Вт, 19 Февраля, 2019
Липецк: -10° $ 66.25 74.91

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов | 16.12.2017

Не проходит и года без того, чтобы в информационном сообществе не разгорелись с новой силой дебаты о скорой смерти СМИ, выходящих на бумажном носителе. Первый виток подобных пророчеств начался в России еще в конце 90-х годов, когда речь зашла о потенциале Интернета. Однако уже 20 лет печатные СМИ, где-то теряя в тиражах, где-то меняясь порой до неузнаваемости, продолжают жить и пользоваться читательским спросом. И не только в России. Даже в странах, где hi-tech и «цифра» стали человеку ближе иных родственников (США, Япония, Южная Корея), люди продолжают читать газеты и журналы.

«Пациент» по-прежнему жив

Серьезный разговор о будущем печатных СМИ и чтения как такового в Липецкой области и России в целом состоялся в областной научной биб­лиотеке. Мнениями обменялись заместитель главы администрации региона Александр Никонов, начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская, начальник областного управления по делам печати, телерадиовещания и связи Наталья Демьянова, главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова, директор ЗАО «Роспечать» Валентина Полуказакова и другие заинтересованные специалисты.

— Многие говорят о скорой смерти печатных СМИ, но скажу сразу, в Липецкой области с таким прогнозом категорически не согласны, — сказал Александр Никонов. — Мы убеждены — они еще долго будут оставаться одним из главных источников информации, пользующихся у людей заслуженным уважением и спросом. Это убеждение подкрепляется эффективной системой, созданной в регионе для распространения печатной продукции с помощью «Роспечати» и других неравнодушных к судьбе газет и журналов сторон.

Огромную роль в развитии рынка печатных СМИ в области играет, считает Наталья Демьянова, тот факт, что глава администрации региона Олег Королёв — увлеченный читатель газет и журналов. Каждое утро губернатор начинает с чтения свежей периодики. Хороший пример для земляков, кстати, в какой-то мере тоже сказывающийся на росте тиражей. В сравнении с первым полугодием нынешнего года он составил 0,8 процента. Астрономическим его назвать трудно, но ведь в других регионах тиражи и вовсе падают.

Светлана Дзюбинская также отметила наличие у липчан эффективной системы распространения печатной продукции. Важно, что здесь воздержались от бездумного сокращения киосков «Роспечати». Однако решить все проблемы одной лишь системой доставки печатного продукта к потребителю, по мнению представителя Федерального агентства, едва ли удастся.

— Главный залог выживания и развития газет и журналов в условиях современного медиарынка — качество контента, — сказала Светлана Дзюбинская. — Чтобы его обеспечить, необходимо заботиться о подготовке кадров, уверенно ориентирующихся в современном информационном пространстве и владеющих новыми технологиями.

Втягиваться в априори проигрышную гонку с Интернетом за оперативность новостей, по мнению Светланы Дзюбинской, печатным изданиям не нужно. Важна своя неповторимая и индивидуальная ниша.

— Газеты и журналы, как ни высокопарно это прозвучит, должны нести людям культуру, — убеждена она. — В том числе культуру речи. Интернет, несмотря на оперативность, зачастую не обеспечивает потребности людей в красивом слове и изящно выраженной мысли.

Раскрыть окно возможностей

Видеть в Интернете не врага, а помощника призвала редакторов печатных изданий Любовь Петрова. Всемирная паутина, по ее словам, распахивает перед периодикой широчайшее окно возможностей по продвижению контента. Необходима работа с социальными сетями, из которых и черпает современная молодежь большинство информации о мире и обществе. Более того, профессиональный контент, до сих пор являющийся достоянием многих газет и журналов, может стать для пользователей Интернета глотком свежего воздуха. Слишком часто в Сети их атакуют так называемые «fake news». Страдают от фейков все — от рядовых юзеров, у которых от информационной вакханалии развиваются неврозы, до президента США Дональда Трампа.

Участники дискуссии согласились с тем, что традиционные СМИ в современном мире не просто источник информации, но и важный социальный стабилизатор. Ведь одну и ту же новость, как известно, можно преподать читателю под разными «соусами». Можно вселить надежду, а можно вызвать отчаяние и спровоцировать на необдуманные действия…

Впрочем, читают в Липецкой области не только газеты, но и книги. Спрос на чтение не ослабевает даже из-за странной (и это мягко сказано) ценовой политики книжных магазинов, продающих порой издания по таким ценам, будто те сделаны из драгметаллов. К примеру, роман современного писателя, если повезет, можно купить со скидкой в 10 процентов рублей этак за... 900.

Впрочем, аппетиты книготорговцев компенсируются развитой в Липецке библиотечной системой, предоставляющей книгочеям доступ к лучшим образцам мировой литературы и публицистики. Большую работу, как отметили участники «круглого стола», проводит и управление по делам печати, телерадиовещания и связи. При поддержке ведомства в областном центре проходит акция «Читающий город». В этом году ее изюминкой стала серия «встреч талантов и поклонников» (писателей и читателей), проходящая все там же — в областной библиотеке. Встречаются, кстати, с липчанами не только местные литераторы.

Объединяя усилия

В ходе разговора речь зашла о совершенствовании каналов распространения печатной продукции. В Липецкой области таковым является «Роспечать». Достойную компанию могла бы ей составить и «Почта России». Но, увы, как и в других регионах страны, деятельность «Почты» в этом сегменте далека от идеала.

По словам председателя регионального отделения Союза журналистов России и директора ИД «Липецкая газета» Петра Игнатова, доставка периодики в отдаленные села и деревни — дело хлопотное. Тем более газеты выходят с интенсивной периодичностью: областная «Липецкая газета» — пять раз в неделю, районные издания — трижды за семь дней. Работать за копейки в таких условиях могут либо энтузиасты, либо вконец отчаявшиеся люди.

Однако в Липецкой области не теряют надежду, что голос региона о повышении зарплат «людям с толстыми сумками на ремне» наконец-то будет услышан и это снимет целый ряд серьезных проблем как с подпиской, так и с хромающей доставкой. Главное, чтобы и журналисты, и читатели, которым адресованы их материалы, каждый день ощущали, что они действительно нужны друг другу.

Тем временем

По окончании «круглого стола» впервые побывавшие в нашей области Светлана Дзюбинская и Любовь Петрова ознакомились с работой сети киосков «Роспечати» и были приятно удивлены: в Липецке умеют слаженно работать, здесь действительно есть чему поучиться.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Огромную роль в развитии рынка печатных СМИ в области играет, считает Наталья Демьянова, тот факт, что глава администрации региона Олег Королёв — увлеченный читатель газет и журналов.

Огромную роль в развитии рынка печатных СМИ в области играет, считает Наталья Демьянова, тот факт, что глава администрации региона Олег Королёв — увлеченный читатель газет и журналов.

Впервые побывавшие в нашей области Светлана Дзюбинская и Любовь Петрова ознакомились с работой сети киосков «Роспечати» и были приятно удивлены

Впервые побывавшие в нашей области Светлана Дзюбинская и Любовь Петрова ознакомились с работой сети киосков «Роспечати» и были приятно удивлены

Фото Николая Черкасова Огромную роль в развитии рынка печатных СМИ в области играет, считает Наталья Демьянова, тот факт, что глава администрации региона Олег Королёв — увлеченный читатель газет и журналов. Впервые побывавшие в нашей области Светлана Дзюбинская и Любовь Петрова ознакомились с работой сети киосков «Роспечати» и были приятно удивлены
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных