Сб, 23 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Превращая анекдот в спектакль

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru | 16.05.2018

— Невероятно, пока дошел от служебного входа театра до зрительного зала, попал в десять крепких объятий, — на встрече с журналистами народный артист России, профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз не скрывал своих чувств.

— Я же здесь каждый уголок помню. В семидесятые, когда меня в Москве выживали отовсюду, не давали ставить спектакли, мой одесский друг детства, худрук липецкого театра Владимир Пахомов протянул руку помощи и дал возможность работать в Липецке. Я сделал у вас восемь постановок, привозил лучших московских художников, моя дочь Маша Трегубова, сейчас художница с мировым именем, свои первые декорации представила у вас. Мы не обделены гастрольной жизнью, предложений столько, что неизбежно приходится кому-то отказывать. Но гастроли на липецкой сцене для меня событие колоссальное. Спасибо Министерству культуры за то, что все состоялось, — сказал Райхельгауз.

На сцене Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого в рамках федеральной программы «Большие гастроли» «Школа современной пьесы» показала четыре спектакля — «Ночь с незнакомцем» с блистательной Ириной Алферовой, «Лондонский треугольник», разыгранный Александром Галибиным, Вадимом Колгановым и Джульеттой Геринг, «Вредные советы» Григория Остера для взрослых и детей и «Умер-шмумер, лишь бы был здоров», посвященный еврейскому юмору.

Свою новую работу Райхельгауз представил лично.

— Это воспоминание о нашем с Володей Пахомовым детстве в Одессе, — рассказал режиссер. — Мы выросли в точно таких же двориках, общаясь с удивительно остроумными людьми, населявшими город. Любой диалог в Одессе можно записывать, одесситы разговаривают анекдотами. Еще лет тридцать назад мой друг, гениальный режиссер Анатолий Васильев дал мне почитать толстый том еврейских анекдотов. Я все это время ломал голову, как мне поставить их на сцене, потом понял — анекдоты не нужно встраивать в сюжет, они хороши сами по себе. Конечно, пришлось их немного причесать, а там, где ненормативную лексику убрать никак не получается, у нас в спектакле громко кричит чайка.

Директор академического театра Татьяна Горелова заверила Иосифа Леонидовича, что в Липецке его хорошо помнят, любят и всегда ждут с новыми постановками. Теплый прием зрителями работ «Школы современной пьесы» тому подтверждение.

— Благодаря традициям, заложенным Владимиром Пахомовым и его единомышленниками, Липецк стал театральным городом, — отметил начальник областного управления культуры и туризма Вадим Волков. — Мы очень благодарны и Министерству культуры, и лично Иосифу Райхельгаузу и его коллективу за знакомство липецких зрителей с лучшими образцами современного театрального искусства России. Надеюсь, программа «Больших гастролей» будет продолжаться, в следующем году мы планируем значительно расширить ее географию.

Представитель «Больших гастролей» Екатерина Баркова подчеркнула, что, участвуя в федеральной программе с 2014 года, Липецк занимает особое место на театральной карте России. После «Школы современной пьесы» в июне в областной центр приедет государственный академический музыкальный театр Республики Крым, а липецкий академический театр отправится с гастролями по обмену на полуостров.

На пресс-конференции Иосиф Райхельгауз много рассуждал о современном театральном искусстве.

— Есть разные труппы, «Театр.док» может вечером играть материал, который утром был в газетах, а Малый театр, напротив, весьма консервативен. В любом случае зрителю должно быть интересно в зале. Да, многие идут в театр в поисках ответов на вечные вопросы, и здорово, что их находят. Но это вовсе не значит, что публика должна скучать.

Лет пятнадцать назад Райхельгауз представлял в Липецке свою книгу «Мы попали в запендю» — сборник театральных баек и забавных историй. По словам мэтра, уже готово ее продолжение «Трещина в душе», и лишь невероятная занятость мешает отправить книгу в печать.

Впрочем, мэтр пообещал, что как только книга выйдет, он обязательно привезет ее в Липецк.

Что-что, а скучать на его новой постановке не получится. Иосиф Райхельгауз взялся за невозможное — показать на сцене 250 еврейских анекдотов. И у него получилось!

— Как дела у Мойши?

— Он умер!

— Умер-шмумер, лишь бы был здоров!

Этот старый анекдот дал название спектаклю, действие которого происходит в маленьком южном дворике, увитом виноградом. Там живут Хаим, Берта Соломоновна, Абрам, Сара, Йося, Ваня и Маша.

Никаких сюжетных завязок и развязок, лишь два часа отборного одесского юмора, порой на грани фола (с криком чайки) под традиционную клезмер-музыку. На программке объявление: «Антисемитам — скидка!»

Публика не уставала хохотать и аплодировать. Порой шутки поднимались на философскую высоту. «Пять евреев объясняли человечеству мир. Моисей сказал: «Все от Бога». Соломон сказал: «Все от головы». Христос сказал: «Все от сердца». Маркс сказал: «Все от живота». Фрейд сказал: «Все от секса». Эйнштейн сказал, что все относительно. Сколько евреев, столько и мнений…». Порой заставляли с грустью задуматься о вечном. Веселым частушкам с припевом «Евреи, евреи, кругом одни евреи...» подпевали почти все.

После спектакля Райгельгауз вышел на сцену к своим актерам и поклонился залу. Благодарные зрители ответили овацией.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных