lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 февраля 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Место премьеры — Липецк!

25.02.2016 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Кадр из кинофильма «Республика ШКИД».
Кадр из кинофильма «Республика ШКИД».
Геннадий Полока.

В двух предыдущих номерах «ЛГ в четверг» рассказала о фестивалях «Ленфильма», проходивших в Липецке в минувшие 60-70 годы. Дни известной российской киностудии оставили заметный след в летописи культурной жизни областного центра. Сегодня – еще одна фестивальная история, связанная с фильмом «Республика ШКИД».

Двадцатые годы, любовь моя…


По-видимому, у телевизионщиков есть своя табель о рангах. В соответствие с чем они аккуратненько, тютелька-в-тютельку, отмеряют эфирное время юбилярами. Если юбилей у Георгия Свиридова, можно и поскромнее. А если что-нибудь круглое наступит в жизни Игоря Крутого или Игоря Николаева, тут нельзя скупиться. Николаева так же, как Пугачевой и Баскова, много не бывает.


Реестр Геннадия Полоки


Вот и сравнительно недавняя солидная дата в жизни Геннадия Полоки, конечно, получила-таки кое-какое освещение. Но не слишком яркое. И свет погасили быстро. Он же все-таки не Михалков и даже не Михалков-Кончаловский. Боюсь, нынешним зрителям, включая большинство моих читателей, это имя вообще незнакомо. Хотя фильмы Полоки, не сомневаюсь, они смотрели. Еще в детстве — гениальную «Республику ШКИД». А повзрослев — «А был ли Каротин?», «Одиножды один», наконец, пролежавшую Бог весть сколько лет на полке запрещенных кинолент «Интервенцию». Автор их по гамбургскому счету — живой классик. Наследник по прямой Сергея Эйзенштейна, для которого искусство театра и кино — это монтаж аттракционов, ударных, ошеломляющих, комических, трагических, из которых складывается мозаика времени, когда поэтическая условность ведет к особому видению реальности.


Геннадий Полока наверняка имеет свой реестр обид к советской власти. Она поглядывала на него настороженно и неласково. Причина? Да все та же: стилистические несовпадения. Если требовалась абсолютная торжественная серьезность, он позволял себе игру, иронию, гротеск. Если полагалось смеяться, он вдруг становился серьезен и драматичен. Если зрители ожидали приземлено-реалистической достоверности и крохоборческих подробностей, он создавал плакат или обнажал театральные, даже балаганные корни искусства. Не исключено, что во второй половине двадцатого века и сам Маяковский, будь он жив, с его «Мистерией-буфф», где революционные пролетарии карабкаются на небо, где действуют ангелы, черти, карикатурные капиталисты, тоже попал бы под подозрение и запрет. Это как у Ильфа и Петрова: «Скажите, почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?»


Полока такие недоуменные вопросы и претензии слышал не однажды. Но сегодня он не выставляет счет прошлому, не несет впереди себя, как хоругвь во время крестного хода, тот самый перечень запретов, поправок к готовым картинам, ломавших изначальный замысел, идей, зарубленных на корню. И не отрекается ни от чего созданного им после завидного успеха «Республики ШКИД». То есть не следует примеру Булата Шалвовича Окуджавы, очень уж поторопившегося объявить, что любимая многими поколениями его поклонников песня про комиссаров в пыльных шлемах — это заказуха, он ее сочинил чуть ли не под давлением, думая и чувствуя совсем не то, совсем не так. Полока по-прежнему влюблен в двадцатые годы минувшего века. И никакие тридцатые, пятидесятые или семидесятые не перечеркивают романтику и надежды энтузиастов той эпохи.


Ребята с улицы


Почему я столько пишу о Полоке? Потому что он дважды участвовал в ленфильмовском празднике в Липецке. На одном из первых фестивалей демонстрировалась «Республика ШКИД». Фильм покорял, подчинял себе сразу, с первых же кадров. Когда востроглазое беспризорное пацанье, заполнив весь экран, пело одновременно и тоскливую, и тайно озорную песенку о кошке, у которой четыре ноги, сердце в груди начинало болеть. Оно словно переворачивалось и раскрывалось, чтобы впустить в себя и сострадание, и восхищение этими упорными, полными жизни и энергии мальчишками. А потом появлялся Викниксор — молодой Сергей Юрский, директор детдома, правозвестник новой педагогики и вместе с тем интеллигент дореволюционного разлива. Говорят, прочитав повесть «Республика ШКИД», Макаренко заметил, что это добросовестно описанная педагогическая неудача.


Все-таки он был неправ. Хотя бы уже потому, что книжку-то эти написали два воспитанника ШКИДы, два питомца пафосного, с прямой по-дворянски, по-офицерски спиной Викниксора — Виктора Николаевича Сорокина. Во всяком случае, в фильме Полоки Викниксор побеждает. И побеждает сам режиссер, взявший на десять-пятнадцать главных (неглавных в картине, по-моему, просто нет!) ролей ребят с улицы. Иные из них были трудные, с очень непростой судьбой. Он, не помню, то ли предваряя, то ли завершая показ, говорил о них влюблено. Они всё оказались фантастически одаренными. На сей счет, к слову, у публики сомнений не возникало. Такой детский, подростковый ансамбль удавалось собрать, соединить и заставить играть на пределе психологической убедительности и в то же время в жанровом ключе, заданном постановщиком, разве что Ролану Быкову в «Чучеле» да Динаре Асановой в «Пацанах».


А уже в начале «перестройки», если не ошибаюсь, на последнем ленфильмовском фестивале седой Геннадий Полока демонстрировал и комментировал «Интервенцию» — о событиях, связанных с высадкой французских моряков в охваченной революционными страстями Одессе. Табу на нее было снято практически одновременно с «Проверкой на дорогах», «Комиссаром» и другими чем-то не понравившимися цензорам картинами хрущевских и брежневских десятилетий. Помню долгий диалог режиссера с членами в ту пору активно работавшего в Липецке киноклуба. Слушая нефорсированный, неактерский голос гостя, предпочитавшего вести неполитический, неидеологизированный разговор об искусстве, а не о текущем моменте, едва верилось, что именно этот тихий, спокойный, словно чуть отстраненный человек поставил на редкость темпераментную картину, в которой Высоцкий, Копелян, Аросева, Золотухин и другие блестящие мастера разыгрывали почти цирковые скетчи, да и само действие то и дело переносилось фактически на цирковую арену. Народное балаганное зрелище — ну, конечно, разве можно было выпускать его на экраны к какой-то круглой годовщине Великой Октябрьской революции, как планировалось первоначально? Не из-за этого ли показного серьезничанья и растеряны были творческие открытия и традиции первых советских лет, оказались в конце концов не ко двору ни Мейерхольд, ни Таиров, ни Бабель? А Геннадий Полока по природе своего дарования встраивается именно в эту цепочку…

* * *


Дни киностудии «Ленфильм» оборвались с той же закономерностью, с какой стали исчезать с большого экрана советские, а затем российские фильмы. Потом прошла информация, что и сам «Ленфильм» дышит на ладан. Его ветераны и корифеи, допустим Алексей Герман, обращались в правительство, пытались сохранить вторую по значимости после «Мосфильма» студию, с которой связаны великие имена, великие фильмы. Удалось ли это? Я не знаю. Но с благодарностью вспоминаю, что в годы, когда там рождались ленты, оставшиеся в истории и нашего, и мирового кино, Липецк дружил с ее мастерами. И они, быть может, тоже дорожили этой дружбой, этими связями не меньше, чем мы, их зрители и поклонники.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -7 C°  Ночь: -10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев
// Спорт

Новое хождение за три моря

Александр Дементьев
// Образование
Популярные темы 

От слова «участие»

Ольга Журавлёва // Власть

Бюджет развития

Галина Чернышова // Власть

«Моржи» просят поддержки

Ольга Журавлева // Спорт

Местами метель

Мария Гурова // Общество

У нас ищут 


  Вверх