Чт, 18 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84

Частное правосудие

Анатолий Гольцов, Президент Союза "Липецкая торгово-промышленная палата" | 27.10.2016

Различные конфликты в рыночной экономике могут решаться двумя законными способами: основным — через государственный суд и альтернативным — через третейский суд, который наравне с судом общей юрисдикции и арбитражным судом осуществляет судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», призванный сформировать эффективную систему независимых третейских судов как форму осуществления правосудия, наиболее соответствующую рыночным отношениям.

Защитить права бизнеса

В системе рыночных отношений третейское судопроизводство является необходимой и эффективной формой защиты прав и интересов бизнеса. Не случайно в развитых странах предприниматели предпочитают разрешать свои споры именно в торговых (коммерческих) судах, не входящих в государственную судебную систему и по сути являющихся третейскими судами.

Российское государство сегодня прямо заинтересовано в эффективной деятельности третейских судов, как важнейшего условия развития предпринимательства, формирования благоприятного делового климата и конкурентоспособного имиджа страны на международном уровне. На это направлен Закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Новый закон оправданно ужесточает требования к третейским судам. Сегодня необходимо оградить предпринимателей от «карманных» третейских судов, количество которых по стране достигло полутора тысяч, и только единицы имеют признание в бизнес-сообществе.

Как отметил В.В. Путин, Торгово-промышленная палата Российской Федерации обладает самым большим опытом в сфере третейского разбирательства, который необходимо как можно шире использовать для создания эффективной системы третейских судов на местах. Призыв президента страны стал базой для реализации совместной программы региональных органов власти и Липецкой ТПП по внедрению нового закона.

Официально программа стартует 27 октября в Арбитражном суде Липецкой области, где при поддержке областной администрации и судебных органов пройдет обу­чающий семинар «Деятельность третейских судов в свете нового Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», вызвавший большой интерес со стороны делового и судейского сообщества региона.

По реализации закона предстоит большая совместная работа администрации региона, областных судов, Торгово-промышленной палаты, направленная на решение важнейшей задачи — обеспечить безусловное доверие населения и предпринимательского сообщества к третейскому разбирательству и сформировать авторитетную систему третейских судов, работающих на основе лучших международных практик.

Для основной массы российских граждан, в том числе предпринимателей, механизм третейского разбирательства является инновационным, в силу действующего законодательства и сложившейся практики обращения в государственные суды. Как всякий инновационный продукт, внедрение коммерческого арбитража в предпринимательскую среду требует определенных усилий со стороны государства, бизнеса и общества, поскольку не вызывает сомнений, что без активного участия государства эта сфера не получит позитивного движения вперед. Это подтверждает отмеченный на федеральном уровне позитивный опыт взаимодействия исполнительных и судебных органов власти с Торгово-промышленной палатой и научными учреждениями по развитию в Липецкой области еще одного альтернативного способа рассмотрения конфликтов — медиации.

От конфликтов — к согласию

Практика показывает, что определяющая роль в продвижении правовых инноваций принадлежит судейскому сообществу. Именно авторитетные рекомендации судей обратиться в третейский суд должны стать на начальном этапе самым эффективным методом. Для повышения информированности судей, населения и делового сообщества о возможностях третейского разбирательства пройдут обучающие семинары и круглые столы, будут подготовлены и размещены в судах информационные материалы, планируется также проведение информационных кампаний в региональных СМИ, разъясняющих преимущества этого способа урегулирования конфликтов. Они значимы и очевидны.

Во-первых, возможность выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, регистрации компании или недвижимости. Судебное разбирательство не обязательно проводится в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в  любом месте Российской Федерации.

Во-вторых, это право выбора из списка арбитров конкретного третейского судьи, которому стороны больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру конфликта.

Следует отметить, что новый закон существенно ужесточает требования к арбитрам. Так, список арбитров должен состоять не менее чем из 30 человек. При этом к половине из них предъявляются требования по наличию 10-летнего стажа работы в качестве третейского судьи или судьи государственных судов. Третья часть арбитров из списка должна иметь научную специальность или ученую степень (к примеру, в области гражданского, международного частного, корпоративного, предпринимательского, энергетического права, гражданского и арбитражного процесса).

В-третьих, стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать также время рассмотрения спора.

Следующим преимуществом является оперативность рассмотрения дел. Все, кто хоть раз сталкивался с государственным судопроизводством, знают, что иногда рассмотрение отдельных дел длится месяцами, а то и годами. Третейские суды прямо не заинтересованы в затягивании процесса, и срок рассмотрения дел обычно не превышает одного-двух месяцев.

Немаловажный фактор — непубличное разбирательство дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией соблюдения конфиденциальности и сохранности коммерческой тайны.

Независимость и беспристрастность третейских судей также является одним из основных принципов третейского разбирательства. В новом законе данный принцип обеспечивается ответственностью арбитра за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих функций.

Для передачи спора на рассмотрение третейского суда стороны должны заключить третейское соглашение, указав выбранный ими суд. При выборе суда надо тщательно изучить вопросы, связанные с функционированием третейских судов, а также информацию о третейских судах, действующих в регионе. Далее необходимо оценить несколько параметров, которые помогут сделать правильный выбор в пользу конкретного суда: есть ли информация о третейском суде на сайтах областного и арбитражного судов, сколько существует суд, каково количество рассмотренных споров, необжалованных решений и решений, неотмененных государственным судом, в каких сферах деятельности накоплена судебная практика, юридический стаж и опыт судей.

Однако самым важным критерием при выборе третейского суда должна быть репутация самого суда и его учредителей, безупречная история, а также доверие со стороны населения, регионального бизнеса и судейского сообщества.

Надо сказать, что Третейский суд при Липецкой торгово-промышленной палате, основанный 20 лет назад и сегодня отвечающий всем вышеперечисленным критериям, ведет активную подготовку к работе в новых условиях. Дело в том, что торгово-промышленным палатам изначально принадлежит важная роль в развитии способов разрешения конфликтов в предпринимательской среде. В основу деятельности мировой системы ТПП заложен принцип стремления к достижению взаимности и примирению через посредничество. Закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» прямо указывает, что одной из задач ТПП является содействие урегулированию споров, возникающих между организациями и предпринимателями. Не случайно символом системы торгово-промышленных палат является жезл примирения в руках римского бога торговли Меркурия. Обвитый змеями, которые ранее пытались ужалить друг друга, жезл символизирует возможность примирения конфликтующих сторон, поиска взаимоприемлемых решений между конкурентами в бизнесе, между бизнесом и властью, и, в конечном счете, стремление к согласию в обществе.


«В предпринимательской среде есть спрос на так называемое частное правосудие. В новом законодательстве мы постарались сохранить его преимущество, включая неформальность процедуры разбирательства, возможность разрешить спор быстрее, а стало быть, и дешевле, что для деловых людей всегда было важным достоинством этой системы».

Дмитрий Медведев, Председатель Правительства РФ


«Реализация на территории Липецкой области Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» будет способствовать улучшению деловой среды в регионе за счет применения цивилизованных методов урегулирования возможных конфликтов».

Олег Королёв, глава администрации Липецкой области

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных