоте, противостоящей гипертрофированному прагматизму, по духовности и  человечности. Дефицит всего этого и пытается сегодня восполнить, создавая свои портреты, а порою и своеобразные пластические новеллы, посвященные поэтам, артистам, художникам, наш земляк.

  В отличие от живописца или графика скульптор больше и чаще рискует услышать суд  пусть не глупца, но профана, ни разу в жизни не переступившего порог художественной галереи.  Скользнет чей-то незаинтересованный взгляд по гришковскому памятнику Бунину в Ельце или по его же композиции, увековечившей подвиг двух летчиков Липецкого авиацентра, и уже  готов приговор: «Как-то не похоже. А почему такие ноги длинные? Нет, это не то». Несть числа тем, кто даже  не пробует вникнуть в замысел, разгадать сложность пластической идеи и языка, на котором она высказывается.

  Когда я спросил об этом самого Юрия Дмитриевича, он, ежеминутно прерываясь, чтобы встретить очередного гостя выставки, принять цветы, выслушать поздравления, все-таки успел поделиться своими мыслями на сей счет (быть может, его эта тема давно занимает).

  — Так сложилось, что на Руси с принятием христианства прижилось плоскостное живописное изображение ликов святых. Скульптуры у нас тогда вообще не существовало. Она появилась при Петре Первом. «Идолов» приняли недоброжелательно. Случалось, «истуканов» забрасывали грязью, император даже ставил гренадеров для их охраны. Так что, русской, российской скульптуре всего-то триста лет. Мы еще к ней не привыкли или относимся исключительно как к идейно-пропагандистскому продукту, а не  как к произведению искусства, требующему постижения, душевного настроя, чуткости.

  Здесь, вероятно, уместно добавить: полвека творческой деятельности ныне академика, народного художника, чьи работы  хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга, более чем в двадцати музеях других городов России, а также в США, Италии, Германии, Югославии, Вьетнаме были отданы воспитанию понимающего зрителя. И немало земляков, скажем больше — соотечественников Гришко впервые ощутили мощь скульптурной пластики именно благодаря его произведениям,  ставшим неотъемлемой частью облика наших площадей, улиц, парков.

  На вернисаже я задал Юрию Дмитриевичу еще два вопроса. Первый — о том, что он считает главной удачей в жизни.

  — То, что одна из первых моих работ — «Проба чугуна», попав в 1962-м на крупнейшую выставку молодых советских художников в Музее имени Пушкина, удостоилась премии Союза художников и ЦК комсомола. Я тут же стал кандидатом в члены Союза. Этот  успех придал мне веры в себя и заставил работать каждодневно и упорно. Так я и тружусь уже полвека.

  — А кто сильнее всех повлиял на вас как на художника и человека?

  — Ирина Федоровна Блюмель, прекрасный скульптор и педагог. Сейчас ее уже нет в живых. В начале шестидесятых она преподавала и вела аспирантуру в Высшем художественном училище имени Строганова. Увидев мои вещи, она предложила мне стать ее аспирантом. Это почетное предложение я принять не мог — у меня уже была семья, родился сын. Но я имел счастье общаться с нею многие годы, она свела меня с выдающимися художниками, такими, как Дмитрий Шаховской, Лавинский, Вахромеев, Пологова, Соколова. Ныне их имена стали хрестоматийными в истории отечественной скульптуры. Эти люди были моими товарищами, наставниками, они многое для меня открыли.

  И опять хочется добавить: эти воистину уже классики по достоинству отмечали дар своего коллеги из провинции. В только что выпущенном под эгидой Российской Академии художеств прекрасном альбоме Гришко (его с любовью составила и прокомментировала искусствовед Татьяна Нечаева) есть несколько авторитетных и точных суждений. Приведу одно — оно принадлежит помянутому Дмитрию Шаховскому.

  «Я был очень счастлив и рад за него (то есть за Юрия Гришко), увидев в последнее посещение мастерской нарастание этого бесценного качества — слияние правды жизни с художественной правдой... Я спросил себя — а кто из известных мне современных скульпторов мог бы посоревноваться с ним в жанре небольших портретных фигур? И с удовольствием ответил — и себе и ему сказал, — что не вижу таких...»
Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 28 апреля 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Все у нее получится

Николай Рощупкин
// Экономика

Горячий квартал

Кирилл Васильев
// Общество
Даты
Популярные темы 

Поезд в Освенцим

Ольга Клековкина // История

Руками созданное чудо

Олеся ТИМОХИНА // Культура

Первым делом – самолёты!

Мария Завалипина // Общество

По маршруту Хлевное – Каракас

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх