lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 января 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Ручная работа (ФОТО)

15.01.2018 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование

Журнал начинает новую рубрику, которую мы назвали «Точка опоры». За десять лет существования нашего издания мы много и подробно рассказывали о «липецкой школе» как образовательном явлении, возникшем в нашей стране в середине прошлого века. Сегодня изменилось многое, в том числе и Школа. Но остались наши надежды, связанные с ней. В школе мы по-прежнему ищем точку опоры как для себя, так и для своих детей. От этой точки, как от трамплина, можно без страха оттолкнуться во взрослую жизнь. На неё, как на родительскую руку, можно опереться и перевернуть землю. На страницах «Итогов недели» мы обязательно расскажем о замечательных, содержательных и сильных школах.


Наш первый материал о специальной школе-интернате города Грязи.


Премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2017 год присуждена педагогу и директору специальной школы-интерната города Грязи – Светлане Пастуховой и Дмитрию Батищеву


ФОТО


В конкурсном отборе рассматривали 121 работу. Лауреатами премии стали четыре творческих коллектива – двенадцать соискателей, отмеченных столь высокой правительственной наградой за учебные издания по истории и практике воспитания, теории и управлению подводными судами, аналитической химии, за методическую разработку для системы дополнительного образования детей с ограничениями по здоровью. Грязинские педагоги представили свой опыт, как посредством лепки из глины, работы с керамикой можно не просто раскрасить жизнь детей с особенностями развития, наполнить её новыми смыслами, но и выровнять неровности их судьбы, переформатировать будущее.



Образовательный маршрут


Специальная школа-интернат города Грязи за последние несколько лет из рядового коррекционного учебного заведения превратилась в настоящий образовательный центр как для детей здесь учащихся и живущих, так и для педагогов из разных регионов нашей страны. На базе школы проводятся межрегиональные и всероссийские мастер-классы, форумы и фестивали, сюда приезжают перенимать опыт и увозят с собой не только уникальные методики, но и надежду.


Вот и липецкие родители детишек с расстройством аутистического спектра надеются, что в областном центре в следующем учебном году появится филиал студии керамики и гончарного искусства грязинской школы-интерната.


Сейчас в школе – ремонт. Директор Дмитрий Батищев – продолжатель известной учительской (директорской) фамилии (Игорь Иванович Батищев – директор знаменитой на всю Россию специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей) – затеял глобальную реконструкцию. Причём не только стен и внутренних помещений. Дмитрий Игоревич решил полностью изменить представления своих воспитанников о быте – потихонечку превращает комнаты общежития в отдельные квартиры с кухнями, спальнями и помещениями для гигиены. Говорит, что это тоже способствует социализации интернатовских детей.



– Дмитрий Игоревич, мы поздравляем вас и весь педагогический коллектив со столь высоким признанием. Но ведь нынешняя победа – это вершина айсберга. Что сокрыто под толщей учительских и директорских будней, какими тропами вы пришли к сегодняшним результатам?


– Директором малокомплектного детского дома я стал в День защиты детей – первого июня 2012 года. Тогда здесь жили сорок воспитанников, учились они в двух грязинских общеобразовательных школах. Ситуация сложилась не совсем благоприятная: родительское сообщество наших ребятишек не очень-то воспринимало, а сами воспитанники не горели особым ученическим рвением. Тогда я поставил перед собой фундаментальную задачу: вернуть в стены интерната образовательную компоненту. Сделать это удалось в 2013 году. Именно этот момент я считаю началом новой жизни школы-интерната.


Сейчас у нас живут и учатся более ста пятидесяти детей, из них всего двадцать пять – сироты, остальные – родительские и опекунские особенные ребятишки, нуждающиеся в коррекционном образовательном маршруте. Очередь из желающих пополнить интернатовские ряды не уменьшается. Наши воспитанники – это ребята с задержкой психического развития и умственной отсталостью лёгкой формы, у многих, к сожалению, диагностируются ещё и сопутствующие, сочетанные заболевания – ДЦП, нарушения зрения, речи, расстройства аутистического спектра.


Когда наладился учебный процесс, мы стали акцентировать внимание на досуге – на сегодняшний день в школе работают свыше двадцати секций и кружков. Мы всячески стараемся «забрать» всё свободное время у детей. Помимо спортивной и культурной составляющей, у нас развито и духовно-нравственное направление – воспитанники по выходным посещают службы в храмах, некоторые даже поют в церковном хоре.


Три года назад мы взяли в руки глину. С нуля, благодаря поддержке благотворителей и главы администрации Грязинского района Владимира Тимофеевича Рощупкина, сделали многофункциональную интерактивную студию для кружка «Лепота». Чтобы войти в новые для России воды арт-терапии (лечение искусством), мы решили не искать уже сформированные центры, а пригласить их к себе. Вот уже два года летом проводим Всероссийский форум «Арт-путь» – прекрасная дискуссионная площадка как для российских специалистов, так и для международных экспертов из Израиля, Турции, Америки. Собираем около двухсот участников.


Таким образом, мы и квалификацию своих педагогов повышаем, и родителям показываем способы решения их проблем, и социальным работникам помогаем ориентироваться в информации. Глину же мы стали использовать не только в формате дополнительного образования, но и на уроках математики, истории, географии. За гончарным кругом развивается пространственное мышление, усиливается концентрация внимания, снижается гиперактивность. Теперь мы не только устраиваем показ работ своих учеников, но и участвуем в совместных выставках с грязинскими школьниками, с нами сотрудничают студенты Липецкого педагогического университета. Посещают «глиняные» уроки и родители, что очень важно для детей с расстройством аутистического спектра.


Безусловно, премия Правительства России – это огромное признание. Но благодаря грязинской уникальной методике одержаны и другие не менее значимые победы. В 2015 году наша Марина Бабкина выиграла сразу несколько всероссийских конкурсов по художественной керамике, что позволило ей стать лауреатом президентской премии, направленной на поддержку талантливой, одарённой молодёжи. Сейчас Марина учится в курском колледже искусств. Для неё керамика если не смысл жизни, то путеводная звезда – это точно. Из трудного подростка с задержкой психического развития Марина превратилась в востребованного талантливого мастера, за которым в очередь стоят работодатели. Ещё одна наша звёздочка – Юра Пронин. С глиной он занимается полтора года и настолько успешно, что даже поборол собственный диагноз. Весной прошлого года мальчик с умственной отсталостью выиграл Всероссийский молодёжный конкурс керамистов и поехал в «Артек».



– Отцовский опыт пригодился вам в работе?


– Безусловно. Отец у меня человек дальновидный. Я же два года проучился в стенах папиного интерната, там и многих друзей приобрёл. Так что знаю интернатовскую кухню изнутри. По­этому, когда поступило предложение возглавить школу в Грязях, не испугался. Работой это назвать нельзя – только образ жизни. Многие дети меня зовут папой, что накладывает на меня определённые обязательства. Сейчас даже и не представляю себе иной жизни. Здесь есть результат.



– Почему на вывеске у входа в школу-интернат нет слова «коррекционная»?


– Я сделал это намеренно. Психологически для нашего общества понятие «коррекционная школа» носит негативный характер. Да и потенциальные работодатели не спешат трудоустраивать выпускников коррекционных интернатов. А вот «специальная» школа опасений не вызывает. Наоборот, в некоторые специальные учебные заведения, как в спецшколу для девочек при Министерстве обороны, попасть мечтают многие, а учатся там единицы. Дети у нас находятся на полном государственном обеспечении. Сироты живут здесь круглый год, родители же могут забирать ребёнка каждый вечер или оставлять на неделю и увозить домой только на выходные. Учатся здесь ребятишки со всей области. Причём даже наши ученики, находящиеся на надомном обучении, вовлечены в процесс, особенно это касается внеурочной деятельности. Школа полностью компьютеризирована.


Это наша земля


Родоначальница глиняной эры в школе-интернате – Светлана Юрьевна Пастухова, педагог в третьем поколении. Считает, что искусство является той исцеляющей силой, что помогает как окружающим людям, так и самому творцу. Сейчас глина – дело семейное, гончарным искусством, художественной керамикой увлечены и супруг Светланы Юрьевны, и дети – Илья и Глеб.


С художественной керамикой, традиционной культурой Светлана Пастухова познакомилась на худграфе ЛГПУ и… влюбилась. После окончания университета на некоторое время вернулась в Грязи, поработала в интернате, который тогда назывался детским домом, а потом снова пришла в alma mater на кафедру декоративно-прикладного искусства. Но в 2013 году круг замкнулся – Светлана Юрьевна создала в интернате мастерскую художественной керамики. Говорит, почувствовала, что здесь дадут реализоваться полностью.



– Надежды оправдались?


– Да. Наш директор работает на результат и не боится продвигать то, в чём уверен. Без его поддержки мало что могло получиться. С транспортом у нас проблем нет, с финансированием тоже. Не каждый родитель будет вкладываться в детей так, как Дмитрий Игоревич.



– Ваши ученики – особые. Как влия­ет на них глина? Несёт ли она какую-то особенную информацию?


– Мне очень важно понять, как человек воспринимает мир. Через искусство он видит всё как художник, который может преобразовать реальность. В этом случае мир становится материалом для собственного творчества, самореализации, а ты сам превращаешься в творца. Работа с глиной – волшебство. Ведь этот материал – наша земля. Вот мы на занятиях и заземляемся. Тем более что глина, с которой мы работаем, не покупная – мы её сами добываем в Лукошкинском карьере.


Представьте, каждый день ребята берут в руки свою землю, постигают, изучают её, придают ей традиционные для наших краёв формы – очень гармоничные, в которых нет никакой вычурности, надуманности. Все вещи, что делали наши предки, – просты и функциональны, при этом красивы. Очень важно, что знания и умения, полученные мною из рук старых мастеров, я сейчас передаю своим ученикам, детям. Глина – это проводник между поколениями. А всё сделанное из неё – форма, гармонизирующая пространство, в чём сегодня все мы нуждаемся.


Чтобы изделие получилось, нужно не только вылепить его или сделать на гончарном круге, надо ещё обжечь в печи, подождать пока остынет, затем задекорировать, снова поставить в печь. То есть изготовление керамики – это создание целой жизни! При этом иногда что-то и не получается, вещь разваливается – и приходится всё начинать сначала.



– Мне кажется, что по работам, сделанным руками воспитанников, вы и ребят легче «прочитываете». Это же помогает и в создании психологического портрета, и в коррекции образовательной деятельности?


– Конечно. Один делает тарелку – это говорит о его открытости. Другой лепит кувшин – значит, личность закрытая, но умеющая хранить тайны… Каждый человек – это сосуд, вылепленный из особой глины, задача педагога – распознать, что внутри. Правильно говорят, что педагогика – это человеческое материаловедение.


– В педагогике важен и результат. Чего ожидаете вы?


– Если мы говорим о художественной педагогике, то итоговой чертой может стать, например, диплом, полученный на выставке, или участие в ярмарке. Если мы имеем в виду арт-терапию, нам важно преобразование, происходящее в человеке в процессе его работы. То есть результатом является процесс. Могу привести пример: приходит на урок ребёнок взвинченным, но, погружаясь в творчество, успокаивается, находит точку опоры, и разрушительные тенденции в его поведении сменяются созидательными.


По субботам в мастерской занимаются и наши воспитанники, и дети, находящиеся на индивидуальном обучении. И здесь даже не столько ребятам нужна реабилитация, сколько их родителям, лишённым с появлением особенного ребёнка привычного круга общения. Одновременно с ними лепят и мои ученики из образовательной школы. Получается инклюзия. А потом вдруг возникают творческие союзы. Например, наши воспитанники и ученики пятой грязинской школы сделали из керамики карту Липецкой области, причём лепили каждый район отдельно, его герб, параллельно изучая географию и историю. А после выставки липецкого фотографа Сергея Белых у меня возникла идея сделать из керамики птиц и животных нашего края – это будет помощь на уроках краеведения.


Павел ОСТРЯКОВ (фото)


«Люблю своё»


Юрий Пронин, 14 лет, родом из Данкова, в специальной школе-интернате с 2013 года


- Путешествие в «Артек» было чудом. Туда ехал поездом, оттуда впервые в жизни летел на самолёте! В море тоже первый раз купался! Там я повстречал свою давнюю соперницу по конкурсам – девочку Софию. В лагере мы с ней очень подружились. И вообще в «Артеке» у меня появилось много новых друзей. Там я научился лепить в разных техниках, изучали аж двенадцать традиций. Но наша романовская игрушка ближе всех.


Я пришёл в мастерскую керамики просто из любопытства. И до сих пор здесь очень интересно. Например, на гончарном круге ещё не очень хорошо получается делать посуду – нужно больше трудиться. А вот лепить фигурки могу с закрытыми глазами. Я люблю дарить подарки, делать поделки на выставки, ярмарки. Вот нашему директору подарил символ нынешнего года – глиняных собачек. Но увлекаюсь я не только глиной, всё, что нужно делать руками, мне близко: вышивать, складывать оригами, столярничать, плотничать, вырезать по дереву. Мне так хорошо в интернате, что пока ещё не задумываюсь, кем стану, когда вырасту – не хочется отсюда уходить.


«В жизни ещё много неразгаданного»



Дима Гришаев, ученик 8 класса из Грязей


- Возиться с глиной, крутить круг, делать всякие поделки мне не особо нравится. Зато, когда руки в глине, – мозги очищаются. И тогда я могу думать о своих будущих изобретениях. Мечтаю собрать внешний аккумулятор для всей техники, а не только для гаджетов. С моим изобретением жизнь станет удобнее. Несколько лет назад дед научил меня пользоваться паяльником, познакомил с электротехникой. Мне это очень понравилось, этим хочу и в дальнейшем заниматься. Мне нравятся загадки. Я думаю, что в жизни ещё много неразгаданного и неоткрытого. Например, в лесу столько скрыто тайн. Мне иногда кажется, для того чтобы разгадать, нужны роботы, которые смогут найти общий язык с деревом. Нам ещё столько открытий предстоит, нужно только обязательно стремиться что-то делать. Я хочу помаленьку идти вперёд, не бояться ошибок, не трусить. Не знаю, получится ли у меня учиться, но что-то сделать я должен.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 26 мая 2018 г.

Погода в Липецке День: +10 C°  Ночь: +9 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Виктор Никифоров: «Предприниматели — оплот развития страны»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Экономика

Сборы — это маленькая жизнь

Елена Егорова
// Образование

Аз, буки ведая — глаголь добро и… пой

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Культура

Станет ли данностью «третье место»?

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

И по усам текло, и в рот попало

Милада Федюкина, milada.72@mail.ru // Общество

#дляздоровья48

// Общество

Нина Федина: «Наш вуз уверенно развивается»

Елена Таравкова // Образование

«Петровский мост» в половину экватора

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Культура



  Вверх