Вс, 17 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

А вот говорят…

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru | 21.11.2018

На прошлой неделе Липецк с рабочей поездкой посетил генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

Руководитель старейшего российского исследовательского института в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов встретился со студентами профильных факультетов педагогического университета, многие из выпускников которого, по мнению Федорова, могут стать членами команды ВЦИОМ.

Валерий Федоров пообщался и с журналистами липецких СМИ. Разговор состоялся в пресс-гостиной Издательского дома «Липецкая газета». Как рассказал директор ВЦИОМ, начиная с 1990 года центр провел около 1000 всероссийских репрезентативных опросов. До 2005 года они проходили ежемесячно, затем еженедельно, а начиная с января 2017-го — ежедневно. География исследований ВЦИОМ охватывает не только Россию, но и Северную и Южную Америку, страны Евросоюза, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и постсоветского пространства.

По словам Федорова, запрос на данные социологических опросов со стороны общества растет, однако доверие к их результатам на протяжении последних трех лет снижается. Согласно данным социологов, 91 процент россиян считают, что опросы общественного мнения нужны. Но вот в то, что они отражают реальную ситуацию в обществе, сегодня верят 58 процентов населения страны. Скептически относятся к результатам соцопросов 37 процентов граждан. При этом каждый второй опрошенный (53 процента) думает, что результаты опросов фабрикуются, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению.

— Скептицизм у граждан чаще всего вызывают расхождения результатов опросов, проводимых ВЦИОМ и другими работающими в этой сфере фондами и организациями, — сказал Валерий Федоров.

Между тем по глобальным вопросам разница результатов различных исследований оказывается не так уж и велика. Нужно учитывать и субъективное отношение граждан к той или иной проблеме, и так называемый эффект эхо-камеры — ситуацию, в которой определенные идеи и убеждения усиливаются или подкрепляются путем передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы — партии, круга единомышленников, субкультуры. При этом подобные сообщения заглушают другие аналогичные информационные потоки.

Также при результатах соц­опросов большую роль играет то, как сформулированы сами вопросы. Результаты зависят и от того, кто является интервьюером — мужчина или женщина, человек молодой или в возрасте, в каком настроении находится респондент, где происходит беседа, каким образом берется интервью — по телефону, лично или по Интернету.

Итоги опроса могут зависеть даже от того, под каким номером этот вопрос идет в анкете. Рейтинг одного и того же человека будет разным, если вопрос о нем поставить восьмым или двадцать шестым.

Дословно

— Если информация кому-то не нравится, это вовсе не означает, что она неверная, — отметил Валерий Федоров. — Наша задача в том, чтобы вопреки любым намекам, советам, просьбам, рекомендациям, иногда подкрепленным финансовыми аргументами, дать максимально точный и четкий результат, снизив влияние всех внешних факторов до минимума.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных