Вс, 17 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

Михаил Наумов: «Мой попутчик — здоровый образ жизни»

21.11.2018

Михаил Наумов — уроженец села Красное. Затем он уехал в Удмуртию, закончил два института, стал предпринимателем, там и обосновался. 

В Ижевске и на малой родине его знают ещё и как путешественника. Михаил Наумов побывал в десятках регионов России, в 36 странах мира — и поездом, и на машине, и на мотоцикле, и на велосипеде, и на байдарке, и пешком. При этом малую родину он не забывает. В Красном мы с ним и встретились. 

Каждая поездка вдохновляет

— У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строки: «Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Не многих добровольный крест)». С какого момента охота путешествовать овладела и вами? 

— В детстве мы очень часто ездили с родителями то в деревню Слободка Липецкой области, к родственникам, то на турбазы. В разных местах побывал я и в составе школьных, студенческих стройотрядов. Эта смена жизненных декораций меня захватила и вдохновила. Появилась привычка быстро адаптироваться в разных ситуациях, сходиться с людьми, ориентироваться в пространстве. Теперь каждая поездка вдохновляет, подталкивает к новым открытиям. 

Впервые путешествовать самостоятельно начал в 26 лет. Сначала обычно — с помощью туроператоров. Но постоянно, неважно где — в Испании, в Таиланде или в Индонезии, — предпринимал самостоятельные вылазки на несколько дней по заранее намеченным маршрутам. 

Без туроператоров обошёлся в 2007 году, когда с друзьями организовал поход на байдарках по рекам Сива и Кама, а через год — по реке Чусовая. Тот поход стал для меня значимым. У Чусовой невесёлая репутация — насквозь пропитанная длинной и тяжкой историей сплавов. В своё время по ней с Уральских заводов на барках и плотах доставляли в «чушках» переплавленный металл и пушнину. Барки часто разбивались о камни, гибли люди. Кстати, у некоторых одиноких камней двухсотметрового(!) роста имеются и свои имена. Например, есть камень «Воробей», который на повороте быстрой реки плоты при ударе не разбивал, а выклёвывал из них по одному-два брёвнышка — отсюда и прозвище. Другой камень — «Ермак», потому что в пещере под этим камнем зимовал сам Ермак со своей дружиной. Есть камень «Писаный» — на нём была выбита памятная надпись о рождении в семействе владельцев Уральских заводов Никиты Демидова. 

Стаж водного туризма у меня богатый. На майские праздники довольно часто выезжаем на одну из уральских или удмуртских рек. Уральские реки — бурные, суетливые, а удмуртские похожи на наш Дон — спокойные, неспешные. 

Наш коллектив давно сплотился, проверен временем и походами. Сами организуем, сами же решаем проблемы, ищем плавсредства на всех: плоты, байдарки или катамараны...

Загрузились, доехали до места, а через три дня по реке мы уже в 70 километрах от места высадки, в какой-то забытой богом уральской деревне, куда даже рейсовые автобусы не заглядывают. Дружно хлопочем у байдарок, наклеиваем новые заплатки на старые, латаем продырявившиеся днища и борта. Однажды так психанул, что дождался открытия местного магазина, купил несколько рулонов плёнки и обмотал ею байдарку, как паук муху. Ход байдарка слегка замедлила, зато приобрела харизму — переливалась и сверкала на солнце. Из-за внешнего вида плавсредства коллеги-туристы одолевали нас вопросами-шутками по всему маршруту — мол, что за марка, кто производит подобные супермодели?

Умный гору не обходит

— Чем для вас заманчивы пешие прогулки? Они же не налегке — рюкзак за спиной как минимум. 

— В 2010 году я открыл для себя национальный парк Таганай под Златоустом, куда отправился пешком. Это место давно обрело популярность среди туристов. Вполне возможно, к шагу на Таганай подтолкнула и одноимённая песня Олега Митяева, ставшая гимном традиционного бардовского фестиваля на Чёрной скале. Приятно, что не один я проникся желанием, слушая бардовский гимн, — сразу нашлись и единомышленники. Первопроходцами мы, конечно, не были — вся территория парка исхожена туристами, исчерчена экскурсоводами. Но главное, Таганай действительно нас покорил. Группы горных хребтов, таёжный лес, погода, способная удивлять всеми временами года в течение одного дня. Поражает воображение величие старинных гор, добавляют таинственности местные легенды...

В 2014 году по собственной инициативе я пытался штурмовать Эльбрус. Шестидневный поход нашей группы без опыта и без попутчиков в условиях высокогорья — переломный момент в моей туристской биографии. Впереди и вокруг — заснеженные вершины, 25-килограммовый рюкзак за спиной и безмолвные горы, которые не балуют ни новичков, ни бывалых альпинистов. 

Ночевали на снегу, видели и снежные лавины, к счастью, на расстоянии. Зато симптомы горной болезни прочувствовали. На вершину я не поднялся, дошёл только до седловины Эльбруса на высоте 5300 метров. Из 27 человек — три группы по 9 альпинистов — со мной на седловину вскарабкались семеро, лишь один поднялся на вершину, остальные сошли с дистанции в палаточном лагере на высоте 4100 метров. 

Этот поход в моей практике самый тяжёлый и... незавершённый. Не забывается и разыгравшаяся непогода, которая согнала нас на подступах к Эльбрусу. Зато с той поры я не боюсь странствовать и в одиночку. Опыт бесценный, поднакопил его, пожалуй, на все случаи туристских будней и праздников. 

Кстати, тем, кто хочет взглянуть на себя в зеркале жизни, проверить свою готовность трудными условиями, рекомендую на недельку сходить в высокогорный поход. Там многое узнаешь и открываешь в себе. Горный поход на несколько дней отрывает от всего привычного. Физические и эмоциональные испытания вынуждают делать всё самостоятельно, без помощи цивилизации. Для меня это самый сильный и верный способ познания, исцеления души. 

Так что если вы страдаете от депрессии, запутались в самом себе, то собирайте рюкзак, найдите в Интернете турфирму, оказывающую подобные услуги, и — в горы! Поначалу там и настроение может ухудшиться, и легконогий гид покажется недругом, но затем втянетесь, влюбитесь в окружающий мир, а когда вернётесь, почувствуете в себе другого человека — крепче, надёжнее душой и телом. Я уверен: умный гору не обходит. Поверьте, именно горы вселяют в нас уверенность. 

Я в этом не раз убеждался и в непродолжительных походах по Уралу, и в многодневках — Тянь-Шань, Боржомское ущелье, Хибины, Кольский полуостров. Мечтаю съездить на Алтай, на Байкал, на Камчатку, но путешествия по востоку России дороговаты. 

«Хотите изменить мир — узнайте его!»

— География ваших маршрутов обширна. Неужто зарубежный туризм требует меньших затрат?

— К поездкам я готовлюсь заблаговременно. В первую очередь соизмеряю свои желания с возможностями моей предпринимательской деятельности, и уж тогда подстраиваюсь под очередное направление. 

Самая комфортная страна для путешественника — Норвегия, но она и самая дорогостоящая. Правда, в любой поездке всегда есть шанс сэкономить: посмотреть больше, а потратить меньше. В ту же Норвегию в сентябре прошлого года мы поехали вчетвером, что сократило расходы на бензин. Запаслись и продуктами, загрузив мой старенький автомобиль всем, что могло понадобиться: от соли и тушёнки с крупой до соевого соуса и пряностей. И это было оправданно, ведь стоимость того же гамбургера в норвежском кафе на наши деньги — 800 рублей, килограмма помидоров — 1500… На привалах спали в палатках, а не в гостиницах, сами готовили еду. Зная маршрут, объезжали платные дороги по горным серпантинам. 

В итоге 17-дневное путешествие и 10 тысяч километров от Ижевска до мыса Нордкап, одной из самых северных точек Европы, с осмотром достопримечательностей Финляндии, Норвегии, Швеции, Латвии, Литвы и Белоруссии обошлись нам в 62 тысячи рублей на человека, включая визы, бензин и паромы. Кстати, бензин в Норвегии стоил около 160 рублей за литр. 

Можно ещё сэкономить, если дотошнее изучать информацию о странах. Вспоминаю те же авиарейсы. Обычно билет из Москвы до Мюнхена стоит 15 тысяч рублей, но, если быть терпеливым, можно купить и за 4 тысячи! Пассажирский автобус из Марселя до Ниццы доставит вас за 25 евро, но, если в четыре утра вы готовы добираться до автостанции пешком, есть шанс доехать в пять раз(!) дешевле. Дорожные расходы, предложенные в турагентстве, всегда можно сократить в разы. Вся экономия — смесь проб и ошибок... 

Выгоднее, конечно, передвигаться на своей машине или своим ходом. На машине я путешествовал не раз, и это самый дешёвый способ из всех опробованных, если ездить вчетвером. Подвох, правда, есть: кто попутчики? Ведь столь длительный контакт четырёх разных людей переносится по-разному, и каждому в экипаже требуются колоссальная терпимость, умение общаться и понимать других. 

Экономичен и двухколёсный друг. В одиночку по Грузии и Армении я колесил на велосипеде — полезно и незатратно. 

— Что ищете в таком беспокойном образе жизни?

— Мне нравится фраза: «Если вы хотите изменить мир, узнайте его». Изменить мир я не смогу, но процесс узнавания меня захватил. Мне нравится этот мир. 

С друзьями порой заводим споры по поводу высокомерности американцев или англичан, горячности итальянцев или французов. Но, честно говоря, споры бессмысленны, потому что всё надо видеть и встречать вживую, в естественной среде обитания. Везде живут обычные люди — бедные и богатые, с радостями и с горестями, в удовольствии и проблемно. Лично я со многими иностранцами находил общий язык в самых разных ситуациях. Без труда и даже без перевода.

Я давно пришёл к выводу — наша страна очень комфортная для жизни. Да, много проблем, много недочётов, но я видел, как живут люди в других странах. И не так уж много мест, где всё лучше, чем у нас... 

Дорога зовёт, дорога манит. Сейчас я вновь готовлюсь: соизмеряю рабочие дни с днями отпуска, в соответствии с маршрутом прикидываю финансовые возможности, подбираю снаряжение, одним словом, страхуюсь. 

В новом путешествии всякое может случиться. Но никогда я не забываю своего главного попутчика — здоровый образ жизни. Он со мной повседневно. Без зарядки, без искреннего желания поддерживать себя в форме и работа не в радость, и странствия по белу свету как обуза. Дорога с твоими недомоганиями общий язык искать не будет... 

Александр АНДРЕЕВ, Краснинский район

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных