lpgzt.ru - Здоровье Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 марта 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Здоровье 

Подвиг трезвости

19.03.2018 "ЛГ:итоги недели". Наталья Сизова
// Здоровье
Фото Геннадия Логунова
Фото Геннадия Логунова

«Живи трезво!» – под таким девизом в областном центре реализуется проект Липецкого православного общества «Трезвение» под небесным покровительством святого преподобного Сергия Радонежского. Этот проект и стал одним из победителей Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива-2018»


Почему алкоголизм остаётся одной из самых острых проблем? Есть ли способы и средства, чтобы победить коварную зависимость? На эти и другие вопросы журналу «Итоги недели» отвечают председатель общества «Трезвение», руководитель Епархиального отдела по связям с медицинскими учреждениями, клирик храма преподобного Сергия Радонежского, врач психиатр-нарколог высшей категории, иерей Вячеслав Колягин и медицинский психолог Липецкого областного наркологического диспансера Елена Никуличева.



Древний и коварный


О хитром зелёном змие написаны тысячи страниц и сняты сотни сюжетов. С запредельной скоростью он движется не только по России, но и по всему миру. Постоянная реклама и доступность горячительных напитков способствуют приобретению стойкой зависимости и даже рабского подчинения людей алкоголю.


Сегодня алкоголизм укоренился, въелся в народное тело, как моровая язва, и давно перестал быть проблемой только лишь «низов». Всё чаще порок порабощает вполне успешных и состоявшихся людей, он серьёзно влияет на рождаемость и смертность. Но было время, когда этому злу давали жёсткий отпор.


В конце XIХ века за трезвость шла настоящая народная война, которую историки называют «трезвенническими бунтами». Двенадцать губерний Российской империи полыхали в 1858 – 1860 годах. Люди не желали, чтобы за счёт их здоровья наживались откупщики и шинкари, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного. Водку буквально навязывали. В то время существовала практика: каждый мужчина приписывался к определённому кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и не платил, то недостачу кабатчики взимали со дворов. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом в назидание другим.


Трудолюбивые, работящие крестьяне видели, как их односельчане становились горькими пьяницами, как страдали их жены, дети. На сходах общин всем миром решали: «Больше не пьём!» Но в марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжение о запрете… трезвости! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости. Тогда-то по России и прокатилась волна погромов. Разгневанные люди громили кабаки, а вино сливали в землю. В итоге в тюрьму и на каторгу отправили одиннадцать тысяч человек!


Не утихала перманентная война с пьянством и в начале XX века. В 1911 году в Российской империи насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости. Одним из самых известных на территории Липецкого края было Аргамаченское общество трезвости в Ельце, возглавляемое протоиереем Николаем Брянцевым. В июле 1918 года священник был убит большевиками. И общество постепенно перестало существовать.



Тридцать пять смелых


Как только в стране начинается борьба с зелёным змием, это почти сразу становится заметно всем. Антиалкогольная кампания середины 80-х годов дала положительную динамику по всем статистическим показателям: рождаемость увеличилась, а смертность и преступность уменьшились.


Когда в феврале нынешнего года прошла информация, что в канун Великого поста 35 активистов Липецкого православного общества «Трезвение» приняли обет трезвости на четыредесятницу, это также не осталось без внимания общественности. Если решились на подвиг первые – подтянутся и последние.


Давать обеты пред Господом – библейская традиция, возродившаяся в наше время. Перед Крестом и Евангелием верующие принимают обеты трезвости, призывают помощь Божию и обещают Отцу Небесному не принимать спиртного и не склонять к этому других, следуя призыву апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 19-20). 


– Этот обет трезвости мы проводим впервые в рамках проекта «Трезвый город», – рассказывает председатель общества «Трезвение», руководитель Епархиального отдела по связям с медицинскими учреждениями, клирик храма преподобного Сергия Радонежского, врач психиатр-нарколог высшей категории, иерей Вячеслав Колягин.– Спросите любого человека: кто такой трезвенник? Вам ответят, что это бывший алкоголик, который сейчас не пьёт. На самом деле трезвенник – тот, кто не употребляет алкоголь сознательно. В этом и есть суть нашей работы: мы хотим, чтобы люди изменили свою жизнь сознательно, а не от страха или по принуждению. В домах, лифтах мы каждый месяц размещаем и обновляем рекламу: «Мой папа самый лучший, потому что он трезвый» или «Я люблю Россию, поэтому я трезвый» и так далее. В городе курсируют два автобуса с подобными логотипами. Есть переносная выставка, с которой мы ходим в школы, техникумы, библиотеки. Мы просто показываем: трезвость – это норма жизни христианина.



«Живи трезво!»


Недавно общество «Трезвение» стало победителем грантового конкурса «Православная инициатива-2018» с проектом «Живи трезво!», который признали одним из лучших в стране. Всего в конкурсе участвовало 1227 проектов из 73 регионов России и одиннадцати стран ближнего и дальнего зарубежья. Проект липчан направлен на оказание психологической и духовной помощи не только людям с алкогольной и наркотической зависимостями, но и их родственникам.


Для улучшения взаимоотношений между подопечными общества решено организовать театральную студию. В ближайшее время выйдет спектакль «Русский крест» по поэме Николая Мельникова. Планируется ряд мероприятий по трезвенному просвещению людей: выставки «Мифы об алкоголе», «Трезвенное движение в России», форум «Сила России – в духовном единстве!». И конечно, крестные ходы станут неотъемлемой частью борьбы за новую Россию.


– Официально наше православное общество «Трезвение» под небесным покровительством преподобного Сергия Радонежского зарегистрировано в 2015 году, – рассказывает отец Вячеслав. – Но молиться за наших братьев и сестёр во Христе мы начали осенью 2014-го. Именно тогда мы с медицинским психологом Еленой Никуличевой побывали на курсах по трезвению в Белгороде. В пути нам пришла мысль организовать в Липецке собственное общество трезвости. Взяли у владыки Никона благословение на молитву, и с тех пор каждую субботу в 10.30 проводим молебен о страждущих в храме преподобного Сергия Радонежского. Если нашим подопечным нужны консультации нарколога или психолога – отвечаем на вопросы. Со временем мы зарегистрировали и некоммерческую организацию, хотя сделать это было нелегко, так как страна боролась с НКО, финансируемыми из-за рубежа, и требования Минюста всё время менялись. Но теперь мы работаем в полную мощь, участвуем в конкурсах по привлечению грантов. И побеждаем.



Благословение старца


Отец Вячеслав вырос в Воронеже, в интеллигентной семье. С шести лет мечтал стать доктором, свидетельство тому – детский блокнотик, где было написано сокровенное желание. Так и вышло. Он поступил в Воронежский медицинский институт и на четвёртом курсе выбрал наркологию. Когда-то он вычитал, что существует три способа угождать Богу: первый – учительствовать, второй – врачевать и третий – служить Богу.


После окончания учёбы отслужил в армии, женился – супруга тоже врач, пошли дети. Это были 90-е годы, когда люди в России потянулись в храмы. У Вячеслава появился духовник в Оптиной пустыни, который и посоветовал ему стать священником. А на служение Вячеслава благословил схиархимандрит Илия – духовник Святейшего Пат­риарха и Оптиной пустыни.


В профессорском роду Колягиных священников не было, поэтому Вячеслав не знал, что делать дальше. Старец Илия подсказал: «Поедешь в Липецк, там епископ Никон всё управит». В течение трёх месяцев будущий батюшка с семьёй перебрался в новый город. Устроился на работу в областной наркодиспансер. По субботам и воскресеньям пономарил в Христорождественском кафедральном соборе. Прошло восемь лет... Подошла к концу учёба в Воронежской духовной семинарии. В диаконы владыка Никон рукоположил Вячеслава в Лазареву субботу 2013 года в Задонском монастыре. А когда рукоположили во священника, то направили уже в храм преподобного Сергия Радонежского, где настоятельствует протоиерей Сергий Косых.


Теперь отец Вячеслав помогает страждущим от винопития не только как нарколог, но, прежде всего, как духовный наставник, потому что человек состоит из души и тела. А значит, и то и другое нужно лечить.


– По статистике, сегодня потребление алкоголя среди подростков уменьшилось и сократилось число наркоманов, – размышляет отец Вячеслав. – Но в целом по России у нас так и остаётся восемнадцать литров алкоголя в год на душу населения. А деградация проявляется, когда восемь литров!


По мнению батюшки, алкогольная беда началась в России с развитием больших городов и индустриализации. У рабочих появилось свободное время, которое они тратили в кабаках. Алкогольная мафия быстро развила сеть питейных заведений. Россия начала медленно, но верно спиваться. Кстати, одной из причин нашего поражения в Японской войне тоже была пьянка – не смогли мобилизовать защитников Отечества. В те годы на душу населения приходилось 3,5 литра спирта. И царь ввёл сухой закон в стране.


Многие сегодня размышляют, почему случилась революция? Ведь по всем экономическим показателям Россия накануне Первой мировой войны вырвалась вперёд Европы. Но надо учитывать, что русские живут не только материальными категориями, но, прежде всего, духовными. Как раз к началу XX века началась духовная деградация нашего народа. Высшие слои общества ушли в астрал и эзотерику. В деревнях же были широко распространены приметы, гадания, ворожба. Истинная вера скрылась. Поэтому после октябрьского переворота дружно стали грабить храмы, рубить иконы, делать из них предметы утвари. Люди потеряли страх Божий! Решили, что сами себе хозяева. И потекли реки крови, ибо Господь поругаем не бывает, а всякое беззаконие и безобразие не останутся без отмщения. Алкоголизм – это и есть духовно-нравственная деградация.


– Почему начинают пить? – наставляет иерей Вячеслав. – Современный человек в основном живёт для тела, но ведь есть ещё душа. Она требует поста, молитвы, причастия, соборования, чтения Евангелия и добрых дел Христа ради. Этому как раз современные люди не уделяют должного внимания, и душа начинает болеть. Как эту боль облегчить? Выпить стакан спиртного, чтобы не думать о проблемах. У одних пьянка сочетается с блудом, у других с наркотиками, а у кого-то в чести экстремальные виды спорта. В результате выделяемые гормоны щекочут опиоидные рецепторы, и человек испытывает удовольствие. Но причина замкнутого круга всегда одна – пустота души. Люди стали пустыми! Душа-то алкоголем не питается. Если не начнёшь воцерковляться, то так и останешься в зависимости. Бывает, что одни люди это понимают и совершенно меняют свою жизнь, становятся христианами, а у других не получается. Почему? Это Таинство. Гос­подь зрит души наши – договориться с Ним «по понятиям» невозможно. К сожалению, многие семьи в основном живут материальными заботами. И так из поколения в поколение. А потом удивляются: откуда в обеспеченной семье сын-наркоман или дочь-алкоголичка? Не понимают, что через детей часто к нам стучит Сам Господь!



За всё в ответе


Современные наркологи сходятся во мнении, что основная причина пьянства – навязанная реклама и социальное неограничение. Между прочим, руководители некоторых СМИ, транслировавших недавнюю Олимпиаду, «продавили» рекламу алкоголя в своих изданиях. Они снова позаботились о материальном, не понимая, что совершают духовное преступление, подталкивая людей к спонтанной пьянке, и в будущем это может отразиться на их же потомстве.


– Есть у меня знакомый, который раньше считался весьма богатым человеком, – рассказывает отец Вячеслав.– У него были крупные строительные компании. Он строил храм в Московской области, но делал это по-деловому, без молитвы. И даже не понимал сути православия. Зато прыгал с парашютом, ходил в горы. И вот пришло время, когда любимая дочь тяжко заболела. Он прошёл всё, пытаясь спасти ребёнка, и только один профессор честно ему сказал: «Тебе нужен старец!» Его настроили ехать в Оптину Пустынь, но знакомый испугался: какая-то пустыня Сахара и где это находится? В итоге он всё же попал к отцу Илие. И хорошо, что послушал старца. Теперь этот предприниматель – священник, а дочка выросла и вышла благополучно замуж.


Или возьмём страшное преступление – самоубийство. На этот ужасный грех люди чаще всего идут из-за социальных проблем, нередко кончая жизнь в пьяном виде. А основная причина – всё та же пустота души. Господь ведь каждому даёт право выбора. Что же мы выбираем? Жизнь или вечную гибель? Мы сами должны захотеть спастись, без нашей воли ничего не произойдёт! Если в семье уповают на Бога, там будет достаток. Но у нас не хватает упования. Нет подлинной любви к Богу и ближним. Мы всё-таки хотим жить по справедливости, а не по-Божьи. Бывает, только пришёл человек в храм, ещё сам ничего толком в духовной жизни не понимает, а уже начинает «учить» пьющего брата своего. А брат упирается, и начинаются обиды, непонимания. Но ведь Бог знает наши сроки, любит и ведёт нас своим промыслом. Так что терпением надо спасать души.


Нередко болящие спрашивают: что делать? Ответ однозначен: «Молиться!» – «А ещё что?» Как будто молитва – это что-то малозначительное. А ведь по-настоящему молиться – кровь проливать! Это очень тяжёлый труд, но очень действенный. К примеру, едем мы в паломническую поездку в Задонск, читаем акафисты Матери Божией, святым угодникам. А после все говорят, как же на душе хорошо! В чём же секрет? В молитве. Душа по природе своей христианка, она и питается молитвой. Молитва и исцеляет, и даёт любовь, и помогает жить, радоваться при любых обстоятельствах. Надо об этом помнить.



Вера без дел мертва


– Мы составили список тех, кто регулярно посещает богослужение и наши занятия, – рассказывает Елена Никуличева, медицинский психолог Липецкого областного наркологического диспансера и помощник иерея Вячеслава. – Раздали всем имена для соборной молитвы друг за друга. Сейчас в этом списке 176 человек. Каждый раз поминаем друг друга о здравии. Уже в третий раз планируем крестный объезд вокруг города Липецка – восемьдесят километров. В трёх автобусах читаем семь акафистов иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», преподобному Сергию Радонежскому, пророку Иоанну Крестителю и другим. Раньше, кстати, такие крестные ходы пешком совершались.


По словам Елены Никуличевой, деньги от грантов идут, как правило, на социальную рекламу в лифтах, на транспорте. Активисты общества также проводят экскурсии, готовят учителей по проекту «Общее дело», который возглавляет епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), раздают специальные диски – то есть всячески пропагандируют трезвый образ жизни. Лично Елена Анатольевна проводит занятия в группе здоровья, по профилактике срывов.


На молебен о трезвости, как правило, приходят около ста человек. Когда бывают крестные объезды, набирается до 150 человек. Пятая часть – это сами страждущие. Всё начинается с молитвы и заканчивается ею.


– Когда я подводила итоги работы проекта «Православная инициатива», – рассказывает Елена Никуличева, – то обратила внимание на статистику преступности и смертности жителей в разных районах Липецка. Удивило то, что за последний год в нашем Советском районе повысилась рождаемость и понизилось количество преступлений и смертности. Мне кажется, молитва помогает, вот и идут изменения к лучшему. Люди снимаются с наркологического учёта по алкоголизму. Бывает, родители молятся за погибающего сына или дочь, и болящий неожиданно соглашается лечиться, исправляться.


Все подопечные общества «Трезвение» признаются: за небольшой срок они изменились к лучшему. Одиночество ушло, люди делятся друг с другом проблемами, поддерживают в разных обстоятельствах. Это дорогого стоит. Ведь депрессивное состояние даёт и плохое самочувствие. И здесь главное не заниматься самобичеванием, а идти к людям, идти в храм, к Богу. Если не просишь о помощи, то она и не придёт. У многих именно с церкви началось выздоровление.


К слову, по четвергам каждую неделю те, кто сам ещё нуждается в помощи, ходят помогать одиноким бабушкам в дом престарелых. Активисты рассказывают о православных праздниках, о святых, приносят старушкам духовную литературу, поют им песни. А те заказывают требы на службу, с благодарностью принимают просфоры, святую воду.


…Когда шёл малый крестный ход в мик­рорайоне «Университетский», на автобусной остановке двое выпивали. Но увидели своих собратьев с хоругвями, бросили бутылки и перекрестились. Это малое чудо теперь часто вспоминают подопечные «Трезвения». Свет, как говорится, воссиял…


Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»


В Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря хранится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша».


Поток людей, желающих приложиться к святыни, не иссякает. Едут в монастырь и сами больные, и их родственники. Послушаешь, о чём говорят люди, и волосы на голове дыбом встают. В пьяном угаре алкоголики, а наркоманы – под кайфом или в поисках его совершают такие дикие поступки, преступления, что оторопь берёт.


По последним данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 000 000 человек, или 3,4 процента от всего населения. На учёте стоит всего 1,7 процента больных алкоголизмом. Алкоголизм стал причиной смерти одной трети всех мужчин и 15 процентов женщин. Если перевести в цифры, то от алкоголя умирает приблизительно 500 000 человек в год. Шокирующие данные!


Чтобы справиться с болезнью, люди обращаются к Божией Матери, которая через свою икону «Неупиваемая Чаша» помогает страждущим.


История иконы началась в конце XIX века. Ещё в 1878 году один горький пьяница из Тульской губернии увидел видение: некий старец посоветовал ему пойти в Серпухов-град и там, в монастыре Владычицы Богородицы, попросить милости и небесной помощи перед иконой «Неупиваемая Чаша».


Но к тому времени от беспробудного пьянства у селянина отнялись обе ноги. И без помощи, да и без денег он побоялся пуститься в далёкий путь. Но видения не прекращались, и старец уже строго указывал крестьянину то, что тому надлежит сделать.


И тогда человек решился – ползком, на четвереньках преодолел он весь путь до Серпуховского, такого далёкого для него монастыря.


Но никто во всём храме так и не смог показать ему икону с неизвестным тогда названием. Лишь один из служащих вспомнил, что где-то рядом с ризницей есть великолепная икона с изображением Чаши.


После совершения молебна у иконы «Неупиваемая Чаша» бывший пьяница полностью исцелился: его здоровье восстановилось, а влечение к алкоголю исчезло, как и не было его.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 июля 2018 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +18 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В гости к воеводе

Сергей Литаврин, фото автора
// Общество

Яркий праздник на «Солнечной поляне»

Сергей Литаврин, фото автора
// Общество

Пришла реформа – станет чище?

Сергей Банных
// Общество
Даты
Популярные темы 

Дело чести и мастерства (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Семь граммов свинца

Евгения Ионова // Общество

Мусор под контролем

Евгения Ионова // Власть

Глаз за глаз (ИНФОГРАФИКА)

Ольга Головина // Здоровье



  Вверх