Пн, 21 Января, 2019
Липецк: -9° $ 66.33 75.58
array(31) { ["ID"]=> string(2) "24" ["~ID"]=> string(2) "24" ["CODE"]=> string(2) "14" ["~CODE"]=> string(2) "14" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["SORT"]=> string(3) "100" ["~SORT"]=> string(3) "100" ["NAME"]=> string(16) "Культура" ["~NAME"]=> string(16) "Культура" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(10) "/theme/14/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(10) "/theme/14/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_CODE"]=> string(7) "lg_news" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(7) "lg_news" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(12) "content-news" ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(12) "content-news" ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(0) { } }

В предчувствии надежды…

Александр Бойников | 10.02.2018
 

Заключительный в 2017-м выпуск журнала «Петровский мост» оказался словно прошитым особой эмоциональной нитью, связавшей воедино праздничное настроение и острое ощущение той поры рубежности, когда из минувших двенадцати месяцев хочется взять с собой все хорошее и встретить новый год с искренними надеждами на лучшее...

Конь на колокольне

Ядро нынешнего раздела прозы составляют избранные главы из историко-приключенческого романа «Иевранимъ», с которым дебютировал здесь в качестве писателя воронежский журналист Игорь Семенов. Эта, по его собственному шутливому замечанию, «бестолковая и безыс­кусная книжонка» привлечет внимание колоритностью изображения неоднозначной эпохи русской истории, легким слогом с постмодернистскими вкраплениями, полноценным «эффектом присутствия», авантюрными поворотами сюжета. Продолжение, конечно, последует, но уже в следующем номере.

Рассказ Татьяны Щегловой «Цветочные поляны» содержательной насыщенностью больше похож на повесть, выдержанную в классической традиции. Она воплотила две стороны жизни одной семьи: «милый мир счастливого бытия» с поколенческими ритуалами и укладом, затем его экзистенциальное крушение. И только энергия веры пробуждает в главной героине силы продолжать жить, не забывая о пронзительно печальном личном горе.

Рассказы Александра Титова, объединенные аллегорическим заглавием «Подрезанные крылья», совершенно разнятся по стилистике. Первый — «Старший сын» — заостряет проблему, всегда мучающую человека глубокой нравственной болью: как не упустить «последний срок» (В. Распутин) и повидать мать, которая прошла предначертанный ей земной путь в заботе о своих детях — святой, бескорыстной, каждодневной. «Вражда» (второй рассказ) сочетает в себе элементы условно-метафорической прозы и повседневные реалии. Но оба их скрепляет общая мысль: лучше позднее прозрение, чем окончательное очерствение сердца.

И снова победит любовь…

«Привычно праздник входит в нас…» — так назвал свою поэтическую подборку Андрей Новиков. Его стихотворения, нежно-возвышенные, выделяющиеся выпуклой индивидуальной образностью, размеренные и живописные, заряжают читателя новогодним рождественским настроением:

Снега метут в замшелый ельник,

На лики пал небесный свет,

Идет рождественский Сочельник,

В златые веси разодет.

О зиме проникновенно пишет и Наталия Демчева. Ее строкам свойственны повышенная откровенность, яркое узорочье метафор и сравнений, что подтверждает, в частности, стихотворение «Рождество» — достойный образец православно-философской лирики: «Из небесных садов тихо падали росы // На потухший погост, на вечерний портал. // Заземлялись дома, содрогались колоссы. // Невместимый Христос в колыбели лежал».

Стремится постичь «вечную суть» жизни Алла Самохина. Мотивы самопознания, поиска и обретения оттеняются привлекательностью слияния лирической героини со среднерусской природой: «Деревенька свежа на рассвете. // Свет божественный сходит с небес, // На травинках — роса звездной сетью, // Просыпается девственный лес». А вот Сергею Травкину при всей неподдельной страстности самовыражения следует поработать над художественным совершенством некоторых произведений, уходить от штампов и дидактизма. Даже «простые истины» не должны быть упрощенными в поэзии.

Газетными тропами XX столетия

Третья часть журнала, традиционно состоящая из материалов разных жанров и рубрик, тоже будет прочитана с большим интересом. Сразу выделю близкие мне по тематике воспоминания Юрия Бакланова «И судьбы как истории планет» (начало в № 3 за 2016 г. и в № 2 за 2017 г.) и Алексея Колядова «От вашего собственного корреспондента. К 100-летию «Липецкой газеты», в которых развернуты примечательные и поучительные страницы советской районной и областной печати. Несмотря на идеологию, настоящих журналистов СССР «интересовала реальная жизнь, а не догмы, не декламация с трибун»; главным для них был «показ человека — его труда, быта, проблем и надежд». Словом, всего того, чего очень не хватает нынешней журналистике с ее пристрастиями к дутым сенсациям, безответственным политическим прогнозам, криминальным и прочим «разоблачениям». Отрадно, если публикация таких журналистских мемуаров продолжится.

Редакция журнала не забыла и о 100-летии Октябрьской революции. О ее истоках и причинах размышляет в интервью доктор исторических наук, профессор Липецкого государственного педагогического университета Леонид Земцов. О советской живописи, запечатлевшей события 1917-го и картины строительства социализма, говорится в материале «По зову сердца и партбилета», проиллюстрированного цветными вкладками-репродукциями, хотя его автор Андрей Дымов мог бы раскрыть эту тему значительно подробнее, скажем, в жанре искусствоведческого очерка, а не в формате довольно лаконичной газетной корреспон- денции.

Завершает номер рассказ «Сельское солнце» Виктории Арутюнян, липецкой студентки и тоже дебютантки «Петровского моста», чей литературный старт только начался. В центре ее повествования — дед Ермолай, деревенский романтик, писатель из народа, одаренный поэтическим восприятием всего того, что его окружает. Безыскусное, но красивое в прихотливой простоте, как изделия народных промыслов, его творчество в конце концов находит признание. Тот, кому подобная концовка покажется идеалистичной, искусственно притянутым «хэппи-эндом», думаю, все-таки ошибается. Русский человек всегда стремился к счастью, но не к фальшивому, а настоящему. Жить по совести, не зацикливаться на вещах и материальных благах, помня, что «хорошие люди рядом — главное богатство». Найти свое единственное место в мире и думать о вечном, видя звезды в бездонном небе…

Иллюстрация Виктора Нелюбова к роману 
В.И. Семенова «Иевранимъ».

Иллюстрация Виктора Нелюбова к роману В.И. Семенова «Иевранимъ».

Иллюстрация Виктора Нелюбова к роману 
В.И. Семенова «Иевранимъ».