lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 октября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Архитектор. Философ. Интеллигент (ФОТО)

09.10.2017 "Петровский мост". Сергей Сошников
// Культура

Судьба свела меня с Александром Вагнером три десятилетия назад. В 1987 году я был приглашён в Липецк по результатам всесоюзного конкурса на должность главного художника города. Это было поистине золотое время для художественного и архитектурного формирования городских общественных пространств молодого областного центра. Благодаря стараниям тогдашних руководителей города Владимира Николаевича Маркова и Валерия Ивановича Бородина Липецк преображался прямо на глазах. Строились новые воздушные и железнодорожные ворота города. Реконструировались старые и создавались новые городские скверы, бульвары и площади. Работа у архитекторов, художников и скульпторов буквально кипела. Приезжающие из других городов коллеги с восхищением и нескрываемой завистью восклицали: «У вас произошла архитектурная революция!» 


Одной из первых порученных мне работ было завершение оформления постамента, задуманного архитектором Бирутой Павловной Канцане для возведения памятника первому Липецкому городскому Совету на улице Ленина в Липецке. Второе, менее официальное, название этого без преувеличения выдающегося произведения молодого и тогда ещё не обременённого многочисленными наградами и почётными званиями скульптора Александра Вагнера звучало как «Медные трубы». Никогда не забуду, как лично в буквальном смысле этого слова приложил руки (в качестве стропальщика) к многотонной бронзовой скульптуре в момент её водружения на постамент. Скульптуру, чтобы не останавливать автомобильное движение, медленно и торжественно везли поздно вечером в сопровождении милицейского эскорта с левого берега реки Воронеж, с территории Новолипецкого комбината, где её отливали знатные липецкие металлурги.


ФОТО



Мои старшие коллеги-архитекторы очень высоко оценили этот памятник. Так, посетивший наш город основатель Союза архитекторов России, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР Александр Григорьевич Рочегов, не найдя от восторга слов, просто расцеловал авторов. А много повидавший на своём веку известный македонский зодчий Милорад Станкович назвал «Трубачей» лучшим российским памятником. Этот монумент, напомню, был отмечен впоследствии Дипломом Академии художеств СССР.


У каждого творческого человека существует произведение, которое в наибольшей степени отражает природу дарования автора. Моё глубокое убеждение, что для Александра Вагнера таким произведением стали «Медные трубы».


Сегодня мало кто помнит официальное название памятника. Его часто называют «Трубачи», а молодёжь именует просто — «Битлз». Причём умудряются писать это название прямо на бронзовом барабане монумента. Скульптор обижался на такое непочтительное отношение к его любимой работе. Я успокаивал Александра Евгеньевича, говоря, что такой несогласованный с автором «перфоманс» свидетельствует лишь об истинной народной любви и популярности его замечательной скульптурной композиции. 


Наша совместная творческая работа быстро переросла в искреннюю многолетнюю дружбу. Мне посчастливилось принять участие в качестве соавтора архитектора Александра Вагнера в работе над целым рядом памятников для Липецка и райцентров Липецкой области. Каждая такая работа была для меня праздником. Александр Евгеньевич был наделён уникальным свойством соединения таланта скульптора и человеческой щедрости. В его рассуждениях о настоящем и будущем российской культуры искренние переживания сочетались с ироничностью и неожиданной афористичностью. Он умел расположить к себе и убедить в своей правоте любую аудиторию. Особенно запомнилась небольшая, но очень интересная работа над барельефом народного художника России Николая Александровича Сысоева на фасаде здания галереи, носящей его имя, в районном центре Лев Толстой. Вдова Николая Александровича, заслуженный художник России Нина Васильевна Скорубская, буквально по-матерински сопровождала нас с Александром Евгеньевичем на всём пути создания барельефа — от его замысла и реконструкции фасада галереи до воплощения в материале и торжественного открытия. И надо было видеть, с какой любовью и уважением к скульптору отнеслись жители этого исторического поселения, с восторгом принимая его работу. 


Творческий и жизненный путь Александра Вагнера, несмотря на многочисленные награды и звания, отнюдь не был усеян розами и был весьма драматичен. Многие его монументальные работы томились в стенах мастерской годами и десятилетиями, дожидаясь своего права быть возведёнными на улицах и городских площадях. Это относится и к монументу, посвящённому первостроителям города Липецка, и к памятнику знатному липецкому строителю Сергею Шуминскому, и к до сих пор не установленному памятнику замечательному живописцу — народному художнику России Виктору Семёновичу Сорокину. Не удалось осуществить наши с Александром Вагнером замыслы и о возведении памятника великому русскому поэту Александру Пушкину на родине его предков, в селе Коренёвщино, и памятника святителю Тихону Задонскому — на территории Богородицкого монастыря в городе Задонске. 


А чего стоит история с памятником Победы в Липецке! Дважды А.Е. Вагнер вместе с архитектором В.С. Дмитриевым выигрывали конкурс на лучший проект этого монумента — и дважды результаты конкурса были фактически аннулированы. И всё же авторы смогли воплотить в жизнь свою идею «Знамени Победы» на подступах к городу Ельцу, где памятник повлёк за собой создание целого монументального ансамбля, включающего мемориальный парк, часовню и памятную стелу. Монументальный комплекс, получивший название «Елецкий рубеж», был посвящён одной из первых удачных наступательных операций Красной армии в Великой Отечественной войне. Этот замечательный ансамбль оказался последней значительной работой, осуществлённой при жизни Александра Вагнера.


Александр Евгеньевич, обладая недюжинными всесторонними знаниями, философско-поэтическим складом ума и способностью глубокого внутреннего сопереживания, был поистине настоящим потомственным российским интеллигентом. Сегодня это понятие, к сожалению, нивелировалось и приобрело даже некий негативный оттенок. Да и внешне подтянутый, спортивный и всегда готовый дать отпор любым недоброжелателям Александр Вагнер никак не соответствовал сложившемуся стереотипу нерешительного интеллигентного человека в очках и шляпе. А интеллигентность его выражалась, прежде всего, в приоритете общественных интересов над личной творческой и материальной заинтересованностью. 


В связи с этим я не могу не привести такой пример, который наиболее ярко иллюстрирует его гражданскую позицию: Вагнер долгие годы работал над темой, связанной с Петром Первым как фактическим основателем Липецка, и, конечно, вынашивал надежду на реализацию своих творческих замыслов. Но случилось так, что работу над памятником Петру Великому поручили выдающемуся российскому скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову. Узнав об этом, Александр Евгеньевич, конечно, огорчился. Но после недолгих раздумий произнёс поразившую меня фразу: «Знаешь, я рад, что работу над памятником Петру I отдали Вячеславу Клыкову! Ведь столичному скульптору на создание памятника предоставят гораздо больше материальных возможностей, чем, скажем, мне, и наш город получит более значительное и достойное его монументальное произведение». 


В ту пору я, как главный архитектор Липецка, занимался поиском подобающего места для установки памятника императору. Будучи в московской мастерской Клыкова на Большой Ордынке, куда был приглашён Вячеславом Михайловичем в качестве соавтора-архитектора по этой работе, я поведал ему о такой неожиданной реакции Александра Вагнера. И надо отдать должное Клыкову — в очередной свой приезд в Липецк он предложил Вагнеру творческое сотрудничество в создании памятника Петру Великому. Так на постаменте памятника, номинировавшегося на Государственную премию России и ставшего поистине символом липецкого края, появились замечательные рельефы, выполненные А.Е. Вагнером.


Что нас особенно роднило с Александром Вагнером, так это многолетняя общественная работа в качестве председателей правлений областных творческих организаций Союза художников и Союза архитекторов России. Александр Евгеньевич почти тридцать лет посвятил заботе о коллегах, отстаивал их интересы и представлял сообщество липецких художников в правлении Союза художников России. Эта общественная деятельность не только отнимала у Александра Вагнера много времени, но и требовала значительных душевных усилий. Тем не менее он считал этот неблагодарный, поистине донкихотский труд важным делом своей жизни и, несмотря ни на что, продолжал помогать собратьям по искусству. 


Александр Евгеньевич Вагнер прожил яркую, плодотворную, пусть и не лишённую драматизма, но счастливую творческую жизнь. Он успел увидеть воплощёнными свои многочисленные замечательные работы, которые навсегда останутся ему вечным рукотворным памятником на этой земле. 


А нам, его друзьям, ещё долго будет казаться, что вот сейчас откроется дверь, войдёт Саша с гитарой и споёт нашу любимую песню «Два святых Георгия»… 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх