lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 февраля 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Слёзы любви (фото)

15.02.2016 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Общество

Журнал открывает новую рубрику «Русская лампада». Она посвящена 1000-летию русского прихода на Афон, вернее, тысячелетию первого письменного упоминания о присутствии русских монахов на Святой горе. На страницах «Итогов недели» будут публиковаться воспоминания людей, побывавших в Земном Уделе Богородицы, интервью с липецкими священниками, монашествующими и мирянами, которым посчастливилось подниматься по священным афонским ступеням. Стать нашим попутчиком на этом пути выразил согласие портал «Русский Афон», созданный по благословению Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Наше путешествие сквозь толщу русских лет мы начинаем с лебедянской земли, которая дала миру великого молитвенника за всех когда-либо живших на Земле людей – Преподобного Силуана Афонского. В этом году Православный мир отмечает 150-летие со дня его рождения.


Скучает душа моя о Господе



…Прежде чем отправляться в командировку, мысленно прошу помощи у того человека, к которому еду. Так было и в канун поездки в Шовское к батюшке Силуану. И когда дорога начала отматывать километры, стала ждать знака…


ФОТО


В 1866 году в селе Шовское Лебедянского уезда в крепкой многодетной крестьянской семье Ивана Антонова появился на свет мальчик, окрещённый в местной церкви Рождества Христова Семёном. Его родители были людьми набожными, приветливыми, у них частенько останавливались странники, например, книгоноши, распространявшие среди крестьян различную литературу. Отец Семёна был неграмотным, но душеспасительные беседы любил. В один из вечеров он разговорился с гостем, думая вынести для себя что-то хорошее. Но пришелец оказался человеком современным (XIX столетие – время нигилистических идей) и спросил Ивана Антонова: «А Бог где?». Вопрос поразил четырёхлетнего Семёна, услышавшего разговор взрослых. Именно тогда он решил, что пойдёт по земле Бога искать. Отец как мог успокоил сына, сославшись на глупость гостя. Но заноза засела в душу и сердце Семёна Антонова и не выходила оттуда до его девятнадцатилетия.


В тот год он работал столяром в имении князей Трубецких, где услышал о духовных подвигах и святости Иоанна Сезёновского, жившего некогда в соседнем селе Сезёново. Молодой человек понял: Бог есть везде и искать его не нужно, нужно ему служить. Он попросил у отца благословения уйти в Киево-Печерскую лавру. Но отец предложил сыну сначала отслужить в армии, а затем уже следовать своему устремлению.


– В нашем селе тогда было два богатыря, два равных по силе и мощи человека – Семён Иванович Антонов и Василий Никитович Стрельников, – рассказывает местный житель, пенсионер, недавно – учитель труда, Евгений Алексеевич Польшин. – Они были ровесники, но Силуана я, естественно, не застал, а вот с Василием Никитичем частенько сталкивался. В моё детство он, как и брат Силуана – Николай, – подвозили керосин на поля. Однажды Стрельников застрял в грязи на лошадёнке, а мы на полуторке никак не могли его объехать. Глядим, Василий Никитич разулся, поднял на руки огромную бочку керосину, отнёс её на пригорок, распряг лошадь, сам взялся за оглобли и вывез повозку на сухое место. И всё жалел лошадь, приговаривал, мол, как ты можешь вытянуть такую ношу, если мне трудно. Рассказывали, что Силуан обладал не меньшей, если не большей силой.


Сохранились воспоминания, как Семён Антонов голыми руками вытаскивал из печи горячий чугун со щами и ставил его на стол, за которым кушали работники, ударом кулака перебивал толстую доску. Местные рассказывали, как широко гулял этот завидный для многих шовских девушек жених, однажды он даже чуть было не убил одного из братьев-сапожников, перешедших ему дорогу.


Но всегда и неотступно за ним велось наблюдение. С небес. И Семён это чувствовал. Так, после одной из гулянок, ему приснилось, что в рот заползает змея. Проснувшись от омерзения, услышал он голос: «Тебе противно? А каково Мне смотреть, как ты грешишь!». До конца своих дней преподобный Силуан был уверен, что ему являлась Богородица.


В Петербурге, во времена службы в лейб-гвардии саперном батальоне, он, сидя в трактире, подумал, что в это время на Афоне идёт непрестанная молитва. Тогда-то ему и обозначилась конечная точка его пути. Вернувшись домой в 1892 году всего на неделю, он испросил благословение у отца и отправился на Святую гору. О своём родителе, который всегда оставался для него истинным примером, старец сказал однажды: «Я в меру отца моего не пришёл. Он был совсем неграмотный, и даже «Отче наш» читал с ошибкой, говорил «днесть» вместо «днесь» – заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек. Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий».


– В 1892 году из Шовского на Афон ушли сразу два Семёна – Антонов и Семьянский, который писал письма домой и упоминал в них о духовных подвигах односельчанина, ставшего Силуаном, – уточняет заведующая библиотекой посёлка Культура Шовского сельского поселения Татьяна Ивановна Колобовникова.


В 1896 году инок Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, в 1911 году принял схиму. В монастыре он провёл 46 лет. Умер Преподобный 11 сентября 1938 года в Афонской больнице. А в год тысячелетия крещения Руси – в 1988 году – патриархом Константинопольским был причислен к лику святых. О его подвигах, стяжении умной сердечной молитвы, видении Господа можно прочитать и в Житии святого, и в книгах, написанных его келейником, архимандритом Софронием Сахаровым. Известно, что в годы Русско-японской войны с 30 декабря 1904 года по ноябрь 1905 года Силуан Афонский возвращался в родное село. Об этом нам рассказала Галина Васильевна Подзорова. Её мама, Анисья Ивановна Иванова, в девичестве Безлепкина, в возрасте двенадцати лет несколько раз беседовала со старцем.


– Преподобный – ровесник моему деду, Ивану Исаевичу Безлепкину, – вспоминает Галина Васильевна. – По подворью Антоновы были Севастьяновы. Когда Силуан вернулся домой, весть об этом быстро по селу разнеслась. Местные стали посещать монаха, который соорудил себе за домом на большаке келью: оплёл столбы хворостом, обмазал глиной, а дверь сделал из соломенных щитков. Наведывалась к нему и мама с сёстрами. Мама вспоминала, что с ними, девчонками, преподобный разговаривал удивительным языком. Однажды вывел их на улицу и попросил посмотреть на солнышко. «Видите, как от светила во все стороны расходятся лучики? Так и у Бога глазки – всех видят. Кто плохо сделал, того накажет, а за хороших деток порадуется»… Если бы тогда, в детстве, знать, как мамины воспоминания пригодятся, я всё бы записала. А тогда вполуха слушала, да играть бежала. Но запомнила ещё одну историю…


– Местная девица Настя влюбилась в Силуана, приходила к нему в келью молиться, – продолжила рассказ Галина Васильевна. – А подружкам всё жаловалась да совета просила, как ей соблазнить его. Те и сказали: мол, подойди сзади и обними внезапно, он и поддастся. Но едва Настасья прикоснулась к монаху, как почувствовала, что под рубахой у него надеты цепи – вериги. Силуан обернулся к ней и сказал: «Уходи, дева, я не ваш». Об этом Анастасия сама рассказывала по селу. Мама была из верующей семьи, но после общения с Силуаном её вера укрепилась ещё больше. У нас в доме иконы никогда не убирались, несмотря на то, что родители работали в колхозе. Когда разрушали наш храм, мне было десять лет – в 1937 году. Люди тогда плакали, но сделать ничего не могли, даже иконы забирать безбожники не разрешили – святыми ликами потом топили сельсовет и школу. А я хотела нагнуться и забрать позолочённого ангелочка, так за мной бросился чекист, я едва успела спрятаться в толпе.


Сегодня храм Рождества, выстроенный на средства помещиков Дурасовых, восстанавливается. Когда-то один из Дурасовых пригласил в Шовское архитектора из Прибалтики, чтобы поставить на своей земле прекрасную церковь. Сегодня её возвращает к жизни настоятель, иерей Николай Молокоедов, тоже служивший на Балтийском побережье в городе Гусеве в морской пехоте.


– Пять лет назад, когда я сюда вошёл, храм представлял жалкое зрелище, – показывает нам уже возрождающуюся святыню отец Николай. – Три года мы служили при буржуйке. А недавно москвичка Ольга Николаевна Котлышева помогла нам полностью отделать храм изнутри, провести свет и отопление. До революции в церкви на полу были постелены большие медные пластины. Старожилы рассказывали, что когда свет от свечей или солнечные лучи из-под купола попадали на них, всё пространство храма озарялось неземным светом. Приход здесь был всегда большим, богатым из зажиточных крестьян, купцов и казаков. Сегодня же на службу может прийти четыре человека…


Вспомнив об этом разговоре, я чуть позже спросила Галину Васильевну Подзорову:


– Почему из села ушла вера?


– Это не вера ушла, – вздохнула Галина Васильевна. – Это люди ушли.


Сейчас в Шовском проживают 323 человека. По словам главы сельской администрации Николая Александровича Яковлева, люди работают в школе, в сельсовете, на почте, в сельхозпредприятии «Первомайское», в Агрономе и Лебедяни. А раньше здесь стояли большие колхозы «Инициатор» и «Культура»…


– Знаете, как мы восстанавливали церковь на моём первом приходе в посёлке Сахарного завода? – спрашивает отец Николай. – Проводили в храме уроки труда, затем к детям присоединились родители. Так церковь и поставили. А здесь, в Шовском, что-то тяжеловато. Хотя меценаты нас не оставляют, но это в основном приезжие люди. Липецкий предприниматель помогает ставить часовню на месте кельи Преподобного Силуана, выкупил его родовой дом. Есть у нас ещё одна святыня – источник Силуана Афонского. Его необходимо расчищать, вода одно время почти полностью ушла, но пока мне не удалось найти помощников.


В селе наиболее почитаема икона Божией Матери «Скоропослушница», есть в храме и список с чудотворной Киккской иконы, что хранится на Кипре – этот образ тоже пожертвовал благотворитель из столицы. Возвращаются домой и старинные храмовые иконы – Святителя Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Только вот литературы о святом Силуане, его образов в Шовском храме мало. И это несмотря на то, что на Западе издано огромное количество книг и воспоминаний о Силуане Афонском. Всё это, конечно, благодаря архимандриту Софронию Сахарову. Кстати, на юбилейные торжества на родину преподобного опять собирается большая делегация из Лондона, других стран, где его почитают.


В этом году мощи Силуана Афонского впервые покинут Святую гору и отправятся в путешествие по России. Быть может, одной из остановок ковчега с мощами будет и наш регион. Если бы маленькая частичка их оказалась в храме Рождества Христова в Шовском, паломничество на родину Силуана Афонского усилилось бы.



Уроки земли


С отцом Николаем мы поднялись на колокольню Рождественской церкви, ударили в колокола (тоже недавнее приобретение). Батюшка напомнил, что раньше, когда совершались службы, вся округа наполнялась целительным колокольным звоном – Троекуровская обитель, Сезёновский монастырь и церковь Рождества Христова в Шовском говорили с небесами колокольными языками.


…Шовское, Сезёново, Троекурово, Троицкий монастырь в Лебедяни и сам город – уникальная русская провинция, опоясанная батюшкой Доном. С её сказаниями о разбойнике Тяпке, что стал одним из первых насельников тогда мужской Троицкой обители. С легендами о пребывании в том же монастыре знатного боярина Фёдора Романова, будущего патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых. С запрятанными кладами, потаёнными подземными ходами и самодельной веткой метро, проложенной лебедянцем Владимиром Мулярчиком. Всё это и многое другое может быть интересно не только жителям нашей области, но и гостям региона. Об этом мы говорили с главой Лебедянского района Михаилом Ивановичем Мицуком, который напомнил, что Лебедянь делала первую попытку выстрелить в туристическое яблочко одновременно с Ельцом и Задонском… Иногда, чтобы достигнуть желаемого результата, нужно сделать несколько штрафных кругов.


– У нас есть всё, чтобы привлечь туристов, – считает Михаил Мицук. – В районе 129 памятников истории, культуры и архитектуры. В первую очередь лебедянская земля привлекает православных паломников, любящих посещать три наших монастыря – Троекуровский, Сезёновский и Троицкий, которому через четыре года исполняется четыреста лет. Когда мы с внучкой бываем в этой старинной обители, она восхищённо вздыхает: «Дедушка, как в сказке!». В год стопятидесятилетия Силуана Афонского мы отремонтировали спортзал в шовской школе, положили асфальт по селу и приняли решение обновить семь километров дороги к храму. К нам постоянно приезжают почитатели батюшки Силуана из Англии, Норвегии, Чехии, Словакии, в этом году их будет намного больше. Мы восстанавливаем храм в Грязновке, созданный по проекту архитектора Баженова. Но помимо православных святынь в Лебедянском районе много красивейших мест. Например, молодожёны уже давно протоптали тропу на Кураповские (Троекуровские) скалы, мы запланировали в скором времени проложить туда хорошую дорогу. Когда у меня самого тоскливо на душе, я уезжаю на берег Красивой Мечи и любуюсь необыкновенными пейзажами. Или ставлю палатку на Сезёновском пруду. Мечтаю создать некую рекреацию на плато у сахарного завода, где Красивая Меча впадает в Дон – это потрясающее по своей красоте место.


Лебедянь дала миру и России много выдающихся людей. Среди них – один из основателей русской пианистической школы Константин Николаевич Игумнов. Мы сегодня ремонтируем музыкальную школу, названную его именем, решаем вопрос о восстановлении родового дома Игумновых. В течение нескольких лет в центре Лебедяни реставрируется удивительный памятник – торговые ряды. У нас есть задумка разместить в одном крыле районную детскую библиотеку. Мы благоустраиваем наш город, обновляем дороги, прокладываем новые, хотим пустить грузовые машины в объезд Лебедяни, разгрузив центр. Ещё совсем недавно мы испытывали дефицит в гостиницах и кафе – сегодня проблема почти решена. В этом году откроется ещё одна гостиница – для паломников с трапезной в селе Троекурово.


…Лебедянь встретила нас солнцем, отражённым в витринах магазинов, окнах домов, в ледяной корке на снежных островках, что ещё остались вдоль дорог. Оно поблёскивало голубыми огоньками, отталкиваясь от кристалликов льда, ослепляло оранжевыми всполохами, отскочившими от проезжающей машины. Оно совсем по-весеннему ласкало лицо…


Люди на пешеходной улице Мира спешили каждый по своим делам. И только маленький мальчик в шапочке-дракончике отчаянно врезался в стаю голубей, с восторгом разгоняя пернатую братию, которая каждый раз с шумом поднималась невысоко в воздух, делала круг и возвращалась обратно к мальчишеским ногам.


– Сеня, Семён, – позвала маленького озорника мама.


…А мне показалось – это батюшка Силуан послал знак. А быть может, и благословение…


Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ и портала «РУССКИЙ АФОН»


В ТЕМУ

Престол неба

Афон издревле считался святым местом. Ещё греки-язычники совершали сюда паломничества, чтобы поклониться богине Артемиде, чьё изображение до сих пор хранит одна из скал.


А в 44 году на гору поплакать о Сыне и принести Евангельскую весть пришла Богородица. С тех самых пор Афон – это земной удел Божьей Матери, куда «заказан» путь иной женщине. За всю православную историю Святой горы только сербской принцессе Марии Бранкович было дано ступить на эту землю. В 1433 году её отец, сербский правитель Георгий Бранкович, был вынужден отдать свою малолетнюю дочь Маро (Марию) замуж за турецкого султана Мурада Второго, сын которого – Мухаммед (Мехмет) Второй – захватит Константинополь в 1453 году. А Маро, имея большое влияние при дворе султана, бросится спасать святыни православной столицы. В 1470 году она отправилась с ними на Афон. Корабль пристал неподалеку от сербского монастыря святого Павла (ныне – греческого). Маро стала подниматься в гору, но на полпути остановилась – ей явилась Пресвятая Богородица, и раздался голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Сейчас на этом месте установлен крест. Маро, пав на колени, передала святыни, привезённые в десяти ковчегах, в том числе и Дары волхвов. И вернулась на корабль…


Первые аскеты пришли на Афон с востока Египта в VII веке. А уже в 885 году греческий император Василий I объявляет полуостров монашеской автономией. Русский Афон, как сейчас официально считают, начался с преподобного Антония Печерского (983-1073), основателя Киево-Печерского монастыря, отца русского монашества. К 1016 году относится первое документальное свидетельство о наличии на Святой горе русского монастыря. От этой даты и ведётся официальный отсчёт русского присутствия на Афоне.


В истории русского Афона бывало всякое: годы, когда половина монашествующих состояла из выходцев из России, а были времена забвения, гонения. Здесь подвизались многие молитвенники за мир и людей, самым почитаемым из которых стал преподобный Силуан Афонский, наш земляк, слёзно молившийся о каждом из нас.


С первого и по сей день Афон – это негасимая свеча, защита наша под покровом Богородицы. Человеческое оправдание.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 5 декабря 2016 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Популярные темы 

Город умеет удивлять

Кирилл Николаев // Общество

Настрой на перемены

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Тербунов
Ирина Смольянинова // Общество

Чемпионами не рождаются

Владимир Перцев // Спорт

«Испытания сделали нас сильными»

Виктор Смирнов // Власть

У нас ищут 


  Вверх