lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 января 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Общество 

Явление Богоявленского собора

23.01.2017 "ЛГ:итоги недели". Татьяна Щеглова
// Общество
Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Фото Николая ЧЕРКАСОВАВиктор НЕЧАЕВ, протоиерей, настоятель Богоявленского собора города УсманиБорис МИХАЙЛЮК,
церковный староста, главный редактор газеты «Усмань православная»
Анатолий АВВАКУМОВ,
алтарник Богоявленского собора,
краеведИсторические фото: на Богоявленский собор поднимают купола

Один из главных православных праздников Богоявление-Крещение обновил наши души для новой жизни. В храме Богоявления города Усмани это испытали на себе многие. У чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунская Усманская у каждого по вере случились свои знамения


Строительство и восстановление храмов совершается по милости Божией, благословению архипастыря и радению прихожан. А здесь и вовсе случай неординарный. Собор Богоявления в Усмани, удивляющий своей красотой и величественностью: высота колокольни с крестом – 41 метр, площадь храма – 20 на 30 метров, построен… за 13 лет!


Усманцы говорят: «Это была народная стройка». Предстательством чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунская Усманская, молитвами владыки и старцев новый собор осеняет своей благодатью. Были явлены многие чудеса и знамения.


«Дивен Бог во Святых!»


Виктор НЕЧАЕВ, протоиерей, настоятель Богоявленского собора города Усмани:

- Пожелание строить второй собор в Усмани озвучил ещё владыка Мефодий, митрополит Воронежский и Липецкий во время приезда в Усмань в 2000 году.


В 2001 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, я получил назначение в Богоявленский храм. Предстояла большая работа, чтобы построить Дом Божий. Верующие люди знают: если благословляет архиерей или священник, Сам Господь благословляет на доброе делание Своей десницей.


Предназначение священника – служение Богу и людям, а у нас не было здания для совершения Божественной литургии.


Накануне крестного хода в честь царственных страстотерпцев в 2001 году в семье Бредихиных во время домашнего молебна в доме регента прежнего Богоявленского храма была обретена икона Пресвятой Богородицы Корсунской Усманской, которая считалась утраченной со времени разорения собора в 1930 году. Старинная дивная икона ещё до революции занесена в каталог чудо­творных. И с этого дня помощь Пресвятой Богородицы была очевидна. Для совершения богослужений нам отдали здание вечерней школы.


С начала строительства я был уверен: храм мы поднимем. И эта уверенность передавалась моим помощникам: Борису Павловичу Михайлюку, Анатолию Ивановичу Аввакумову, прорабу Владимиру Николаевичу Корочкову и другим.


Стройка была воистину народной. В ней активно участвовали прихожане нашего храма, жители Усмани. Среди благотворителей и жертвователей – усманские предприниматели Игорь Юрьевич Демихов, Дмитрий Викторович Шишкин. В Липецке оказывали помощь фонд «Милосердие» НЛМК, который подарил трактор и тележку, Виктор Михайлович Щербаков, Андрей Сергеевич Куликов.


Апофеозом богоугодного дела стало освящение верхнего храма 22 октября 2015 года в день памяти иконы Богородицы Корсунской Усманской. Владыка Никон совершил великое освящение верхнего храма и Престола, возглавил Божественную литургию и наградил активных помощников и участников строительства усманского собора. Теперь у нас постоянно совершаются богослужения на радость людям и во спасение душ человеческих.


В нашем храме много дивных святынь. В специальном киоте собраны святыни Израиля и Египта, переданные храму монахиней Иустиной из Иерусалима. Обновляющаяся икона Иверской Божией Матери являет свои чудеса. Собирались её реставрировать, но краски сами собой стали ярче, в них дивным образом проступают детали старинного письма.


Каждую субботу в 16 часов перед началом всенощного бдения после акафистного пения в честь явленного образа совершается помазание елеем из лампады у чудотворной иконы.


По молитвам старца


Борис МИХАЙЛЮК, церковный староста, главный редактор газеты «Усмань православная»:


- Когда в 2000 году решили строить в Усмани второй храм, то промыслом Божиим меня выбрали старостой нового прихода. Епархия предложила типовой проект небольшой церкви, и мы думали, в честь кого её назвать. Я решил ехать за благословением и советом к своему духовному отцу старцу Серафиму в Ожогу. Не успел подойти к нему – он находился на огороде, – как он издали спросил меня полуутвердительно: «Ну что, собор строить собрались?!» «Какой собор? – удивился я. – У нас есть проект небольшого храма, и мы думали его назвать в честь Корсунской иконы Божией Матери или Царственных мучеников».


«Нет, – сказал отец Серафим. – Надо восстанавливать Богоявленский собор!» Я спросил: «Можно в нём освятить придел в честь Царственных мучеников?» «Там было три придела – Богоявления Господня, Корсунской иконы Божией Матери и в честь усекновения главы Иоанна Крестителя, их надо обязательно почтить в первую очередь, а если получится где-нибудь выделить ещё придел, то можно в честь Царственных мучеников»,– ответил старец.


И вот во время создания Попечительского совета тогдашний глава администрации Усманского района Николай Сергеевич Жуликов вдруг сам предложил не ограничиваться строительством небольшого типового храма, а попробовать восстановить Богоявленский собор. Несмотря на то, что мнения присутствующих разделились, он настоял на своём предложении.


Старец Серафим постоянно нам помогал. Был, к примеру, такой случай. По требованию секретаря епархии нам не разрешали заказывать проект собора где-либо на стороне, а только в Воронежском институте, который работал совместно с епархией. Деньги требовались большие, их у нас не было. Напряжение в отношениях с начальством возрастало, нам грозили роспуском Приходского совета. И вот в самый критический момент я позвонил в Ожогу старцу и попросил его совета и молитв. Отец Серафим крепко выразился насчёт чиновников… и обещал помолиться.


В этот момент у нас родилась оригинальная идея, как обойти нажим секретаря епархии с помощью «подаренного нам предпринимателями проекта собора». Мы поехали с представителем бизнеса в епархию, и тот официально поручился, что уже почти изготовил проект за небольшую плату у своего знакомого архитектора. Секретарю епархии ничего не осталось, как поблагодарить предпринимателя за такое пожертвование и отпустить нас с миром…


Мы стали искать проектантов, согласных изготовить проект за меньшую стоимость, и обратились «случайно» к архитектору Анатолию Григорьевичу Федорцу, который, как впоследствии оказалось, сам нередко ездил за советами к старцу Серафиму! Анатолий Григорьевич согласился сделать проект за символическую плату.


Во время его разработки архитектор Федорец отмечал удивительный духовный подъём. Более того, он предложил сначала построить храм в подземной части собора, который можно сдать в относительно короткие сроки, а затем, уже не спеша, строить основной собор. «Вот вам и придел в честь Царственных мучеников, который вы так желали»,– сказал он. Храм как бы строил сам себя.


Будучи врачом, мне нелегко было разобраться со стройкой и с цифрами, но тут произошло чудо: в голове родился план обоснования строительства с реальными источниками финансирования. Мы пошли с настоятелем отцом Виктором с финансовым планом к главе районной администрации. Тот недоверчиво начал читать и вдруг легко согласился! В самые короткие сроки было издано постановление о начале работ, согласованы формальности, и экскаватор начал рыть котлован…


Теперь в каждый мой приезд старец живо интересовался собором, давал советы и рекомендации. В нашу последнюю встречу я рассказал отцу Серафиму о том, что нижний храм практически построен, мы ждём только иконостас и готовы начинать богослужения. Он трижды благословил меня…


Схиархимандрит Серафим отошёл ко Господу 11 января 2005 года. Не передать словами те чувства, которые переживает человек при потере духовного отца. Несмотря на наши редкие встречи, он сыграл в моей жизни решающую роль. Более того, сыграл огромную роль и в истории города Усмани, о чем мало кто догадывается. Теперь мы получаем его молитвенное заступничество пред Господом там – у Престола Всевышнего в Царствии Небесном.


Молитвами старца и помощью иконы Пресвятой Богородицы Корсунской Усманской удивительных случаев было во время строительства много. После обретения чудотворной иконы, что ни день – новый случай Ея заступничества.



Наша справка: Борис Михайлюк вырос в православной семье. Более того, хотя он сам не любит о том рассуждать, его прапрадед – прото­иерей Василий Никольский – как раз и был настоятелем Богоявленского храма в Усмани. А родной брат Василия, схи­иеромонах Афанасий (Никольский), подвизался на Афоне. В 2007 году стараниями их правнука Бориса Михайлюка по благословению Владыки Никона, под редакцией Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря была переиздана книга «Корсунская икона Божией Матери. Поучения и речи прото­иерея Василия Никольского» на основе репринтного издания, опубликованного в 1907 году в Киеве. И то, что Борису Павловичу, врачу по призванию и образованию, довелось самым деятельным образом послужить в возведении нового храма, на наш взгляд, вовсе не случайность. То, что иной раз кажется цепью сиюминутных событий, на самом-то деле являет Промысл Божий, десницу Его.


В своей книге прапрадед Бориса Михайлюка протоиерей Василий Никольский много рассказывает о чудотворном обретении иконы в 1854 году. Когда она во второй раз вернулась к усманцам в 2001 году, то, по словам Бориса Павловича Михайлюка, он попросил её в отчий дом и показал своей маме. Галина Владимировна помнила прежний Богоявленский Усманский храм, в котором настоятелем был её прадед. И, увидев икону, заплакала. До последнего дня – она упокоилась в 2012 году, – по словам Бориса, мама посещала новый Богоявленский собор, радовалась.


– Был случай, когда для монтажа купола потребовалась большая сумма денег, около миллиона рублей,– продолжает Борис Павлович. – И нам посоветовали одного крупного столичного благотворителя. Говорили, что он даже миллиардер, владеет какими-то шахтами. Мы написали прошение, собрали документы и смету, отослали ему на рассмотрение. Но в душе точил червь сомнения: почти любой олигарх в нашем понимании разбогател за короткое время нечестным путём и деньги его могут быть неугодны Богу. На собрании в Приходском совете решили сугубо помолиться: если этот спонсор неугоден Господу, то денег не будет, а если деньги честные, то они придут. После этого олигарх исчез совсем – то ли уехал за границу, то ли разорился… А до этого он помог нескольким храмам в Липецкой области, выделив миллионы рублей…


В то же самое время архитектор проекта разыскал старинную книгу, где были показаны методы возведения куполов простыми способами без громоздких лесов и строительной техники. Мы со­орудили специальную металлическую штангу на шарнире и с её помощью возвели купол из кирпича с математической точностью и гораздо меньшими средствами. Этот метод даже старались распространить по Липецкой епархии для облегчения строительства куполов при возведении храмов.


Нас часто посещала дивная помощь. Когда мы задолго до какого-либо сложного конструктивного решения по строительству обсуждали его технологию, то получалось, что нашими силами без сложной техники не обойтись. Мы уже подсчитывали огромные затраты из-за этого, пытались найти источники финансирования… Но буквально за две-три недели до наступления монтажа сложного узла как озарение свыше приходило удивительное простое и оригинальное решение. Так Бог постоянно руководил строительством храма.


На этом фоне наш прораб, отставной офицер, инженер-строитель Владимир Николаевич Корочков, будучи неверующим человеком, пожелал креститься. Он заявил, что построил множество объектов, но ни разу ему не пришлось изобретать такие решения, чтобы без сложной строительной техники, буквально голыми руками, строить грандиозный собор… Без вмешательства свыше такое невозможно! По завершении строительства Владимир скончался, штукатурили уже без него. Но он главную свою миссию выполнил.


Господь доверил мне поучаствовать в строительстве храма,– подытоживает Борис Павлович. – Но главное – не те кирпичи, которые через руки прошли. Господь старостой поставил, Господь и уберёт, когда нужно. Главное – к Богу прийти, чтобы Он тебя не отверг. В нас постоянно происходит духовная брань, мы постоянно грешим. Моя мама, покойница, говорила: «Ну хоть бы с краюшку в раю постоять, но за чертой. Только бы не остаться вовне».


Для каждого – свои знамения


Анатолий АВВАКУМОВ, алтарник Богоявленского собора, краевед


 - Главное чудо, которое я в жизни открыл, – это планета Церковь. А находясь в Церкви, видишь чудеса многие.


Моё первое вхождение было визуальное. В армии довелось служить в Переславле-Залесском. Вышел я на Плещеево озеро, вокруг – леса и луковки старинных церквей. Благодать-то какая! На душе хорошо тогда стало, но дальше этого не пошло.


Душевное открытие Церкви пришло ко мне через благочестивую тёщу. Она девятерых детей родила, всю жизнь соразмеряла с церковью, никогда не лукавила, великая труженица и никого своей верой не напрягала, являла личный пример христианской жизни.


Но крестился я только в 1996 году по чину «Аще не крещен» в возрасте 45 лет у отца Георгия Кондратюка.


Неисповедимы пути Господни! Впервые я узнал о Богоявленском соборе и иконе Богородицы Корскунской Усманской из материалов Усманского краеведческого музея, когда работал в архивном отделе районной администрации. В нашем краеведческом музее имелись статьи Бориса Петровича Княжинского и духовное наследие настоятеля собора протоиерея Василия Никольского. По этим материалам с благословения отца Георгия Кондратюка я подготовил статью для районной газеты «Новая жизнь», а спустя год – ещё одну статью в соавторстве с Лидией Ивановной Козловой. Тогда же, 20 лет назад, стала выходить наша газета «Усмань православная», главным редактором которой стал Борис Михайлюк, где я и подвизаюсь.


Мы все были прихожанами Успенского храма. И первую закалку в строительстве получили, когда устанавливали на новой колокольне купол и крест. Я близко увидел руки монтажника, держащего святыню. И подумал: «Господь доверяет. Дай Бог, не последний наш храм». А когда надо было подписаться на новый собор, мы все вошли в «двадцатку». Одно хорошее дело перешло в другое.


В 2001 году, после обретения чудотворной иконы Богородицы Корсунской Усманской, строительство в храме пошло ещё активнее. Читатели узнавали со страниц газет «Новая жизнь» и «Усмань православная» о ходе работ и жертвовали на «народную стройку». Наша землячка написала акафист Корсунской Усманской Божией Матери.


12 апреля 2002 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил закладной камень и крест в основание храма.


С 2003 года возобновлена традиция чтения акафиста перед иконой Корсунской Божией Матери по субботам перед началом вечернего богослужения.


Нижний храм в честь царственных страстотерпцев был построен за три года и один день. 25 мая 2005 года в день Преполовения Пятидесятницы Владыка Никон, митрополит Липецкий и Задонский, освятил его престол.


Многое вспоминается из прошедшего: добрые люди, события и этапы строительства. Иной раз прихожане приходили на стройку раньше нас и тайно читали акафисты, такая была помощь!


26 ноября 2008 года, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, Владыка Никон освятил колокола собора. 11 февраля 2009 года доставлена из Москвы и возложена на Корсунскую икону позолоченная чеканная риза с жемчугом, изготовленная в Софрино.


Икона установлена в верхнем храме справа от алтаря. Она находится в деревянном резном киоте с балдахином, выполненном по сохранившейся фотографии начала XX века.


22 октября 2015 года, в день освящения верхнего храма митрополитом Никоном, приехало несколько семей из Воронежа – оказывается, накануне им позвонил монашествующий, так и оставшийся неизвестным, и направил их для молитвы к чудотворной иконе.


С этой дивной иконой, ещё до её обретения, у меня связано сугубое чудо. Однажды, когда я болел, пришёл ко мне Борис Павлович и говорит: «Напиши для газеты статью об иконе Пресвятой Богородице Корсунская Усманская». А я лежал накануне в областной больнице, камень в почках дробили, он так и не вышел, и я собирался лечь в районную больницу. А потому очень боялся браться за статью, думал, что подведу, из-за болезни она к сроку в газете не выйдет. Писал от руки, превозмогая боль, а потом сел одним пальцем на машинке перепечатать… И как только окончил труды, тут-то болезнь и разрешилась, камень из почек вышел. Вот я и подумал: «Дивны дела твои, Господи! Статья для всех, а чудо – для меня». Слава Богу за все! .


фото из архива Усманского собора



Редакция благодарит за помощь в подготовке этого материала духовенство Богоявленского собора города Усмани, а также Бориса Михайлюка и Анатолия Аввакумова.


В ТЕМУ

Об иконе Пресвятой Богородицы Корсунская Усманская


Существуют две версии появления иконы Богородицы Корсунской, писаной по преданию святым апостолом Лукой, на Руси. По одной из них, 9 октября 988 года список с этой иконы был принесён из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда – в Москву, в Кремлёвский Успенский собор.


По другой версии, образ был принесён из Византии на Русь в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой, дочерью витебского князя Святослава Всеславича. Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель и, построив в ней новую церковь в честь Пресвятой Богородицы, пожелала украсить её древнейшим образом Эфесской Богоматери, о которой знала из рассказов путешественников. Со своим слугой она отправила богатые дары греческому императору и патриарху с просьбой прислать эту икону. Просьба была удовлетворена, а образ отправлен на Русь. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери.


Относительно названия иконы — Корсунская – существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» или икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.


Примечательной чертой иконы Богородицы Корсунской Усманской является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру в доме, где она обреталась, из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 11 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Прощание с Мастером

Исаак Розенфельд
// Культура

«Дворянские гнезда» памяти

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Культура

Когда в зале «Не чужие»

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Живой урок Истории

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Перед лицом опасности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Любовь и голуби

И. Неверов // Общество

Праздник на планете детства

Газета «Золотой ключик» отметила 25-летие
Олеся Скворцова // Общество

«Пугачевъ»: возвращение к истокам

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура

Поэма для агитбригады

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Общество

Решая проблемы людей, двигаться вперед

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Власть



  Вверх