lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 мая 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Образование 

Нина Федина: «Наш вуз уверенно развивается»

24.05.2018 "Липецкая газета". Елена Таравкова
// Образование
На кафедре декоративно-прикладного искусства.

Беседа с исполняющей обязанности ректора Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Ниной Фединой началась с вопроса о перспективах педагогического образования в России. Как известно, в последние годы в стране закрылось немало педвузов. Из 150 их осталось чуть более трех десятков. Насколько обоснованной была такая оптимизация?



— Скорее всего, это было не совсем продуманное решение. И замечательно, что Ольга Васильева, будучи министром образования и науки РФ, поставила в этом процессе точку. Да, педагогические программы реализуются и в других учебных заведениях — классических, иногда даже технических университетах. Но в педагогическом вузе «выращивание» специалиста происходит в особой атмосфере, которая дает возможность не только осваивать теорию, чтобы стать учителем физики, химии, математики, но и формирует ряд необходимых качеств для того, чтобы быть настоящим педагогом, наставником… В этом и есть отличительная особенность отечественного педагогического образования. Другое дело, что не все педвузы России, к сожалению, могут похвастать хорошей материальной базой.


Престиж университета


— Какое место в рейтинге российских вузов занимает сегодня Липецкий государственный педагогический университет?


— Наш вуз сегодня уверенно развивается. По итогам ежегодного мониторинга Министерства образования и науки РФ второй год подряд ЛГПУ занимает позицию эффективного образовательного учреждения по всем основным показателям. Взять, к примеру, результаты единого государственного экзамена. У поступающих к нам студентов самый высокий на территории Липецкой области балл — 64. Конечно, все мы понимаем, что лучшие выпускники стремятся сегодня в столичные вузы, но и в Липецке остаются сильные абитуриенты. Что касается трудоустройства, то 75-80 процентов наших выпускников успешно реализуют себя как в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, так и в других направлениях деятельности.


— Какие преобразования претерпел ЛГПУ за последнее время, чтобы оставаться популярным и престижным у выпускников школ области учебным заведением?


— Безусловно, университет не стоит на месте. В результате преобразований его можно смело назвать вузом нового формата.


В университете появились так называемые базовые кафедры. Мы исходим из того, что педагога невозможно подготовить лишь за вузовской партой. Часть программы берут на себя образовательные учреждения. Активно участвуют в этом процессе и работодатели. Студент включается в непрерывную педагогическую практику уже с первого курса, получая прочную базу для подготовки выпускных бакалаврских работ.


Еще одно ноу-хау ЛГПУ — обязательное наличие в качестве базы для практической деятельности будущих учителей не менее двух образовательных организаций, расположенных как в городской, так и в сельской местности. Например, в организации кафедры теории и методики преподавания русского языка и литературы участвуют липецкая гимназия № 12 и средняя школа села Вторые Тербуны. В гимназии № 12, например, студенты института филологии проходят как учебную, так и производственную практику. Кроме того, и студенты, и преподаватели активно включаются во внеучебную работу, готовят школьников к региональным олимпиадам. Также филологи ведут научную работу на базе школы, в частности, работает семинар «Актуальные проблемы в преподавании русского языка и литературы». Таким образом, сотрудничество с гимназией многопланово, оно охватывает все важнейшие сферы — учебную, научную, воспитательную. Это необходимо и для школы, и для нас. В этом же направлении развивается и совместная работа со школой поселка Вторые Тербуны, которая признана лучшей сельской школой России.


Кроме того, активно продвигается работа со школами — победителями регионального публичного конкурса «Достижение наивысшего качества региональной системы образования». На их базе наши студенты проходят педагогическую практику.


Мы открыли новые направления и профили подготовки: дополнительное образование в области цифровых образовательных ресурсов, робототехники и конструирования. Есть еще хореография, публичная политика, социальные и финансовые науки, отечественное и зарубежное регионоведение, архивное дело, медиаобразование. А медицинская химия вообще единственная программа в нашем регионе.


За два года мы создали несколько профильных аудиторий: научную лабораторию географии и экологии имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, ресурсную аудиторию, кабинет робототехники. Аудитория инновационной педагогики имени К.А. Москаленко обладает необходимым мультимедийным оборудованием и оборудованием для синхронного перевода, что позволяет проводить мероприятия международного уровня.


В Институте физической культуры и спорта работает многофункциональная лаборатория для диагностики и коррекции состояния людей, занимающихся спортом высоких достижений. Ее оборудование позволяет определять функциональное состояние спортсменов, проводить современные исследования, делать научные открытия.


Новые стандарты


— В вашем вузе немало наработок в сфере педагогики. Например, уникальный опыт К.А. Москаленко и других педагогов-новаторов. Планируете ли вы их позиционировать на всероссийском уровне?


— В этом смысле нам есть чем гордиться. И речь идет не только о Москаленко, хотя он был первым, а о целом феномене Липецкой педагогической школы. С. Шмаков, Н. Кузьмин, О. Казанский — их имена были широко известны не только в нашей стране. Провинциальный вуз заложил базу важных новаторских направлений отечественной педагогики. Если вернуться к Москаленко, то здесь складывается интересная ситуация. На конференции, посвященной его 100-летию, речь шла о том, что все его важнейшие педагогические находки уже шагнули в народ: поурочный балл, сорокаминутные уроки, пятидневка. И наша задача — возродить это, но с принадлежностью к имени Константина Александровича.


Если говорить о сегодняшних достижениях, то их немало и они носят разноплановый характер. Это и непрерывные педагогические практики, и школа вожатского мастерства, сохраняющая лучшие традиции шмаковской педагогики, и интересные разработки по применению дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании, которые уже привлекли внимание ученых в России и за рубежом.


— Сегодня в педагогических вузах внедряются новые профессиональные стандарты педагога. Коснулось ли это ЛГПУ? И вообще, каким, по вашему мнению, должен быть современный учитель?


— Мир быстро меняется, меняются дети, соответственно, появляются и новые требования к квалификации педагога. Но специфика педагогической профессии такова, что личность учителя играет главенствующую роль. Какими бы интернет-технологиями мы ни обеспечили образование, он всегда останется носителем культуры, системы человеческих ценностей. И будущих педагогов мы ориентируем на то, что им предстоит быть не транслятором знаний, а прежде всего личностью, умеющей создать для ребенка ситуацию развития.


Недавно наши студенты стали призерами образовательного форума в Казани по проблемам СМИ, при том что журналистов целенаправленно мы не готовим. И это роль как раз тех метапредметных компетенций, которые формируются у студентов педагогических вузов. Вывод однозначен: университет должен давать возможность нашим обучающимся быть разными, искать себя, и не только в предметной деятельности.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 20 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +10 C°  Ночь: +6 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Звонок на… ярмарку

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Общество

Они не вернулись домой

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

До новых встреч на Кузнечной

И. Неверов
// Общество

Понимать клиентов без слов

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Рекорд скорости? 90 километров в час!»

Евгений СКВОРЦОВ // Спорт

Тайны следствия

Ольга Журавлева // Общество

Театр идет в народ

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура



  Вверх