lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 мая 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Остаться в аду человеком

16.05.2018 "Липецкая газета". И. Неверов
// Общество

Освобожденным лично фюрером от «химеры совести» молодым, здоровым эсэсовским офицерам лагеря смерти «Собибор» мало было планового уничтожения узников в газовых душегубках. Им хотелось развлекаться — самим унижать, мучить, а то и стрелять в этих жалких местечковых евреев. И они с хохотом избивали и убивали, считая их не просто недочеловеками, а существами непонятной породы, скорее всего, животными.


Постулаты «Агады»


А те, боясь смерти и осознавая ее близость, тем не менее, не могли даже в мыслях посягнуть на чужую жизнь. Пусть это и жизнь палача, садиста. Мирные обыватели с малолетства усваивали мудрость из старинного сборника «Агада»: убивая одного человека, ты губишь целый мир, спасая одного человека, ты спасаешь целый мир. Нашлись, правда, несколько бунтарей. Они как будто были готовы ради сохранения достоинства и избавления от мук пролить и свою, и чужую кровь. Но дальше тайных разговоров дело не шло. И вряд ли пошло, если бы в лагере не появились советские военнопленные. Среди русских (неважно, что среди них были евреи, для соседей по нарам они русские) был и лейтенант Александр Печерский. Он с первого дня начал думать о восстании.


«Высоколобое» кино


Так сложилось, что фильм «Собибор» я посмотрел на следующий день после его показа в штаб-квартире ООН. Там лента из России растрогала публику. Режиссерскому дебюту нашего «звездного» актера Константина Хабенского зал аплодировал стоя.


А вот прямо перед началом сеанса в фойе кинотеатра я случайно раскрыл свежую газету и наткнулся на рецензию талантливого публициста Егора Холмогорова. Он картину категорически не принял. Почему?


Вот претензии Холмогорова. Мы вправе были ждать народного, внятного кино о подвиге, а вместо этого увидели эстетские изыски, неуместное внимание к паталогическим комплексам нацистов. Политическая, гражданская, нравственная позиция фильма размыта. А главное — на экране организатор массового побега из «Собибора» Александр Печерский слабак, рефлексирующий интеллигент. Какой из такого хлюпика лидер?


Вот в британском «Побеге из «Собибора» с этим был полный порядок. Главный герой, действительно, имел право считаться героем, борцом, не ведающим сомнений. И боевик про него удался на славу. А у нас…


Мне трудно согласиться с суровым критиком. Всегда настораживаюсь, когда так настойчиво делят фильмы на народные, зрительские и предназначенные для узкого круга киногурманов — завсегдатаев международных фестивалей. Есть в этом высокомерное недоверие к широкой аудитории. Ей, дескать, требуется что-нибудь попримитивнее.


Пуще всего Егор Холмогоров печется об исторической правде. Ах, уж эта правда… Книжные полки нынче ломятся от томов с однотипными названиями: «Вся правда об Иване Грозном», «Вся правда о Николае I», «Вся правда о Сталине». Спросить бы почтенных сочинителей, с какой стати они так уверены, что в состоянии узнать и открыть всю правду?


Свой ракурс


Так вот, создатели «Собибора» на всю правду о построенном в оккупированной Польше секретном лагере истребления не замахивались. Они не закрывали, а продолжали тему. И предложили психологическую версию тех трагических и героических событий. Вас интересуют факты, строгая информация? Будьте любезны обратиться к мемуарам Печерского, исследованиям историков, посмотрите снятый пять лет назад документальный фильм «Лейтенант Печерский из «Собибора».


Хабенский и его команда выбрали свой ракурс. Они пытаются понять, как одни люди и в лагерном аду оставались людьми, а другие превращались в дрожащих рабов без малейшей воли к сопротивлению. Прошедший через гитлеровские лагеря знаменитый психолог Виктор Франкл свидетельствовал: шансов выжить было больше у того, кто меньше себя берег, не пресмыкался перед гитлеровцами, поддерживал ослабевших. Этими чертами (вероятно, не расходясь с характером реального Печерского) наделил нашего офицера сыгравший его тот же Константин Хабенский.


Да, Печерский не супермен. Но он мужественный и, прежде всего, совестливый человек. Поднять на восстание раздавленных, обреченных, страшащихся крови узников он сумел не только благодаря офицерскому, командирскому опыту. Ему поверили. Почувствовали в нем духовный стержень и ту самую совестливость, когда чужая боль воспринимается как своя.


Правда Печерского


Вряд ли молодой парень из русского города Ростова держал в руках «Агаду». Но он наверняка рос на литературе, утверждавшей те же идеи ценности человеческой жизни. Возможно, даже читал строки Достоевского о слезинке ребенка, которую не искупить всей райской гармонией.


Он органически не в силах был мириться ни со своим унижением, ни с гибелью тех, кто рядом. Когда он слышал от кого-то из узников: будем терпеть, приспосабливаться, нам надо выжить, а потом отомстить, то понимал, что это самоутешение, оправдание бездействия. И бросал «терпиле» короткую реплику, что тот хочет просто выжить, и месть тут ни при чем. Сам же не ждал чуда, а рассчитывал на себя и на обреченных «терпил», в которых хотел вдохнуть мужество, чтобы действовать здесь и сейчас.


Его старый товарищ по нарам, не больно-то жалующий евреев, предлагал устроить побег лишь маленькой группе своих, проверенных, отчаянных, готовых к любой развязке. Но Печерский был тверд: уходить нужно всем. Он не допустит, чтобы за его свободу расплачивались оставшиеся.


Для него решение вывести за колючую проволоку всех — смысл выпавшей ему тяжкой лагерной судьбы. И заключенные принимают его правду: заповедь «не убий» не распространяется на нелюдей в эсэсовской форме.


Восстание удается. Единственное за всю историю Второй мировой успешное восстание в фашистском лагере. И это, простите, артхауз? Это какие-то эстетские упражнения и изыски? Два часа, пока идет фильм, пролетают мгновенно, настолько захватывает происходящее на экране.


Пролог разговора


Не буду спорить: Егор Холмогоров в чем-то прав. В «Собиборе» многое осталось за кадром. В том числе и объяснение, почему почти семь десятков лет в Советском Союзе о подвиге Печерского знали немногие. И еще один прямо-таки животрепещущий вопрос: из-за чего польские власти, похоже, не слишком любят признавать роль советского военного в собиборской истории? Может, из-за того, что местное население подло выдавало бежавших из лагеря гитлеровцам? А в расправах над страдальцами «Собибора» по доброй воле участвовали украинские западенцы?


Таких, связанных с «Собибором», размышлений и сюжетов хватит не на один фильм, не на одну книгу. Что вовсе не обесценивает работу Константина Хабенского. Она как мощный пролог разговора и о случившемся в далекие осенние дни 1943 года, и о сегодняшнем отношении к героизму советских людей, советских воинов, одним из которых был лейтенант Печерский, со стороны «суперцивилизованных» европейцев.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 мая 2018 г.

Погода в Липецке День: +12 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Один раз в год сады цветут…»

Мария Завалипина
// Общество

«Русборг» – это люди!

Евгения Ионова
// Культура

«Ода» для Липецка

Мария Завалипина
// Культура

Компас, карта и маршрут…

Наталья Сизова
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Это «Моя семья»! Давыдовы

Марина Кудаева // Общество

Вино в домашних условиях

Галина Дубравина // Общество

Молодильные яблочки из Панкратовки

Сергей Литаврин, фото автора // Общество

Движение вверх!

Анастасия Карташова // Спорт

Трудно быть женщиной

Елена Бредис // Общество



  Вверх