lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 июля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Культура 

Сердце, не прикрытое броней

В Липецке открылась выставка из фондов Воронежского художественного музея.
20.07.2018 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Кажется, из иронических реплик Андрея Синявского крепче всего запомнились его слова о том, что он не сошелся с Советской властью не идеологически, а стилистически. Вероятно, четырнадцать художников, чьи сорок с лишним работ демонстрируются на открывшейся выставке в областном художественном музее, могли бы повторить о себе то же самое.


Они не сошлись с официально одобренным искусством стилистически, потому как учились не у передвижников, а у Босха, Матисса, Сезанна, Пикассо. Да к тому же выбирали не те темы и мотивы, поскольку хотели писать так, как подсказывает им сердце, а не последняя партдиректива. Они любили древнерусские иконы и лубок и осмеливались обращаться к евангельским сюжетам или уходили в романтические фантазии вместо того, чтобы отражать и прославлять «будни великих строек».


— Им, вероятно, близок был тезис Виктора Шкловского, что творчество не зависит от цвета флага над крепостью, — говорит старший научный сотрудник Воронежского областного художественного музея имени Крамского Мария Ласкина. Именно из его фондов в рамках межмузейного сотрудничества собрана экспозиция.


Мы смотрели с моей собеседницей еще не развешанные по стенам произведения — от авангардистов двадцатых — Фонвизина, Чернышева, Романовича, Милашевского — до нонконформистов шестидесятых-семидесятых, допустим, легендарного вдохновителя и участника разогнанных выставок Элия Белютина. И пробовали объяснить самим себе, что же так провоцировало, если не пугало тогдашние власти в работах Семенова-Амурского, графике Павлова или живописи Виктора Вакидина.


Ну, допустим, Романович настораживал настойчивым интересом к мифологическим, а особенно евангельским историям. Его взвихренные композиции, например «Несение креста», поражают сочетанием силы, боли и сострадания: измученный, окровавленный Иисус и злобная, звериная, оскаленная физиономия у Него за спиной. Но чем не угодили остальные-то? Нежный, поэтичный Фонвизин. Изначально, по крайней мере, верный реалистическим традициям Чернышев. Тот же Павлов. Может, не устраивало, что он слишком безжалостно, на пределе трагического изображал войну, когда на черном фоне в земле лежат убитые солдаты-новобранцы, а над ними расхаживают фантастические существа с шакальими головами?


Но хватит гадать, оглядываясь на прошлое. Важнее, наверное, мысль Ласкиной, которая считает, что изъятие всех этих живописных и графических творений из опыта нескольких советских поколений нанесло ущерб и эстетическому, и нравственному началу в нашей жизни. В 2012 году эти картины и графика были показаны воронежцам в рамках Платоновского фестиваля. И вот теперь познакомиться с ними появилась возможность у липецкого зрителя.


Я спросил у гостьи из Воронежа, что все-таки, по ее мнению, должно придать цельность, единство выставке, ведь художники настолько разные. Вполне вероятно, что между ними при жизни не было бы согласия касательно смысла творчества и права творца на абсолютное самовыражение. Так, когда-то существовало объединение «Маковец». Его создали авторы, которые были покорены работами классика авангардизма Михаила Ларионова.


— Их и роднит то, — сказала мне Мария, — что они не боялись быть самими собой, выбирать свою нехоженую, не притоптанную другими дорогу.


Кого-то из зрителей увиденное увлечет. У кого-то вызовет недоумение, раздражение. Не будем, однако, торопиться с приговорами. Прислушаемся к совету знатока, известного писателя и эссеиста Джулиана Барнса: «Мы всегда должны соглашаться с художником, что бы мы ни думали о самой работе. Искусство — это не храм, из которого следует изгнать неподготовленных, шарлатанов, аферистов и охотников за славой; искусство не может быть таким храмом, оно, скорее, похоже на лагерь для беженцев, где почти все стоят в очереди за водой с пластиковой канистрой в руках».


Экспозиция, кстати, названа «Другое искусство: где взять броню и щит». Расшифровывать это можно по-всякому. Но ясно одно: душу творца не прикрыть ни щитом, ни броней, если она сама открывается миру, перевоплощаясь в краски, линии, ритмы, образы...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 17 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +11 C°  Ночь: +7 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

За всё время подрались лишь дважды

Евгения Ионова // Культура

Назначения

// Власть

Жёлтая собака – друг человека

Евгения Ионова // Общество

У природы нет плохой погоды

Наталья Демакова, главный внештатный специалист по общей семейной практике управления здравоохранения Липецкой области // Здоровье

Если зашкаливает давление…

Анна Гиндлер, врач-кардиолог БИТ кардиологического отделения для больных с острым инфарктом миокарда Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх