Сб, 23 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Одухотворение стекла

И. Неверов | 19.08.2017

Сначала несколько строчек из книги отзывов. «Не хочется уходить из сказки...», «Хрупкость, хрупкость жизни, таланта, души...», «Застывшая музыка души... Хрустальный перезвон души». Поэзия работ художницы Натальи Урядовой, создающей композиции из стекла, родила эти похожие на стихи благодарные отклики обычных людей — не художников, не искусствоведов, не профессиональных критиков.

Профессионалы пишут о творчестве Урядовой как будто бы по-другому. Они, например, сожалеют, что в изобразительном искусстве нет аналога музыкальному понятию — абсолютный слух. А без него невозможно определить исключительность таланта этого мастера, обладающего абсолютной чувствительностью глаза, что буквально «осязает» мир света в стекле и пространстве. Но, по существу, речь у специалистов и у зрителей об одном и том же — о чуде творчества.

Кто ожидает, что в экспозиции, открытой в липецкой Галерее Назарова, он увидит декоративные вазы, бокалы, кувшины, будет разочарован. По мнению арт-директора галереи Татьяны Нечаевой, то, чем занимается Наталья Урядова, вообще не относится к декоративно-прикладному искусству. Перед нами философские произведения, в которых движение форм, цвет и преломленный в стекле свет обращены и к зрению, и к сердцу, и к интеллекту человека.

Уже сами названия работ мастера заставляют не просто любоваться ими, а почувствовать глубину и связь их с высокой традицией. Ее корни уходят в далекую древность, она напоена евангельскими ассоциациями. Но у художницы возникают и другие мотивы, навеянные Малевичем с его «Черным квадратом» или антиутопиями с явлением чужих, инородных, инопланетных существ, в которых торжествует механическое, роботизированное начало.

Итак, названия, разумеется, лишь некоторые. «Сады печали» — кстати, быть может, наиболее красивая, если угодно, завораживающе эффектная композиция на выставке. «Волхвы», «Вечеря», «Притча о стакане», «Пиры Валтасара», «Изгнание», «Рождение квадрата». Интересно, кстати, что перекличка с предшественниками у Натальи Урядовой иногда как бы полемическая. Малевический квадрат до того, как превратиться в непроглядно черную геометрическую фигуру, оказывается, был наполнен серебряным цветом, в нем были жизнь, тайна, красота, которые по воле Малевича стали ничем, их вытеснила пустота. Так трактует Урядова чуть ли не самое знаменитое, странное, а то и страшное произведение авангарда ушедшего века.

Работам о бесчеловечности нездешних, пришельцев, и сумрачной констатации тупика, воплощенного Малевичем, противостоят вдохновленные надеждой творения «Душа души» или «Утоли моя печали», где в прозрачном бесцветном стекле угадывается легко и убедительно воспроизведенный иконописный образ.

В маленькой галерее Александра Назарова зрителей неизменно ждет большое искусство. Каждая выставка становится неожиданностью. Владелец галереи и ее арт-директор словно соревнуются сами с собой, знакомя земляков с теми гранями современного художественного творчества, о которых многие из нас и не подозревали. Одухотворенное стекло Натальи Урядовой стало именно таким сюрпризом и открытием.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных