lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 октября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Бегущая по волнам

23.10.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
В Липецке Олеся Ростовская выступала с Государственным оркестром русских народных инструментов под руководством Алексея Моргунова

В самом разгаре юбилейный фестиваль «В гостях у Липецкой филармонии». Перед публикой уже выступили известные солисты ведущих оперных театров России, с нашим духовым оркестром сыграли заслуженный артист России, начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ дирижёр Сергей Дурыгин и полюбившийся меломанам трубач Вадим Эйленкриг.


Олеся Ростовская – из элиты терменвоксистов. Исполнителей во всём мире не так уж и много, а такого класса – единицы. При этом Олеся – не только популяризатор терменвокса, она ещё и композитор, органист, звонарь, карильонист (карильон – это многотонный механический музыкальный инструмент, распространённый в Европе, устанавливается, как правило, на колокольнях или муниципальных зданиях, содержит не менее 23 бронзовых колоколов). В Липецке Олеся исполняла произведения классических и современных авторов. Среди них были и её «Волхвы».



– Олеся, когда вы заиграли своих «Волхвов», всё моё нутро затрепетало. У меня перед глазами возникла почему-то снежная пустыня и идущие по ней те самые библейские волхвы: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Они перешли через большой холм и увидели сначала звезду на небе (в это время звучит кульминация произведения), а затем (на пиано) – Богоматерь с Младенцем на руках…


– Как интересно. Только я-то имела в виду не общепринятый евангельский сюжет. Моя музыка – о языческих, славянских волхвах-колдунах…



– Как же это потрясающе! Ваш замысел, зашифрованный в нотах, наложился на моё православное видение сюжета, и в воображении всё слилось в удивительное представление.


– Я рада, что возникают такие визуальные образы! Мне как композитору и как исполнителю это очень дорого.



– Музыка с нами говорит не только посредством мелодии, но и смыслами, заложенными в неё авторами. А сегодня благодаря вам состоялся концерт настоящих русских народных инструментов. Ведь терменвокс – детище выдающегося российского, советского учёного, изобретателя Льва Сергеевича Термена – один из последних появившихся на музыкальном небосклоне инструментов.


– Терменвокс, действительно, очень даже русский. Через два года ему исполняется сто лет, что уже подтверждает – он не трюк, а самый настоящий музыкальный инструмент. В мире терменвоксов различной комплектации немало. А вот синтезатор АНС русского инженера Евгения Мурзина, звучание которого я также использую в своих произведениях, вообще один. Он хранится в Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки. В последний раз, когда его нужно было починить, мы с мужем звукорежиссёром Алексеем Погарским делали это за свой счёт. Терменвокс у меня не фабричный, а мастеровой богатый инструмент с большим диапазоном. И расстояние между нотами получается такое мизерное, что из зала порой и не видно, что я вообще шевелю пальцами. Я не люблю, когда терменвокс называют аппаратом. Это самый настоящий музыкальный инструмент, просто он ещё младенец в своём семействе, людям иногда кажется, что мы трюки на сцене показываем.



– Как терменвокс появился в вашей судьбе? Ведь игре на этом инструменте не учат в музыкальных школах?


– В Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории я занималась в классе рояля. Но консерваторию окончила уже как композитор. А в аспирантуре услышала, как подруга вела мастер-класс по игре на терменвоксе, заинтересовалась, встала за инструмент и поняла, что всю жизнь знала, как с ним сосуществовать. Так что никакой легенды я ещё не придумала, как меня терменвокс очаровал. Всё получилось просто, как и должно быть. Теперь я сама даю мастер-классы. А вот регулярные уроки не получаются. Разработано множество методик овладения скрипкой, фортепиано, флейтой. А вот на терменвоксе невозможно взять руку ученика и показать, музыкант сам должен прийти к этому инструменту и научиться вести с ним диалог. А вот карильон я преподаю в Питере. И когда начинаю заниматься со студентами, они не только открывают новые звуки, но и к своему ужасу находят на собственной спине ранее не знакомые им мышцы.



– Терменвокс – это инструмент взрослых?


– Не знаю. Но он жесток к тем, у кого нет ясной идеи в голове. Если неопытный ребёнок или пьяный взрослый на пианино играет «Собачий вальс», все вокруг умиляются и радостно аплодируют. А вот к терменвоксу неподготовленным не подойдёшь. Если терменвоксист, исполняя «В лесу родилась ёлочка», не прожил первую сексту, он её никогда не сыграет. Перечислять ноты на моём инструменте нельзя. Тут музыку нужно прочувствовать, прожить, проанализировать, пропустить через голову и душу. Поэтому если у ребёнка хватает дара, чутья, вкуса и опыта, пусть и небольшого, тогда он может встать за терменвокс смело. Причём у детей иногда душевного опыта бывает больше, чем у взрослых. Так что однозначного ответа – детский или взрослый инструмент терменвокс – я не дам. Все ведущие игроки в мире до терменвокса отлично владели другим инструментом, намотали исполнительский опыт, который даёт возможность представить музыку в голове и уже потом выразить на инструменте.



– Орган, колокола и, наконец, карильон – сложный, тяжёлый и, как мне кажется, вовсе не женский набор. Не много одной?


– Всё хорошо, я успеваю. И жалею, что не могу играть на струнных и духовых инструментах. За роялем, кстати, тоже нет разделения на женщин и мужчин, есть только музыкант. В России три карильона: в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, в Петергофе и в Белгороде. Существует такое мнение, что карильон – это музыкальное карате. Все думают, что карильонист сидит и крушит клавиатуру-рычаги. Но на самом деле карате – это не разрушение, это взаимодействие энергий. Вот и исполнитель на карильоне извлекает звуки из колоколов при помощи своей энергии и воли. Когда инструмент весом в сорок тонн, для этого прилагаются немалые усилия. А в Петропавловской крепости карильон лёгкий – всего-то двадцать пять тонн, он настолько отзывчивый, что ты только подумал, едва коснулся рычага, а он тебе уже отвечает.



– В Липецке вас слушали во второй раз. А какая она – ваша публика?


– Мой слушатель именно тот, кто пришёл второй раз. Не для того, чтобы увидеть шоу, а услышать музыку. В Липецке всё состоялось, были даже моменты абсолютного счастья, гармонии с музыкантами и со зрителями. Я даю по сто, а иногда и по триста концертов в год. Это ведь не потому, что я жадная. Люди хотят слышать инструменты, с которыми я к ним выхожу. Значит, мне есть о чём с ними говорить.



– Олеся, огромное спасибо. И очень ждём вас снова. Уверена, в Липецке вы нашли своих слушателей.


Николай ЧЕРКАСОВ (фото), Алексей ПОГАРСКИЙ (фото)


По многочисленным просьбам зрителей на липецкую сцену с оркестром русских народных инструментов выходил уникальный певец из Белоруссии, композитор, неутомимый популяризатор народной песни Максим Павлов и российский аккордеонист Никита Власов. Одним из эксклюзивных гостей фестиваля стала исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская.


Терменвокс – электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Звук на нём возникает от движения рук исполнителя в пространстве перед антеннами. Непосвящённым кажется, что он появляется ниоткуда. На самом деле, когда музыкант водит рукой возле антенны, он изменяет невидимое глазу электромагнитное поле. Терменвоксу почти сто лет, но, несмотря на возраст, он не столь популярен и известен, как другие русские инструменты. При этом все, кто хоть раз слышал его звучание, не забудут его уже никогда. Кажется, что именно так звучит Космос, иногда – Земля, иногда – природа или человеческая душа.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество



  Вверх