lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 декабря 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Город вне тангового света

14.12.2009 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова, Николай Черкасов (фото)
// Общество
Никита Крапивин и Даша Карпова: история взаимоотношений
Никита Крапивин и Даша Карпова: история взаимоотношенийКарлос Гардель – король тангоТанго в «Клубе семейного туризма»Катя Зверева и Саша Зайцев – призёры Кубка Континента и обладатели второго места Чемпионата России по спортивным танцам на колясках

11 декабря, в день рождения «короля танго» Карлоса Гарделя, отмечается Международный день танго – танца, в основе которого – соприкосновение Мужчины и Женщины и всё за этим следующее.


Танго – это гимн жизни, спрятанной под одеждой и под принятой в обществе моралью. За время танца реально прожить целую жизнь: влюбиться, поссориться, примириться, изнемочь от ревности и заставить ревновать партнёра и даже умереть в один миг… Этим танцем можно рассказать о своих чувствах, когда слов не хватает или они бессмысленны. Ведь иногда произнесённое слово может быть преступно. В танго важно партнёрам услышать друг друга на более тонком уровне, почти по запаху… Это умение рождается в подсознании, как бы само собой. А пауза – наивысшая точка напряжения – та черта, за которой любовь, разлука или смерть не предусмотрены сценарием судьбы, допустившим импровизацию.


«Сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье» – вот что такое танго, хотя вроде бы великий чувственный поэт Борис Пастернак писал и не о том…



Аргентинские ритмы


Танго как танец появилось в конце XIX столетия. Его родиной считается Аргентина, а ещё конкретнее – столица страны Буэнос-Айрес. Хотя с такой же долей вероятности «сородителем» танго можно назвать главный город Уругвая – Монтевидео. Как бы там ни было, танго – это, скажем так, плод слияния нескольких культурных традиций, уникальный сплав фольклора, чувств и переживаний многих народов. Полтора столетия назад в Аргентину приехали тысячи эмигрантов, среди них испанцы, итальянцы, немцы, поляки, русские… Огромное влияние на местную культуру оказали, конечно, африканские рабы. Кстати, слово «танго», появившееся намного раньше танца, может быть как чисто африканским, в значении «замкнутое пространство», так и португальским («tanguere» – «прикасаться»). Но оно могло прийти и с Канарских островов, где «танго» обозначало «собрание негров для танцев и игры на барабанах». Так или иначе, в танго слились африканские ритмы тангано и кандомбе, аргентинская милонга, кубинская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс и другие танцы народов мира. Вероятнее всего, танго появилось на афро-аргентинских танцевальных собраниях, которые посещали компатридос – молодые бедные аргентинцы. Они любили надевать на головы широкополые шляпы из мягкого фетра, свободно повязывать шейные платки и носить ботинки на высоких каблуках. К началу XX века танго (как танец, так и музыка) стало очень популярно и в Аргентине, и в Уругвае. В 1913 году его уже танцевали в Нью-Йорке, Лондоне, Париже… И далее везде. Более того, танго стало национальным достоянием Аргентины. В 30-е годы начался золотой век аргентинского танго. Но в 50-е годы правительство этой страны начало проводить политику репрессий, и тексты танго приобрели более социальный характер… А в это время началась эпоха рок-н-ролла. Но сегодня танго – снова один из самых популярных в мире танцев.


Современная история танго в России насчитывает чуть более 10 лет. В 1998 году в первопрестольной открылась первая школа аргентинского танца. Потом тангоманией заболела наша Северная столица, за ней – Ростов-на-Дону, Краснодар, Уфа, Челябинск, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород. На ежегодные фестивали в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре собираются тысячи любителей танца страсти. А сколько школ аргентинского танго было создано в российских городах и не сосчитать…


Немного в стороне остался только наш с вами город. В Липецке нет ни одного места, где бы целенаправленно учили танцевать танго. Конечно, клубы спортивного бального танца обильно присутствуют на культурно-развлекательной карте областного центра, и там танго изучается как часть европейской конкурсной программы. Но это нечто иное. Во всём мире, в том числе и во многих регионах России, появились многоступенчатые школы танго (например, для новичков, для семейных пар, для тех, кому за 70), люди танцуют в кафе, в парках… У нас же подобное движение находится в зачаточном состоянии, хотя нельзя говорить, что это совсем непаханое поле. В городе много людей, не желающих лежать перед экраном телевизора, изживающих ханжество и провинциальную топь как в самих себе, так и в окружающих. Но всё-таки, можно уверенно констатировать – в Липецке большое количество поклонников восточных танцев, в том числе и танца живота, у нас очень много любителей индийской культуры, существуют данс-клубы, где знакомят с хип-хопом и другими новыми танцевальными течениями. А вот танго …


А как было раньше? Довоенные джаз-оркестры играли музыку, от которой щемило сердце. Шелест платьев или юбок, стук каблучков или шарканье ботинок, шушуканье тех, кто не в круге, а по танцплощадке, как запах от сваренного варенья, расплывается новая мелодия. «Чёрные глаза», «Лунная рапсодия»… Как любили наши родители, дедушки и бабушки эти новые, непривычные для российского уха танцевальные ритмы. Конечно, был и фокстрот, и ча-ча-ча, и другие «буржуазные мотивы», а также совсем обрусевший вальс, но танго тогда выходило за рамки общепринятого способа выражать свои эмоции. «Наше» танго, безусловно, не было таким вызывающе сексуальным, наши пары не стремились обнажить свои чувства, да и одежда советских людей совсем не предполагала откровенного языка тела. Здесь было большее: сокровенность, сдержанность, поэтические образы танго выдавали внутренние диалоги мужчины и женщины эпохи построения коммунизма:


Утомлённое солнце
Нежно с морем прощалось.
В этот час ты призналась,
Что нет любви…


Конечно, можно говорить, что мы живём на Среднерусской возвышенности и у нас есть свои танцевальные способы самовыражения. Кадриль-то ведь никто не отменял, да и все плясовые мотивы, в том числе и хоровод, до сих пор остаются любимы нашим народом. Речь-то не о том, чтобы танго стало российским национальным танцем… Хотя танго на профессиональных танцевальных турнирах считается частью европейского стандарта, но при этом культурным продуктом населения Старого Света не является. В каждой стране – своё танго. Думаю, что в Японии исполнение его тоже подчинено национальному колориту. И одно дело – танго «на выход», то есть демонстрируемое на конкурсах и танцевальных шоу, и совсем другое – танец-импровизация.



Пьяное танго с судьбой


Существует несколько стилей танго: бальное, уругвайское, даже финское. Но самое любимое и многотиповое – аргентинское. Оно разнообразно, как наша жизнь. Его могут танцевать все, кто желает выплеснуть свои эмоции (как в танго Nuevo), или просто пройти рядом с дорогим человеком (как в танго Liso). То есть танго – это танец для всех, кто любил и разочаровывался, кто был обманут и обманывал сам, кто живёт в ожидании любви или воспоминаниями о ней. На территорию танго заказан путь только тем, чьё сердце никогда не пронзала стрела Амура, чьё тело не трепетало от предвкушения прикосновения, а душа не содрогалась от слёз.


– Для меня танго – это, в первую очередь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Это танец страсти. В танго я могу грустить, расставаться, флиртовать, только здесь, как нигде больше, можно передать такие чувства, как любовь и ревность.


Никита Крапивин знает, о чём говорит, потому что аргентинские ритмы у него, можно так сказать, соединились с ритмами сердца. Впервые танго он станцевал в составе коллектива «Тандем». «Танго с судьбой», кстати, тогда помогло ребятам стать чемпионами России. Сегодня он выходит на паркет в тандеме с Дашей Карповой. Так случилось, что, помимо танцев, их связывает ещё и учёба на историческом факультете ЛГПУ. Вот к одной из «студенческих вёсен» дуэт и подготовил шоу-программу «Пьяное танго». Но аффективное состояние солиста не лишило постановку некоего философского подтекста, а наоборот, привнесло своеобразную пикантность.


– Наш танец – это полная импровизация на основе классического и спортивного танца. «Пьяное танго» – это своеобразное театральное действо, когда одинокому подвыпившему мужчине являлась женщина в белом. И мы танцевали настоящее строго утончённое аргентинское танго. В финале мужчина, естественно, в одиночестве, просыпался и допивал оставшийся в бутылке алкоголь. Мы рассказали историю взаимоотношений не только мужчины и женщины, но и человека с самим собой. Я могу позволить себе в танго быть более холодным, чем в обычной жизни. Мне кажется, что такова специфика танца, когда через сдержанность можно показать свои эмоции, характер. А женщина, наоборот, в танго очень открыта. Эмоции для нас, как профессиональных танцоров, это хорошо отлаженный механизм воздействия на публику. Независимо от настроения и обстоятельств на сцене ты будешь любить свою партнёршу, если того требует образ. Настоящий танцор обязательно должен быть хорошим актёром. Другое дело, если на сцену выходят люди, являющиеся партнёрами и в жизни. Тогда эмоции в танце соответствуют характеру взаимоотношений. Для танго, кстати, такой накал страстей очень полезен.


Однако танго – это не только танец, но и образ, который партнёры создают на сцене. Иногда на собственном примере приходится разбивать и стереотипы, которые сложились у обывателей. Например, многие считают, что красно-чёрная цветовая гамма соответствует стилистике танго. Конечно, если бы Кармен жила хотя бы в начале 20 века, она наверняка танцевала бы танго. Но… Изначально цветом танго был оранжевый, а одевались танцоры так, как могли (мы не говорим сейчас о спортивном бальном танго, где и одежда тоже подчинена строгой регламентации). Никита, к примеру, любит танцевать в шляпе и в рубашке с завёрнутыми до локтя рукавами. В Аргентине, где он очень хочет побывать, кстати, как раз большого значения строгости костюма не придают – в кафе и клубах танцуют просто в удобной одежде.


– Каждый год в мае в Москве проводится Всемирная танцевальная олимпиада, куда съезжаются лучшие танцоры со всей России и Европы. Конкурсная программа включает и танго. Я бывал там и видел очень сильные пары, которые брали уроки у лучших аргентинских мастеров. Это поражает! Пока я присутствовал на этом празднике танца как зритель, но кто знает… Я очень люблю танцевать танго. Если бы была возможность, то сузил бы свою танцевальную специализацию до исполнения аргентинского танца. Это направление меня удивляет, поражает, вдохновляет, меняет. Я считаю, что танго – это мой танец!



Танцующие в тёмном городе


Десять лет назад появился в Липецке «Клуб семейного туризма». Правда, люди, составившие его костяк, подружились ещё в студенческие годы, как пела черепаха Тортилла, «триста лет тому назад». Будущих врачей, учителей, инженеров, бизнесменов, а тогда просто студентов, объединила общая любовь к путешествию. Потом у каждого появились семьи, дети, но увлечение осталось, и оказалось, что семейный туризм – дело не менее интересное. При чём здесь танго, спросите вы? Не торопитесь.


«Семейные туристы» – народ весёлый и сплочённый. Коль уж в поход вместе, так и праздники тоже сообща, причём шумно и с сюрпризами. Два года назад наступил момент, когда те, кто поактивнее, решили удивить друзей особенным способом – коллективным танцем. Шесть пар за два месяца (с помощью педагогов Кристины Арабаджиевой и Никиты Рябова) разучили и показали на одной из вечеринок фигурный вальс. И произвели фурор! Зрители – а их было порядка ста человек – смотрели на всё происходящее открыв рот.


Тогда продолжения совместного занятия танцами не последовало. Однако спустя год они снова встретились, чтобы уже станцевать танго. И произошло то, что, наверное, должно было случиться, – танцеинфицирование. И если в начале целенаправленно в репетиционный зал ходили четыре пары, то после их выступления танцами увлеклись ещё почти тридцать друзей.


До сих пор женская половина клуба (что удивительно – меньшая, мужчин в зале бывает больше, чем партнёрш) вспоминает глаза своих мужей. Те, увидев жён, танцующих танго, были просто поражены: перед их взорами предстали другие женщины, свои, родные, но будто бы вышедшие из сказочного чана с живой водой. Да и сами дамы признаются, что в танго хочется быть иной, нежели в повседневной жизни, – более эмоциональной, даже агрессивной. Хотя понимают, что танец – это всего лишь игра, он не становится частью твоей сущности, не уводит из реальности, но с другой стороны – посредством перевоплощения помогает познать как саму себя, так и близкого человека.


– Существует, как известно, много разновидностей танго, – рассказывает Кристина Арабаджиева. – Мы решили соединить бальное и аргентинское – получилась своеобразная шоу-постановка с преимуществом бальных фигур, с поддержками и трюковыми элементами. Номер удался. Но так как он был создан для внутреннего пользования, то мы и не рассчитывали, что его ждёт «иная жизнь». В городе много коллективов, которые практикуют занятия бальными танцами для взрослых. Вроде бы мы смотрим в одну сторону, но всё равно живём как-то обособленно. Так что идея некоего объединения витала в воздухе. Поэтому, когда нам поступило предложение поучаствовать в конкурсе среди клубов, подобных нашему, мы с радостью согласились. Каждый коллектив представлял свою программу – мы заявили вальс и танго. И заняли второе место!


Первый конкурсный опыт, к счастью, пробным и последним не оказался. Подобные встречи теперь будут регулярными – следующая уже после новогодних и рождественских праздников.


Своё увлечение члены «Клуба семейного туризма» иначе чем танцетерапией не называют. Говорят, что и головные боли отступают во время тренировок, и проблемы куда-то исчезают да и улыбка не сходит с губ даже спустя долгое время после возвращения домой. Почти две недели «семейные туристы» не встречались на паркете из-за карантина. Сетуют, что за это время будто и животик появился, и осанка изменилась. Теперь снова они забывают про домашние дела, которые всё равно не переделаешь, и идут – нет, летят в зал, растворяются в музыке и в ритме танго перетекают в иную жизнь…



Танго в параллелях


Хотя массового увлечения танго в Липецке нет, зато есть то, что называют «штучным товаром». Почти три года жителей областного центра радует своим творчеством интегрированная танцевальная студия «Параллели». Лена Лемак смогла создать такой коллектив, который сразу же вышел за рамки обывательских представлений и о танце, и о взаимоотношениях на сцене здоровых людей и тех, чьи возможности здоровья ограничены. Так вот в «Параллелях» сложилась пара, равной которой в России практически нет, – если только подобный московский тандем, который и является соперником наших ребят на различных соревнованиях. Катя Зверева и Саша Зайцев – призёры Кубка Континента и обладатели второго места Чемпионата России по спортивным танцам на колясках. Танго – не самый любимый танец пары – Александр любит кружить свою партнёршу в темпе вальса. Да и сама Екатерина отдаёт предпочтение ритму на раз-два-три, его красоте и мелодичности, нежности и романтичности. Говорят, что вальс более всего подходит им по характеру. На сцене ребята исполняют спортивный вариант танго, когда все движения подчинены определённым правилам, начиная с поворота головы и заканчивая шаговыми элементами. Казалось бы, такая сценическая регламентация не способствует открытым проявлениям чувств. Отнюдь! Видела, что всё не так. В танго между партнёрами невольно возникает напряжённость, глаза загораются и обнажаются не свойственные им в жизни эмоции.


Ольга Быкова, тренер «Параллелей» по спортивным танцам, говорит, что танго у каждого своё. Это один из самых эмоциональных танцев, но его исполнение зависит в большей степени от характера самих танцоров. Для кого-то – это танец-конфликт, для кого-то – песня страсти, сближения и расставания.


– Наверное, в нашем случае – сначала всё-таки должен возникнуть некий диалог, а потом уже страсть, которая, возможно, перерастёт в конфликт… Но мы исполняем спортивное бальное танго, танец достаточно регламентированный, поэтому места для импровизации практически нет. Так что эмоции, которые ребята демонстрируют во время выступления, – это свойство характера самих Кати и Саши.


Настоящее аргентинское танго позволяет партнёрам танцевать на расстоянии. Возможно, именно это Екатерину и Александра сегодня и смущает – им пока просто не хочется на сцене отпускать руки друг друга. Но ребята уверяют, что наступит время и они покажут настоящее танго, где позволят себе выплеснуть все те эмоции и переживания, которым сегодня не разрешают выходить на поверхность.



Ключик к дверце угаснувшего очага любви


Вся наша жизнь – это борьба низа и верха. С религиозной точки зрения – мы существуем, чтобы, поборов грех, зовущий нас в преисподню, возвыситься в Небесном Отечестве. С позиции эволюционной теории – пройдя путь от, скажем, «праприматов», мы взобрались на вершину лестницы развития, став «человеком разумным», правда, высота ли это или всего лишь наше высокое самомнение – ещё вопрос. Даже отношения между мужчиной и женщиной человечество разместило сразу в нескольких областях: из банального продолжения рода и плотских утех чувство превратилось в любовь и переместилось в пространство духовно-нравственного порядка. Да и в нашей общественно-социальной жизни всегда присутствует массовое желание подняться по иерархическим ступеням.


В танго эта борьба земного и эфемерного демонстрируется очень явно. Яркие костюмы, откровенные движения, нарочитое противостояние глаза в глаза – всё это преподносится как буйство плоти. Но человек же не бестелесное существо. И выплеснуть свои переживания и желания лучше в танце, чем сделать это в жизни – за что-то обязательно будет мучительно больно. Ведь, по сути, танец – это наш древнейший праязык. Какие романы написаны слогом тела каждым из народов, населяющих нашу планету! Но сегодня мы говорим о танго. А ведь оно может оказаться заветным Золотым ключиком к дверце угаснувшего очага любви! Любое творчество, тем более сотворчество, приподнимает, уводит из трясины бытового однообразия, А танго делает это очень красиво и чувственно.


Танго не требует света – ему достаточно внутреннего свечения танцующих, оно, как желание, активизируется с наступлением сумерек, но «не бежит восхода солнца». Танго нужно только одно: Он и Она и хотя бы единственное прикосновение. Но танго без любви – всего лишь танец, становящийся порой последним, и не только в Париже. Любовь облагораживает всё, она и танго может сделать целомудренным. Но стоит ли?..


Не скупо ли мы живём, господа?!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Погода в Липецке День: +23 C°  Ночь: +9C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Чеканя шаг

Милада Федюкина
// Общество

Улыбайтесь и будьте счастливы

Александр Хаустов
// Здоровье
Даты
Популярные темы 



  Вверх