lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 июля 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Лебедия

03.07.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги БеляковойВид на Иоанно-Казанский женский монастырь с высоты птичьего полётаНастоятельница обители игуменья ФеофанияВ Сезёново на родину предков возвращаются потомки
И всё-таки раскинулось на лебедянской земле Лебединое озеро, под стенами древнего монастыря засверкала его зеркальная гладь

Сокрестие


Удивительное, конечно, место выбрали устроители балетного действа – рукотворный водоём в селе Сезёново, что в Лебедянском районе. На рассвете в его водах отражаются золотые купола Иоанно-Казанского женского монастыря. Говорят, что только рано утром при хорошей погоде в воде видны очертания маковок с крестами, потом с проснувшейся суетой это видение исчезает.


Считается, что Атлантида ушла в океан в результате людского падения, Содом и Гоморра были уничтожены по грехам человеческим. И только у нас, в России, целый город – Большой Китеж – пропал в озёрных водах ради сохранения нравственной чистоты его жителей. Источники констатируют разные даты этого события. Согласно одному из преданий, исчезновение случилось в конце XII – начале XIII веков, во времена нашествия полчищ хана Батыя на Русь… Но и сегодня, спустя столетия, живёт в людях уверенность, что человеку с чистыми сердцем и помыслами по силам увидеть сквозь толщу воды отблески золотых куполов, а праведникам – ещё и услышать звон китежских колоколов. До сих пор многие православные стремятся попасть на берег нижегородского озера Светлояр. Зачем? Быть может, чтобы разглядеть в его зеркальной глади своё истинное отражение?


Лебедянское Сезёново не может похвастаться тысячелетней историей. Зато здесь, в одной точке, соединились такие духовные русские силы, которые до сего дня питают и землю нашу, и людей, на ней живущих. Иларион Троекуровский, благословивший блаженного Иоанна поселиться в Сезёново. Иоанн Сезёновский, чья подвижническая жизнь во Христе вдохновила одного из самых почитаемых современных святых Силуана Афонского на монашеский подвиг. Амвросий Оптинский, благодаря напутствию Илариона Троекуровского оказавшийся в Оптиной Пустыни и ставший великим русским старцем. Феофан Вышенский, освещавший главный престол сезёновского монастырского храма Рождества Христова. Эти имена богатырей православия, произносить которые одна радость, неразрывно связаны с историей округи.


Считается, что Сезёново возникло в третьей четверти XVII века, и в окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год упоминается уже как село с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Именно сюда, во владения князя Фёдора Николаевича Несвицкого, 19 декабря 1817 года со старицей Дарией Кутуковой прибыл юродивый Иоанн из Задонского монастыря, поселившийся сначала в бане хозяина усадьбы, а затем в собственной келье. Так в начале XIX века в Сезёново начинает складываться женская община, которая получила статус монастыря в 1853 году, уже после кончины затворника Иоанна. Сезёновский батюшка пророчествовал, что обители быть, сам разметил и указал место главному храму во имя Иконы Божией Матери «Казанская». Здесь он совершил все свои молитвенные подвиги, помогал людям, спасал и направлял человеческие судьбы. Говорил: «Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей России… Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь. Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…»


По свидетельству очевидцев монастырь тогда был очень красив, утопал в цветах и считался одним из самых благоустроенных в епархии. К концу ХIХ века в нём несли послушания до шестисот насельниц.


Попечением старицы Дарьи Кутуковой и первой игуменьи обители матушки Серафимы (Евфимии Моргачёвой) были возведены Казанский собор, Троицкий храм и Христорождественская церковь. Обители принадлежала земля, поля, огороды, лес, два сада, строения, гостиница для паломников, сёстры сами вырыли пруд. Особенно развито в Сезёновском Иоанно-Казанском женском монастыре было молочное хозяйство. Для переработки зерновых культур имелась ветряная мельница лучшей механики, крупорушка, веялка, молотилка, кузница. Сёстры занимались рукоделием – вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры, в иконописной мастерской учились иконописи и технике золочения. В монастыре действовали богадельня для пожилых сестёр, приют и женское учебное заведение для девиц-сирот и девочек из бедных крестьянских семей, а также церковно-приходская школа для мальчиков.


После революции 1917 года монастырь постигла участь подавляющего большинства «объектов религиозного культа». В 1930 году обитель официально закрыли, монахинь выслали, оставшееся имущество распродали с торгов. Многие сёстры подверглись репрессиям, были арестованы, отправлены на работу в исправительно-трудовые лагеря. В 1938 году некоторые из монахинь вернулись из ссылок и тюрем в Сезёново, но были повторно арестованы, а кто-то – расстрелян.


Казанский храм с колокольней взорвали, святой колодец засыпали землёй и мусором, монастырскую ограду разобрали на кирпич. Здания Троицкого и Христорождественского храмов использовали для хозяйственных нужд и содержания скота. Мощи затворника Иоанна сёстры обители успели вывезти в село Мечнянка Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма. Захоронения старицы Дарии и игумении Серафимы остались в нижнем этаже Троицкого храма под тяжёлым спудом мусора…


Возрождение Сезёновского Иоанно-Казанского женского монастыря началось в 2005 году. Тогда по благословению Преосвященнейшего Епископа Липецкого и Елецкого Никона в селе Сезёново поселились первые насельницы. При расчистке Троицкого храма были обретены частично сохранившиеся останки Сезёновских подвижниц Дарии и Серафимы. А в 2007 году торжественно вернулись домой и мощи батюшки Иоанна.


Матушка-настоятельница обители игуменья Феофания встретила нас у ворот, провела, если можно так сказать, экскурсию (хотя незнакомым местом монастырь никак не назовёшь), открыла врата Храма Пресвятой Троицы – и верхнего, и нижнего, белого, где хранятся мощи Затворника Иоанна, Дарьи и Серафимы. И заверила, что всех любителей балетного искусства ждёт здесь тёплый приём, им обязательно расскажут и об истории обители, и об основателях сего святого места.


– К сожалению, – сетует игуменья, – даже в Липецкой области немногие знают о существовании Сезёновского женского монастыря. А ведь когда-то слава о нём была широко распространена. Многие десятилетия эта территория находилась в запустении, мы пришли в разруху, жалко было смотреть на развалины храмов. Сегодня с помощью Божией началось возрождение. Сейчас в нашей обители одиннадцать насельниц, половина из которых – сёстры довольно преклонного возраста. Так что подворья своего у нас пока нет. Надеемся, что благодаря балету о монастыре и наших святых узнают как можно большее число людей. И никто из балетоманов, кто переступит порог обители, не уйдёт из храма с пустым сердцем. Но даже если всего один человек в день спектакля придёт к вере, это станет нашей общей победой. А быть может, найдутся люди, способные помочь обители.


«Лебединое озеро»


В Сезёново проведена большая подготовительная работа: положен новый асфальт, установлена электроподстанция, берег водоёма расчищен от зарослей камыша и кустарника, выкошен склон горы, на который поставлен сборный амфитеатр, рассчитанный на две тысячи пятьсот зрителей, оборудованы площадки для автотранспорта. Специальную трансформирующуюся сборную сцену «Русский балет» привёз с собой, как и шестьдесят артистов, занятых в «Лебедином озере».


Московский Государственный театр «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Гордеева за свою тридцатилетнюю историю успел не только покорить сердца публики и критики во всём мире, но и удостоиться звания «Лучший балетный коллектив Европы». В России «Русский балет» – обладатель национальной премии имени Фёдора Волкова, основателя русского театра.


Большую часть репертуара театра занимает классическое наследие, в том числе и легендарное «Лебединое озеро». Но на природе, в живых декорациях великий балет Петра Ильича Чайковского будет поставлен впервые в мире.


– Конечно, мы предусмотрели все меры безопасности как для артистов, так и для зрителей, – говорит художественный руководитель Липецкой областной филармонии Наталия Николаевна Мекаева. – «Лебединое озеро» в Сезёново – это проект, который мы реализуем в год шестидесятилетия нашей филармонии. Он стал возможен благодаря инициативе администрации Липецкой области и регионального управления культуры и туризма. Ещё когда впервые услышала красивое название города – Лебедянь, мне показалось, что здесь обязательно должны существовать озёра, облюбованные лебедями. Сегодня появилась такая возможность – показать один из моих любимейших балетов – «Лебединое озеро» на лебедянской земле. Моя мечта – чтобы спектакль ежегодно радовал любителей искусства. Быть может, организовать это по силам и самому району. Мы же видим, какой популярностью пользуется опера «Легенда о граде Ельце». Она привлекает не только меломанов, но и туристов. В лебедянском районе «Лебединое озеро» так же может стать туристической
изюминкой.


Сегодня труппа театра «Русский балет» – это более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты России, участники и победители международных конкурсов. В Липецкой постановке заняты Юлия Звягина (Одетта – Одиллия), Мстислав Арефьев (принц Зигфрид), Артём Кудряшов (злой волшебник Ротбарт)…


О чём балет «Лебединое озеро»? Конечно, о любви. Но ещё – о подмене понятий, о заколдованной, закрытой от людей красоте, способной освободиться от власти чародея только благодаря благородству влюблённого сердца. О смертельной опасности предательства, пусть и непреднамеренного, совершённого по неведению.


Инициатива заказать балет со сказочным сюжетом Чайковскому исходила от дирекции императорских театров. В 1875 году Пётр Ильич взялся за это необычное для серьёзного композитора дело. Предложенное ему либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера основывалось на международном мотиве – легендах о заколдованных девушках, превращённых в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, Пётр Ильич Чайковский создал детский одноактный балет «Озеро лебедей». Возможно, именно композитору принадлежала идея использовать лебединый сюжет и в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была так же близка Чайковскому.


Премьера «Лебединого озера» состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра. Спектакль провалился и через некоторое время сошёл со сцены.


Второе дыхание балет получил двадцать лет спустя уже после смерти композитора. За его постановку взялись гениальные балетмейстеры, учитель и ученик: Мариус Петипа и Лев Иванов. 15 января 1895 года в Петербуржском Мариинском театре состоялась премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шёл на многих сценах в различных интерпретациях, даже с хеппи-эндом, когда в финале белая лебедь – Одетта – не погибает.


В Сезёново «Русский балет» представил классический вариант «Лебединого озера» с небольшими нюансами, то есть с вкраплениями в традиционную сценографию природного антуража, лодки, на которой принц Зигфрид приплывает во дворец.


Для русского народа лебедь – птица символическая, как и сокол. Византийский историк X века Константин Багрянородный свидетельствовал, что Лебедией называлась территория, где жили древние руссы. Велимир Хлебников считал, что Лебедия – это весь степной край между Доном и Волгой. Одно из своих утопических произведений он назвал «Лебедия будущего» – это о России завтрашнего (для него) дня.


Великая музыка, легендарное сказание, противостояние белого лебедя и чёрного, как борьба добра и зла, жизни и смерти, несказанная красота природы и отражённые по утрам в воде церковные купола, одна из лучших балетных трупп мира – это «Лебединое озеро» по-липецки. Кому-то важно здесь приобщение к высокому искусству, кому-то необходимо духовное укрепление. Ведь в итоге и культура, и вера православная – всё это «работает» на человеческую душу, на её взросление, на формирование истинных ценностей и облагораживание личности. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх