Вс, 17 Февраля, 2019
Липецк: -2° $ 66.70 75.25

С подписью «ВИШ»

Максим Павлов, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области | 21.02.2016

О ставших заметным событием в культурной жизни нашего региона выставках в честь юбилея одаренного художника Василия Шевченко «Липецкая газета» уже писала. А сегодня мы предлагаем всем, кто ценит творчество этого мастера, рассказ о жизненном пути Василия Ивановича, его трудном восхождении к вершинам. ­Публикуемые заметки — результат изысканий нашего автора, историка, архивиста. Они основаны на документальных материалах и воспоминаниях друзей, коллег, близких нашего земляка.

Когда говорят о Шевченко, неизменно вспоминают его слова: «Я сам по себе». Они даже были вынесены в название выпущенного несколько лет назад каталога произведений Василия Ивановича. Это было его кредо, лаконичный манифест творческой независимости, утверждавший право на собственное самовыражение, без оглядки на авторитеты. Он придерживался его и в годы нелегкого ученичества, причем отнюдь не в стенах художественного училища. И во времена, когда он считался всего лишь одним из многих дилетантов, самоучек, или, как их тогда, быть может, не без скрытого невольного пренебрежения, именовали — примитивистов. И когда к нему пришла известность, перешагнувшая и границы региона, и границы России.

Родился он в большой крестьянской семье в январе 1926 года. Его «малая родина» — село Колыбелка Острогожского уезда Воронежской губернии. Мальчишкой увлекся рисованием. В деревню на этюды приезжал какой-то воронежский художник и, закончив работу, выбрасывал тюбики с остатками красок в траву. Этими красками и пробовал писать Вася Шевченко.

В 1939 году семья Шевченко переехала в город Свобода (ныне Лиски). Там Василий поступил в железнодорожное училище. В начале войны училище эвакуировалось в Свердловск. Оттуда в 1943-м, не успев еще достигнуть призывного возраста, Шевченко шел на фронт. В январе 1945 года в боях под Кенигсбергом пехотинец получил тяжелое ранение. Память о войне отзывается во многих поздних его работах. Противопоставление Жизни и Войны стало лейтмотивом творчества живописца.

После войны художнику пришлось долго лежать в больницах и госпиталях. Многочисленные операции вызвали у него тяжелое заболевание сердца. Но он все-таки надеялся получить художественное образование. В конце 40-х хотел поступить в Саратовское художественное училище. Его брали сразу на второй курс. Но этой мечте не суждено было сбыться — опять подвело здоровье.

Однако жажда творить не давала ему покоя. В 1950 году он переехал в Липецк. В трудовой книжке за двадцать лет много записей, но основные — о работе художником-оформителем на ферросплавном заводе, в трамвайном депо. Шевченко, впрочем, пробовал себя даже в роли руководителя духового оркестра. К тому времени он обзавелся семьей, которую с трудом удавалось прокормить. Но он по-прежнему рисовал.

Искусствоведы заговорили о «липецкой школе». Ее яркими представителями были В. Сорокин, М. Виноградов, В. Дворянчиков и другие. Среди этих людей Василий Иванович чувствовал себя своим, вырабатывал собственный стиль. У него завязываются дружеские отношения с художниками Михаилом Виноградовым и Андреем Дюженковым. Он переходит на работу в художественно-производственные мастерские Липецкого отделения художественного фонда РСФСР.

«Человек должен все время думать — кто я, зачем, что сделал на свете, не зря ли существую? Мне кажется, в космическом пространстве человек — некий инструмент, он должен состояться, исполнить свое предназначение». Об этом Шевченко размышлял постоянно. В 80-е годы он наконец-то получил признание. Картины липчанина заинтересовали московских специалистов, знатоков. И все равно жилось ему непросто.

В 1989 году состоялась его персональная выставка в Московской галерее современного искусства. А в 1990-м Василия Ивановича приняли в Международную федерацию художников ЮНЕСКО, годом позже — в члены Союза художников России. За свою жизнь Василий Иванович написал около тысячи картин, участвовал в международных и всероссийских выставках. Одна из последних персональных экспозиций прошла уже после смерти художника в Музее наивного искусства в Москве (2012 г.).

Искусствоведы называют Василия Шевченко художником-нонконформистом. Представитель наивизма, он дал свободу своему воображению, метафоричности мышления и видения. Его диапазон — от наивной живописи до изысканного сюрреализма. Скончался художник в 1997 году, оставив нам замечательные полотна с характерной подписью «ВИШ». Сейчас основан Фонд его имени. Им руководит невестка художника Любовь Шевченко. На его базе создается музей Шевченко.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных