Пн, 23 Сентября, 2019
Липецк: +10° $ 63.85 70.60

Экскурсовод в кармане

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru | 16.11.2018

Говорят, экскурсия, как хорошая книга, должна будить воображение. Здорово, если в путешествии вам повезло с гидом. Думаю, каждый может вспомнить немало примеров того, как увлекательный рассказ человека, искренне влюб­ленного в свое дело, превращал утомительную поездку в незабываемое приключение, мотивировал глубже изучить историю и культуру.

Но чаще бывает наоборот — неумелый экскурсовод превращается в говорящий микрофон с унылым набором пошлостей и стереотипов, которые приходится вежливо терпеть, слушая в пол уха. По сути для туриста экскурсия с незнакомым гидом — «русская рулетка»: повезет, не повезет...

Путешествуй налегке

К счастью, сегодня на помощь путешественникам приходят современные технологии. Если вы впервые приехали в город или страну, забыли купить карту и путеводитель, и даже если нет возможности выйти в Интернет — не беда. Есть полезные приложения для смартфонов с максимумом полезной туристической информации оффлайн. Один из самых популярных и активно развивающихся проектов — izi.TRAVEL.

Сейчас это самая крупная платформа аудиогидов в мире, объединяющая более 10000 аудиогидов в двух тысячах городов 100 стран мира на 50 языках. Проект международный, но самый большой рост контента и пользователей происходит именно в России. Наш регион не исключение.

— В Липецкой области в этом году случился прорыв, — отмечает заместитель директора izi.TRAVEL по развитию Егор Яковлев. — Появились интересные аудиогиды, запущена кампания по их продвижению. У области очень выгодное положение — всего несколько часов езды от Москвы, недалеко Воронеж, Тамбов, Тула, Рязань, Орел, Курск. По территории проходит оживленная трасса М-4 , многие по ней едут на юг к морю и даже не догадываются мимо каких удивительных мест. А все они — потенциальные источники притока туристов. Интерес к достопримечательностям вашего региона постоянно растет. Но и конкуренция на туристическом рынке огромная, за каждого путешественника сегодня нужно бороться, и аудиогиды здорово помогают в этом. Главная задача, которую решает платформа, — возможность спонтанных путешествий, когда не надо заранее готовиться, собирать много информации, но при этом быть абсолютно уверенным, что не пропустишь ничего важного и интересного, а твоя поездка будет наполнена удивительными рассказами, будто классный экскурсовод сопровождает тебя на всем пути.

Пользоваться аудио­гидом просто — достаточно установить на смартфон мобильное приложение izi.TRAVEL. Оно подскажет, какие достопримечательности находятся поблизости, и предложит скачать аудиогиды по ним. С помощью поиска можно выбрать любой аудиогид из обширной коллекции. Все удобно и бесплатно. Как только координаты вашего местоположения совпадают с координатами той или иной достопримечательности, в телефоне или планшете включается запись рассказа о ней. Также в приложении есть фото-, аудио- и видеоматериалы, карты, другая полезная информация.

Народный проект

По нашему региону на платформе сейчас доступны семь аудиомаршрутов: «Липецкая область. Тур по М-4», «Елец православный», «Елец. Обзорный тур», «Задонск. Обзорный аудиогид», «Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь», «Пальна-Михайловка», «Усадьба Скорняково-Архангельское». Большинство из них подготовлены по заказу Центра кластерного развития туризма Липецкой области.

— Аудиоконтент с каждым годом набирает популярность. Путешествуя, люди часто слушают в машине книги или подкасты, поэтому мы решили активно использовать аудиогиды для продвижения туристического потенциала липецкого края, — говорит директор Центра Ирина Белозерова. — Несколько лет назад известный российский блогер, создатель популярных проектов «Летопись русской усадьбы» и «Усадебный экспресс» Вадим Разумов записал интересный гид по усадебному комплексу Скорняково, которым раньше владел прославленный русский генерал Муравьев-Карский. С этого все и началось. Мы познакомились и стали сотрудничать. Материалы собирали при поддержке Липецкого областного краеведческого общества и всех заинтересованных в этом проекте жителей области. Старались сделать небанальные истории с интересными людьми и любопытными фактами. Так, об усадьбе Стаховичей в Пальна-Михайловке рассказывает ее хранительница, вдова Михаила Михайловича Стаховича Татьяна Васильевна Стахович.

Аудиогиды озвучили голосами известных липецких актеров, телеведущих и радиожурналистов. Первым вышел обзорный тур по достопримечательностям вокруг трассы М-4, ставший самым популярным, потом появились гиды по городам и усадьбам.

— Проект аудиогидов по Липецкой области, инициированный администрацией региона, получился масштабным и по-настоящему народным, — отмечает Вадим Разумов. — Его уникальность в том, что раньше в России заказчиками аудиогидов были музеи или крупные компании. Впервые с инициативой их создания на базе самой известной платформы для самостоятельных путешествий выступил сам регион. Нам оказали колоссальную помощь жители Липецкой области, сотрудники музеев, культурных центров, государственных структур. В подготовке аудиогида по трассе М-4 приняли участие известные жители города, а аудиотур по Задонскому монастырю помогал записывать насельник обители Отец Афанасий — запись происходила в церкви, построенной на месте кельи святого. Мы получили много положительных отзывов — это не может не вдохновлять.

Самые любознательные — москвичи

Из аудиогидов можно узнать не только историю храмов, монастырей и усадеб, но и получить полезную информацию о гостиницах и гостевых домах, базах семейного отдыха, фермерских магазинах свежих продуктов, природных парках, прудах для рыбной ловли, других объектах туристической инфраструктуры.

Выпущенная Центром кластерного развития туризма Липецкой области карта достопримечательностей с QR-кодом для смартфонов сейчас распространяется во всех районных Центрах туризма, на заправочных станциях трассы М-4, в кафе и гостиницах. Ссылка на платформу аудиогидов размещена на главной странице Липецкого туристического сервера https://liptur.ru.

Согласно статистике, предоставленной izi.TRAVEL, с момента запуска было порядка 30 тысяч обращений к липецкому контенту. Географическое распределение пользователей таково: Москва — 47 процентов (почти 8500 скачиваний), Воронеж и Липецк — по 13 процентов, Елец — шесть процентов, Краснодар — два процента, остальные регионы — менее одного процента. Самый популярный тур — по М-4, за ним следует гид по усадьбе Скорняково-Архангельское, замыкает тройку лидеров обзорный тур по Ельцу. В целом аудиогиды по достопримечательностям Липецкой области в настоящее время занимают по популярности 40-е место среди российских регионов. Неплохо, но есть к чему стремиться.

— Мы недавно начали кампанию продвижения наших аудиогидов и обязательно будем ее активно продолжать, — обещает Ирина Белозерова. — Фирменных стоек с информационными буклетами в популярных туристических местах станет больше. Хотелось бы запустить и новые маршруты — Раненбург, Лебедянь, Полибино, Лев Толстой. Рассчитываем, это поможет привлечь не только путешественников, но и потенциальных инвесторов в туристическую инфраструктуру.

Специалисты уже думают на перспективу.

— Важно, чтобы путешествие в область было частью увлекательного приключения, — считает Егор Яковлев. — В первую очередь речь идет о дорогах из Москвы и столиц соседних областей. Для этого нужно создавать автомобильные и железнодорожные аудиогиды из этих городов в Липецк. А из Липецка — к районным центрам Липецкой области. Ведь намного проще решиться на поездку, когда знаешь, что время в пути будет не скучной рутиной, а частью большой интересной экскурсии.

— Было бы замечательно, если бы мы охватили сетью аудиогидов все достопримечательности Липецкой области, — соглашается Вадим Разумов. — Уверен, это сразу заметно отразится на туристическом потоке.

Все зависит от человека

Не получится ли так, что технологии оставят не у дел обычных экскурсоводов?

— У туристов должен быть выбор: кто-то полагается на смартфон, другим нравятся бумажные версии путеводителей, но многие по-прежнему любят слушать рассказ живого экскурсовода, — делится мнением научный сотрудник музея-усадьбы П.П. Семенова-Тян-Шанского, создатель авторских экскурсий Александр Богданов. — Аудиогиды востребованы людьми, любящими самостоятельные путешествия. Чаще всего это молодежь, стремящаяся больше увидеть, чем услышать. У меня есть опыт работы с izi.TRAVEL. Я записывал для них обзорный тур по Ельцу. Работать было интересно. Здорово, что аудиогид понравился пользователям. А конкуренции с технологиями я не боюсь, мы работаем в разных весовых категориях. Среди путешественников всегда будут те, кому необходим личный контакт со знающим и неравнодушным человеком, способным рассказать значительно больше, чем мегабайты информации, хранящиеся в памяти телефона. А возможность тут же задать вопрос? А эмоции от личного общения? Это ничем не заменишь!

Попробовать свои силы в создании аудиоконтента может каждый. Технически это не сложно: достаточно завести свой аккаунт на сайте https://izi.travel — примерно также, как на YouTube — и начать создавать собственные путеводители. Записать и обработать звук, подгружать фотографии, строить маршруты — все это намного проще, чем кажется. Другое дело: для того чтобы аудиогид был интересным и удобным в использовании, нужно быть увлекательным рассказчиком и уметь находить интересную информацию.


Прямая речь


— Опубликовать собственный аудиогид может любой желающий, — поясняет Егор Яковлев. — А вот будут ли люди его слушать, зависит от того, насколько качественно и интересно он сделан. Пользователи активно пишут свои отзывы и ставят оценки. Так что если гид у вас получился хорошим — люди будут к нему обращаться и делиться им с друзьями. Ну а если материал плохой — его рейтинг упадет, и никто не станет его скачивать и слушать.

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова

Коллаж Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных