lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 августа 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

«Луч солнца» – символ Липецка

21.08.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// История
Полицейская будка у памятника Петру I 
в ЛипецкеПамятник-обелиск на Петровском спуске Барельефы памятника Петру I «Богиня Гигия» и «Кузница Гефеста»Посвятительная надпись на памятнике Петру I

Уже почти два века, если точнее – 178 лет, символом Липецка является памятник-пирамида Петру Первому, установленный на Петровском спуске

Благодарение за воду



Разную память оставил о себе первый Российский император. Многое им было сделано, ещё больше – задумано и реализовано потомками.


На территории современной Липецкой области немало населённых пунктов – городов и сёл с деревнями, имя которым по преданиям нарекал Пётр Первый. Если бы не желание Петра Алексеевича сделать Россию великой морской державою, наверное, не были бы в XVIII веке столь востребованы Липские железоделательные заводы. Временем основания Липецка, поселения на реке Липовке, где и строились те самые заводы, принято считать 1703 год. Потом – с 1707 по 1719 год – на липовских берегах появились и другие нужные армии и флоту предприятия: суконный, овчарный заводы, кожевенная мануфактура, шляпная и чулочные фабрики. Выросшая вокруг этого промышленного центра слобода в 1779 году получила статус уездного города Тамбовского наместничества. Со временем надобность в липецких производствах отпала. И, собственно, кануть бы нашему городу в Лету, если бы не открытый Петром минеральный источник. Курорт «Липецкие минеральные воды» уже в XIX столетии даёт повод считать Липецк «одним из красивейших курортных городов Российской империи». Здесь поправляли здоровье многие представители знати, дворянства, купечества, простого люда.


Среди них был и столичный (то есть петербуржский) купец I гильдии, откупщик липецких питейных сборов Павел Небученов. По преданию Павел Михайлович излечился от тяжёлой болезни именно липецкой водой. В благодарность за своё спасение купец решил поставить памятник тому, кто это спасение сделал возможным, – первооткрывателю источника императору Петру Великому «В воспоминание открытия им минерального источника, учреждения чугуноплавильного литейного завода и основания города Липецка». Решил и поставил.


Мытарства


Хлопоты по подготовке проекта памятника царю начались в 1835 году. Автором проекта обелиска стал помощник тамбовского губернского архитектора Шахларёв. Сначала Тамбовский гражданский губернатор Николай Михайлович Гамалея возвратил проект на доработку. Затем министр внутренних дел Российской империи Дмитрий Николаевич Блудов несколько месяцев изу­чал представленные бумаги, пока весной 1836 года не было принято окончательное решение – памятнику Петру Великому в Липецке быть!


Следующим препятствием на пути скорейшего сооружения обелиска оказалась собственно надпись. Купец Павел Небученов предлагал вызолоченными литерами выгравировать: «Основателю города сего Императору Петру Великому в благополучное царствование Николая Первого, усердием С.-Петербургского купца Павла Небученова».


– И это стало настоящей проблемой, – рассказывает председатель Липецкого областного краеведческого общества Александр Юрьевич Клоков. – Сначала в Санкт-Петербурге не могли решить: может ли простой купец, то есть частное лицо, ставить памятник императору? После того как были найдены прецеденты – купец Михаил Сафронов установил обелиск Петру Первому на Лодейном поле, а граф Румянцев увековечил Екатерину Вторую в камне в своём подмосковном имении, – вариант надписи отправили на высочайшее рассмотрение. Проект самого памятника Николай Первый, находясь в Царском Селе, одобрил. Но посчитал «неприличным в изложении надписи под высоким именем Петра I и Его Императорского Величества допустить собственное имя Небученова». Комитет министров предложил такой текст: «Незабвенному, Везде и во всём Великому, Отцу Отечества, Императору Петру Первому, Основателю нашего города, Указавшему в нём Новые целебные источники и новые средства Богатства народнаго». Однако купец всё же увековечил себя: в основание памятника была заложена памятная чугунная доска размером пятьдесят на семьдесят сантиметров с надписью: «Заложен сей памятник незабвенному и великому усердием липецкаго купца Павла Михайловича Небучинова 1839 года апреля в 17 день».


Отливали сам монумент на чугуноплавильном заводе тамбовского мещанина Фёдорова. Трёхгранная чугунная громадина высотой около 11 метров весила около 20 тонн. По замыслу автора, высокая пирамида символизирует луч солнца, озаривший землю. Именно поэтому монумент в «18 аршин вышины» венчает «шпиль 16 вершков длиною, вызолоченный через огонь» (РГИА).


Так, аллегорически, архитектор представил заслуги Петра Великого в создании металлургических заводов и в открытии целебных водных источников в Липецке. На памятнике с двух сторон помещены барельефы. На одном, обращенном в сторону, где когда-то стояли петровские железоделательные заводы, изображена «Вулканова кузница», на другом – богиня профилактической медицины Гигиея с чашею в руке.


Торжественное открытие памятника состоялось 20 июля 1839 года. После праздничной литургии, отслужил которую в Христорождественском соборе епископ Тамбовский и Шацкий Арсений, в сторону монумента отправился крестный ход. Кстати, потом крестный ход стал липецкой традицией: каждый год вплоть до революции он шёл от кафедрального собора до памятника аккурат в Петров день 29 июня (12 июля). Тогда, летом 1839 года, в Липецке собралась вся губернская знать, во главе с гражданским губернатором Александром Алексеевичем Корниловым.


Как всегда на Руси праздник не обходится без застолий. В этом случае гуляли всем городом три дня. В первый день в галерее минеральных вод стол на 80 персон накрывал сам купец Павел Михайлович Небученов, строитель монумента. Для народа угощение подавалось в саду. К вечеру был дан большой бал, на котором присутствовали пятьсот человек. В «Журнале Министерства Внутренних дел за 1839 год» писали: «Весь город был иллюминирован. Против памятника горел щит с вензелевым изображением их Императорских Величеств: Государя Императора, Государыни Императрицы и Петра Первого». Во второй день обедом потчевало купеческое общество, вечером устроили катания на лодках по Петровскому пруду и гуляния в Верхнем саду. В третий день торжества организовывали местное дворянство и директор курорта. Но праздник был омрачён пожаром в бедной части города. На обеде же по подписке собрали две тысячи рублей, и одиннадцать погорельцев сразу получили помощь.


Польза от памятника


В 1840 году были изготовлены четыре вида литографий с изображением памятника Петру Первому в Липецке. Они предназначались для продажи в пользу пострадавших от неурожая. Всего было отпечатано 1000 экземпляров. Сохранилось письмо Павла Михайловича Небученова:


«Сиятельнейший граф, милостивый Государь Александр Григорьевич (Строганов). Честь имею представить Вашему Сиятельству 10 экземпляров рисунков памятника Императору Пет­ру Великому, сооружённого мною в Тамбовской губернии в городе Липецке, в воспоминание открытия им на сем месте целебнаго источника, превосходной качеством чугунной руды, устройства чугунно-литейного завода и основания ныне цветущего торгового города Липецка, покорнейше Вас прося, рисунки сии принять и удостоить представлением их императорским величествам и всей августейшей фамилии... Липецкий 1-й гильдии купец Павел Небученов» (РГИА).


Открытки до императора дошли. Более того, через министра Императорского Двора князя Волконского государь пожаловал «в пользу пострадавших от неурожая» 500 рублей ассигнациями. Павел Михайлович Небученов получил деньги 11 декабря 1840 года и потратил их по назначению.



Благодарные потомки


Когда я была школьницей, нам рассказывали, что памятник Петру Первому поставлен по велению его благоверной супруги и императрицы Екатерины. И до определённого времени я думала, что это монумент любви, устремлённый в небеса. Всё так и есть: памятная пирамида – символ любви, только не жены государя, а его благодарных потомков, любящих и почитающих царя-реформатора, строителя, воина…


– К сожалению, значительная часть памятников, связанных с петровской эпохой, в Липецке не сохранилась, – сетует Александр Юрьевич Клоков. – В 1972 году снесено здание «Петровской канцелярии», в 1986-м – Дом Петровского общества. Все они были памятниками рес­публиканского значения. Исчезло в небытие истинное украшение Нижнего парка – фонтан из пушек, отлитых на Петровских заводах, корабельные якоря, огромный заводской молот, ядра и гигантская бомба для мортиры. Самому памятнику Петру всё же «повезло» – его оставили в живых. Правда, в 1920 году сняли «родовую» надпись, после Великой Оте­чественной войны заменив её на лаконичную: «Петру I. Сооружён в 1839 г.». Впервые о возвращении «материнской» таблички заговорили в канун ста пятидесятилетия сооружения памятника – в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Один из инициаторов восстановления исторической справедливости – московский журналист Аксёнов – писал: «Памятник – обелиск на Петровском спуске – яркая достопримечательность Липецка. Это не просто памятник старины и её примета. В некотором роде он служит символом города, поскольку выражает самую его суть и неповторимость. Чёткий и всегда ярко рисующийся в любую погоду и при любом освещении на фоне бесконечного неба и далёких далей чёрный тре­угольник приковывает внимание и прохожего и проезжего. Его силуэт как бы стягивает на себя пейзаж, придаёт ему человеческую упрямую чёрточку... Не подавляя величием, а только своим характером, он, как выражаются архитекторы, организует пространство и заставляет нас остановиться и погрузиться на минуту в историю. Как нельзя лучше выбрано для обелиска место. На площади среди домов он не смотрелся бы. Здесь же он подчёркивает самую драгоценную, самую важную черту Липецка: невероятный, невиданный для других городов срединной России рельеф, его спуски и подъёмы».


Конечно, нашлись и противники реставрации памяти, и, конечно же, как тогда было принято, они выступали от лица рабочего класса. Их позицию – «решительно возражаю против того, чтобы старая верноподданническая надпись была восстановлена» – услышали. Вопрос о реконструкции памятника подняли вновь в 1995 году. Тогда же был подготовлен и проект реставрации, который больше напоминал проект по благоустройству территории. В 1999 году обелиск был снят с постамента и отправлен на ремзавод Новолипецкого комбината. Металлурги, как смогли, на собственные средства, но без помощи специалистов-реставраторов сделали свою работу. Когда памятник водрузили на место, оказалось, что он не досчитывает нескольких ступеней, а новая покраска обнажила все неровности старого литья и поверхность монумента покрылась раковинами. Да и «старая» надпись оказалась сильно «отредактированной». Обновлённый памятник основателю Липецка открыли в День города седьмого мая двух тысячного года. Через несколько месяцев символ областного центра стал ржаветь, бетонная облицовка его основания – разрушаться. Спустя двенадцать лет памятник, простоявший до начала «ремонтных работ» сто пятьдесят лет, как говорится, «в добром здравии», снова потребовал реставрации! Но и это обновление не принесло ожидаемого результата – памятник продолжает гибнуть. И если не произвести работы «по уму», с привлечением специалистов, мы можем потерять самый лучший и узнаваемый символ Липецка – уникальный памятник Петру Первому, уносящийся как луч света в небеса.




Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото),


архивные фотоматериалы предоставлены Александром КЛОКОВЫМ

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 19 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Не дань моде, а просто класс

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Культура



  Вверх