Сб, 19 Января, 2019
Липецк: -1° $ 66.44 75.63
История | ИД Липецкая газета

Комсомольский призыв

Геннадий Яковлев | 25.02.2016
 

Жил в Раненбурге, нынешнем Чаплыгине, человек, которого по праву считают первым дорожным автоинспектором не только этого района, но и близлежащих, Данковского и Лебедянского. Механик Колыбельской МТС Павел Аксенов в середине тридцатых годов прошлого века не мог предположить, что у него впереди нелегкая служба сотрудника органов внутренних дел.

После школы сельский паренек Павел Аксенов выбрал для себя учебу в школе ФЗУ по автомобильному профилю. Автотехника, особенно на селе, ценилась в те годы очень высоко, и людей, знавших ее, можно было пересчитать по пальцам. Павел вполне был доволен своим выбором, но…

Однажды, в 1936 году, как впоследствии вспоминал Павел Георгиевич, его срочно вызвали в райком комсомола. А там, находящемуся на хорошем счету комсомольцу, предложили работу в милиции, в недавно образованной Государственной автомобильной инспекции. И Аксенов дал согласие. Так, уже в следующем году двадцатилетний парень пополнил ряды всесоюзной Госавтоинспекции.

Назначили его автоинспектором на территории аж… тринадцати районов Рязанской области. Из городов в его ведение попали Данков, Лебедянь и Раненбург. Разброс огромный, из конца в конец свыше 170 километров. И приходилось автоинспектору колесить по сельским дорогам на лошади, а где и пешком передвигаться, ведь такого понятия, как «служебный транспорт» тогда просто не существовало.

Машин в колхозах в те годы было мало, примерно несколько десятков на район, но все автомобили необходимо было тщательно осмотреть, выявить технические неисправности и доложить о проверке в Рязань.

Однажды приезжает Павел Аксенов с очередным отчетом к начальству в областной центр, а ему говорят: «Молодец, Аксенов! Хозяйство большое, но ты вовремя и хорошо с делом справляешься!» И наградили путевкой в Сочи, в санаторий НКВД «Бочаров ручей». Для молодого человека это был настоящий праздник…

В 1939 году война с Финляндией прервала работу инспектора ГАИ. Его призвали в Красную армию, в погранвойска. Но в 1941 году он оказался в стрелковой части на Украине, в районе Белой Церкви. Там командование узнало, что ранее боец Аксенов служил в ГАИ, и его назначили водителем автомобиля, перевозившего сотрудников военного трибунала корпуса.

Великая Отечественная для Павла Аксенова началась с бомбежки Львова. Когда утром 22 июня как обычно военные водители получали оружие, в небе услышали непривычный прерывистый гул, немецкие «юнкерсы» пикировали на город…

Всю войну Павел Георгиевич провел за рулем автомобиля — в механизированных частях. Победу довелось встречать в австрийской столице Вене. После демобилизации вернулся в родной Раненбург, думал продолжать службу в Госавтоинспекции, но ранение заставило сделать иной выбор. Пошел на «гражданку», стал командиром автомобильной роты, так в послевоенное время называли руководителей автомобильных хозяйств.

Это дело потребовало новых знаний, и Павел Аксенов поступает в Саратовский дорожный институт на специальность «автомобильный транспорт». Успешно защитив диплом, становится инженером-механиком.

Вся жизнь этого человека была связана с автотранспортом, с дорогами, он любил технику, ценил свою профессию. И в начале трудового пути, и в дальнейшем делал все от него зависящее, чтобы техника не подводила, дороги находились в удовлетворительном состоянии.

На пенсию Павел Георгиевич ушел с должности заведующего дорожным отделом Чаплыгинского райисполкома. Земляки помнят и ценят нелегкий труд первого раненбургского автоинспектора.

Анонс

В следующем номере рассказ о Раисе Стульниковой, для которой юидовское движение стало смыслом всей жизни