lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 февраля 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Место премьеры — Липецк!

18.02.2016 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Инна Чурикова в фильме «Начало».

«ЛГ» в четверг» продолжает публикацию воспоминаний о фестивалях киностудии «Ленфильм», которые проходили в Липецке в 60-70 годах прошлого столетия. Как правило, в ленфильмовских днях проходил показ самых нашумевших отечественных кинолент, а со зрителями встречались известные актеры, режиссеры, операторы. В предыдущем номере газета рассказала о фильме «Человек-амфибия». Сегодня — встреча с создателями не менее популярного некогда российского кинофильма.


«Начало» без продолжения


Инна Чурикова удивила: она была совсем не похожа на своих простодушных, прямолинейных, иногда грубоватых в своей открытости и откровенности героинь.


Пламенная героиня


Ничего от красноармейской сестры милосердия Тани Теткиной из взорвавшего оте­чественный кинематограф первого панфиловского фильма «В огне брода нет». Таких картин о Гражданской войне у нас до того не появлялось. Разве что «Сорок первый» Григория Чухрая, где противостояние «красной» и «белой» России лишалось расхожих штампов, где враг советской власти представал не зверем, не шаржированным злодеем, а тонким, благородным интеллигентом. И возникавшая между ним и красноармейкой Марюткой любовное чувство, неодолимое и обреченное, ломало всю логику революционной непримиримости. Человеческое и человечное пробивало броню ожесточения, оказывалось сильнее идеологической несовместимости.


В ленте «В огне брода нет» по-своему, но тоже менялся привычный ракурс в рассказе о людях, втянутых в воронку войны, вынужденных идти сквозь полыхающие пожары, которые никому не миновать, от которых никому не спастись. И чуриковская Таня Теткина добровольно, с непоколебимой верой сгорала в них дотла, считая подлостью бежать, уцелеть, выжить.


Мало походила актриса и на Пашу Строганову в «Начале» — фильме, который ленинградцы привезли на очередной фестиваль в Липецк, не помню уж какой по счету, то ли второй, то ли третий. Фабричная девчонка, увлеченная театром, размахивающая метлой Бабы Яги в какой-то самодеятельной клубной постановке. Неожиданно ее приметил кто-то из вторых режиссеров и пригласил попробоваться на роль… Жанны д,Арк. И она подошла, эта простецкая, неуклюжая девица с доверчивой улыбкой во все тридцать два зуба. Быть может, подсказкой для сценариста Евгения Габриловича и режиссера Глеба Панфилова были стихи Михаила Светлова, когда поэт ставил в один ряд и Жанну д,Арк, и скромную советскую рабфаковку?


Звезды и «звездность»


Но, так или иначе, после этих двух фильмов, этих двух в чем-то близких ролей и характеров Инна Чурикова на пресс-конференции, устроенной, если не ошибаюсь, прямо в гостиничном холле, выглядела чуть ли не абсолютной противоположностью и Тани, и Паши. Бросались в глаза ее беззащитность, интеллигентность, я бы еще добавил — нервность. Как будто бы ну с чего бы ей дергаться? Талантливая, превознесенная до небес сразу после премьеры «В огне брода нет» актриса в окружении провинциальных журналистов — зачем тревожиться, зачем нервно ломать тонкие пальцы беспокойных рук?


Нынче-то гастролеры с именем, удостаивающие периферию своим посещением, ведут себя как хозяева положения. В райдерных листах не стесняются указывать, на каких именно иномарках (об отечественном автопроме, естественно, и речи нет) им угодно курсировать полкилометра из отеля до филармонии и обратно, какого сорта чай или кофе они будут пить. Причем малейшая промашка, пустяковое отклонение от их требований провоцируют вспышку гнева, которую принимающая сторона полдня гасит лестью, униженными извинениями и обещаниями беспощадно покарать виновников.


Сравнительно недавно у нас давал концерт постаревший, заматеревший поп-исполнитель, в прошлом — протеже Аллы Борисовны Пугачевой. Известность его на спаде, но с тем большим высокомерием он держался перед этой провинциальной толпой. Посулив журналистке нашей газеты хотя бы десятиминутное интервью после концерта, он потом наотрез отказал ей. Мало того, передал через посредника, что, во-первых, утомлен, а во-вторых, не заинтересован в публикации в какой-то там периферийной газетенке. Любопытно, чего ради ему понадобилось добавлять про «газетенку»? Это тоже способ самоутвердиться помимо сцены, продемонстрировать и себе, и другим, до чего он крутой, не чета всяким прочим конкурентам, устраивающим «чес» по городам и весям?


Кстати, пару лет назад в Липецке в антрепризном спектакле играла и Чурикова. Обычно даже участие хороших актеров, мягко выражаясь, не гарантирует достойного уровня подобных гастрольных вылазок. Но Чурикова потрясла тех, кому повезло попасть в тот вечер в театр. Она играла так, как будто в зале собрались самые искушенные критики со всего света. У зрителей перехватывало дыхание от ее страсти, искренности и силы переживания. То есть за полвека она не растратила ничего, чем владела в молодости, не превратилась в циничного гастарбайтера, который, халтуря, стрижет в глубинке бабло.


Невоплощенный замысел


Но я о пресс-конференции в конце далеких шестидесятых. Я тогда уже работал в молодежной газете. Со мной на встречу с актрисой пришел мой товарищ, тоже журналист, любитель розыгрышей, или, как теперь сказали бы, «приколов». Послушав банальные вопросы коллег, он решил поразвлечься, а заодно и выпендриться. И с важным видом бдительного идеолога строго поинтересовался: а с какой стати ваша Паша Строганова, советская девушка, снимается в картине о француженке? Разве мало наших героинь, которых она могла бы сыграть, — Надежду Дурову, Зою Космодемьянскую, Ульяну Громову?


По-моему, Чурикова внутренне вздрогнула. Сейчас, задним числом, я предполагаю, что и Панфилову, и ей уже доводилось слышать что-то подобное от киноначальников, на худсоветах, от ленфильмовских партнадзирателей. И она, волнуясь, сбиваясь, начала объяснять, что Жанна д,Арк — это исключительная, легендарная фигура, она уже столетия как переросла границы национальной истории. Это символ женского мужества, верности, долга для всего человечества. Ну что-то в таком роде.


Ни мой товарищ, ни я, естественно, в тот момент не догадывались, что Панфилов и Чурикова вынашивают замысел большого фильма о Жанне. Что Панфилов уже работает над сценарием, который спустя несколько лет будет даже опубликован. По силе и талантливости эта драматургия, на мой взгляд, не слабее знаменитой пьесы о Жанне д,Арк Бернарда Шоу или романа Марка Твена. А если вспомнить, насколько великолепны были «французские», исторические фрагменты в «Начале» и как в них раскрылась Инна Чурикова, в отечественном кино наверняка должна была бы появиться выдающаяся картина, куда ярче и глубже большинства модных ныне импортных байопиков.


Но то, что газетчик предъявил актрисе в шутку, «в верхах» заботило всерьез. И так же, как Тарковскому не дали осуществить немало выстраданных замыслов, как Шукшин не сделал не оставлявшего его в покое «Степана Разина», Панфилов не получил «добро» на свою «Жанну»… У «Начала» не было продолжения.


И все-таки, думая об Инне Чуриковой, я вижу ее прежде всего в облике Жанны. Короткая мужская стрижка, черный мужской костюм, строгое, сосредоточенное лицо — и лишь в глазах мелькают тревожное предчувствие, страх, ожидание боли. Сомневаюсь, что и тогда, и теперь, полвека спустя, не только у нас, но и за рубежом кто-либо из лучших актрис способен сыграть эту загадочную и непреклонную и в своей преданности стране, и в страдании девушку, как это удалось Чуриковой. А если еще иметь в виду столкновение, сшибку кадров, где актриса разительно меняется, превращаясь из героини суровой далекой эпохи в наивную фабричную девчонку, то мы становимся свидетелями чуда, преображения, чуда редкого, неповторимого дарования.


О ней привычно говорили: она некрасива. Так и есть. Но Чурикова и в молодости была, и сегодня остается более чем красивой: она прекрасна. И с нею не дано сравниться ни одной из возникающих в гламурных сериалах красавиц, при появлении которых не сразу успеваешь сообразить: это уже фильм или пока еще рекламный ролик, когда очередная смазливая модель расхваливает пластиковые карты банка, станок для бритья ног либо крем от морщин и прыщей? Макияжа в избытке, ресницы длиннее сосновых игл, но ни намека на индивидуальность, самобытность, неординарность. Ничего, что хотя бы отдаленно напоминало то, чем в избытке одарена судьбой Инна Чурикова.


Да и фильм «Начало» сам по себе удивительный. Он и сегодня смотрится на одном дыхании, как когда-то на премьере в Липецке во время фестиваля студии «Ленфильм».


Окончание в следующем номере.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 6 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: -11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Праздник для книгочеев

Кирилл Васильев
// Общество

Немузейные экспонаты

Елена Панкрушина
// Общество

Истина рождается в... игре

Ольга Шкатова
// Общество

Когда «Дионис» отдыхает

Игорь Волгин, фото автора
// Общество

Экспансия на внешние рынки

Владимир Петров
// Экономика
Популярные темы 

Город умеет удивлять

Кирилл Николаев // Общество

Настрой на перемены

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Тербунов
Ирина Смольянинова // Общество

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев // Спорт

У нас ищут 


  Вверх